Файл: Развитие мышления в дошкольном возрасте 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5

1.1. Психические и возрастные особенности детей дошкольного возраста 5

1.2. Мышление как предмет психического исследования 8

1.3. Специфика мышления в дошкольном возрасте 11

1.4. Постановка проблемы 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Изучение особенностей становления мышления раскрывает потенциальные возможности для развития способностей человека, так как мышление не является отдельным психическим процессом, оно присутствует во всех познавательных процессах, а именно в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи.

Высшие формы всех перечисленных процессов связаны с мышлением, а степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. Знания о функциях мышления, его структуре и критериях развития позволили специалистам разработать большое количество психологических тестов, приемов и методов теоретической диагностики практического мышления.

В психологии восприятие музыки, её слушание определяют как одно из основных видов деятельности в музыкальном искусстве, которое должно воспитываться и прививаться с ранних лет. Степень восприятия музыки при слушании прямо пропорциональна не только музыкальной подготовленности, но и общей культуры человека. С точки зрения философии, к специфике музыкальных восприятий относят такое понятие, как эстетическое созерцание, которое выражается в целенаправленном восприятии музыки как художественная ценность, при сопровождении духовно–эмоциональных переживаний. В педагогике музыкальное восприятие определяется как познание и оценка музыкального произведения на эмоциональном и сенсорно-интеллектуальном уровне.

Цель исследования – исследование продуктивности мышления дошкольников в связи с характером музыкального фона

Задачи исследования:

– изучить психические и возрастные особенности детей дошкольного возраста
,

– рассмотреть мышление как предмет психического исследования,

– определить специфику мышления в дошкольном возрасте,

– определить проблему исследования,

– провести исследование продуктивность мышления дошкольников в связи с характером музыкального фона,

– провести анализ полученных результатов.

Объект исследования – продуктивность мышления дошкольников.

Предмет исследования – продуктивность мышления дошкольников в связи с характером музыкального фона.

Психологические основы, сущность и способы развития восприятия музыки исследованы в работах таких ученых, как Э.Б. Абдулина, Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Д.А. Добринских и др.

Проблемой развития творческого восприятия музыки у детей младшего школьного возраста и игровых технологий в обучении музыки занимались такие ученые, как Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик– Пашаев и др.

Задачи опытно–исследовательской работы:

1. Выбрать диагностические методики

2. Изучить показатели уровней продуктивности мышления дошкольников в связи с характером музыкального фона

3. Проанализировать результаты диагностики.

4. Выделить уровни развития продуктивности мышления дошкольников в связи с характером музыкального фона

Исследование мы проводили на базе МАДОУ детский сад № 404. В экспериментальной и контрольной группах участвовали учащиеся 4-х групп, в каждой группе по 29 человек.

С детьми из экспериментальной группы проводились программы музыкального развития. Контрольная группа была также исследована, но данные программы не проводились.

Методики исследования:

Методика 1. Л.В. Школяр «Выбери музыку».

Методика 2. Следующая методика, которую мы провели в рамках констатирующего эксперимента это игра – тест «Музыкальная палитра».

Методика 3. В качестве третей диагностики мы использовали «Цветовой выбор настроения».

Методика 4. Наблюдение за проявлениями детей в музыкально- ритмической деятельности.

Методика 5.Диагностическая ситуация «Хочу дослушать».

В качестве метода сравнения параметров экспериментальной и контрольной групп был избран статистический t – критерию Стьюдента.

Подобранный психодиагностический инструментарий соответствует возрасту испытуемых и позволяет выявить уровень их тревожности и способности к распознаванию эмоций.



Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка используемой литературы



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ




1.1. Психические и возрастные особенности детей дошкольного возраста



Каждому родителю, воспитывающему ребенка 3-6 лет, следует знать его психологические особенности. В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера. Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития.

В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.

Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

– младший дошкольный возраст (3-4 года);

– средний дошкольный возраст (4-5 лет);

– старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития. В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм — все это признаки кризиса 3 лет.

Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи, словарный запас насчитывает более 1000 слов. Внимание и память носят непроизвольный характер.

У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе,
понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план. Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность. Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.

Развитие ребёнка, основанное на ощущениях представляет собой ни что иное как совершенствование наглядных представлений. За счет снижения порога чувствительности у ребёнка обостряется зрение, различение цветовой гаммы и высоты звуков, форм и веса предметов. Обследуя объекты, дети уже способны различить их характерные свойства. К сенсорным функциям подключается наглядно-образное мышление, которое потом перейдет в схематическое и логическое. Умение сопереживать героям сказок постепенно сменяется собственными видами творчества — лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Т.е. постепенно ребёнок от представлений переходит к практике. Развитие детей дошкольного возраста вступает в новую фазу -- наступает момент оценки своих деяний, а значит момент нравственного воспитания. Ребёнку просто необходимо одобрение его поступков и поведения, похвала действий творческого характера. Развитие ребёнка все больше обуславливается воздействием внешних факторов и непосредственным личностным взаимодействием с ними.

По мнению психологов к 7-ми годам развитие речи у детей становится необходимым средством мышления и общения. Увеличивается словарный запас, ребёнок начинает правильно слышать и говорить. Он старается творчески развивать родной язык, к тому же развитие речи у детей начинает носить осознанный характер и активно включается в познавательный процесс. Рассказывая об увлекательных событиях, ребёнок пытается придать своей речи еще и эмоциональную окраску. В итоге в дошкольном возрасте ребёнок усваивает те же формы устной речи, что и взрослые. Задатки его психического развития раскрываются во всей полноте. Общение со сверстниками в этом случае становится более полноценным и способствует грамотному развитию речи у детей, а вместе с ним и развитому процессу мышления.