Файл: Практическая работа 1 Дисциплина Конституционное право часть 2 кейс1 Выполнил(а) Амирова Асия Даулетовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа


Практическая работа №1
Дисциплина: Конституционное право часть 2
КЕЙС№1

Выполнил(а):

Амирова Асия Даулетовна

(Ф.И.О. студента)

ЮСУПз-1122(2)

(группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

Омск, 2023


Кейс 1.

Ситуация № 1

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов законодательного органа субъекта РФ отказала М. в регистрации по причине неснятой и непогашенной судимости, хотя все необходимые документы М. предоставил в срок. М. обжаловал решение комиссии в соответствующий суд.

Ситуация решается на основании норм Конституции РФ (с последними изменениями и дополнениями) и федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями), Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Проанализировав соответствующие положения документов, разрешите поставленную ситуацию, определите:


1. Какой суд должен рассматривать данную жалобу?

В соответствии со статьями 22 и 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности, установленных статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ, частью 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, пунктом 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ, частью 17 статьи 15, частями 7-10, 12 статьи 91 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, пунктами 4, 5 и 6 статьи 84 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации по правилам главы 23 и 26 ГПК РФ, как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23 ГПК РФ).


Исходя из положений статьи 24 ГПК РФ районными судами, в частности, рассматриваются и разрешаются дела: об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме

уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России), избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; об отмене регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов при проведении муниципальных выборов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников такого референдума; о расформировании избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;


2. Каким может быть решение суда?

Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от В соответствии со статьями 22 и 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности, установленных статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ, частью 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, пунктом 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ, частью 17 статьи 15, частями 7-10, 12 статьи 91 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, пунктами 4, 5 и 6 статьи 84 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации по правилам главы 23 и 26 ГПК РФ, как не отнесенные законом к их подсудности (статья 23 ГПК РФ).



Исходя из положений статьи 24 ГПК РФ районными судами, в частности, рассматриваются и разрешаются дела:

об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России), избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

об отмене регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов при проведении муниципальных выборов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников такого референдума;

о расформировании избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

12 июня 2002 г. № 67-ФЗ определено, что, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Согласно подпункту "е" пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 указанного Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.


3. Перечислите основания отказа в регистрации кандидата в депутаты?

Статья 80. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отказать в регистрации кандидата в случае, если:

а) установлено, что сведения, представляемые кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер;


б) установлен факт проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации;

в) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона, кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей, выдвинувшими кандидата, их уполномоченными представителями;

г) грубо или неоднократно нарушался запрет на участие органов управления организаций всех форм собственности в сборе подписей, запрет на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписей, запрет на сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы, получения иных денежных выплат;

д) кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 1 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

е) кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

ж) кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

з) кандидат не представил первый финансовый отчет;

и) кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;

к) имеют место иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Ситуация № 2

Н., будучи депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при голосовании за проект Федерального закона «О бюджете Российской Федерации» на 2005 г. подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции «Единая Россия» о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной Думы Н. депутатских полномочий.


Ситуация решается на основании норм Конституции и федерального закона № 145-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (с последними изменениями и дополнениями) «О счетной палате Российской Федерации», Федерального закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Проанализировав соответствующие положения документов, разрешите поставленную ситуацию, определите:

1. Правомерно ли решение депутатской фракции о лишении Н. депутатских полномочий в данной ситуации? Перечислите обязанности депутата Государственной Думы.

Лишение фракции Единая Россия полномочий депутата Н. в данной ситуации неправомерно.

В статье 4. Федерального закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Содержится список оснований, по которым полномочия депутата Государственной думы могут быть прекращены досрочно. Среди них не такого основания как лишение депутатских полномочий по причине нарушения депутатом фракции консолидированного голосования.

Соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ;

Отчитываться перед избирателями;

Выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ;

Представлять декларацию о доходах на имущество.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

Обязанности депутата:

Участие в заседаниях Думы;

участие в формировании и работе  комиссий Думы;

выполнение поручений Думы 

внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;

участие в депутатских слушаниях;

обращение с депутатским запросом;

участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;

участие в расследованиях, проводимых Думой;

и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;