Файл: Самостоятельная работа Вопрос Стили руководства. Общение с подчиненными Стили руководства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа
Вопрос № 5. Стили руководства. Общение с подчиненными
Стили руководства
В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства. В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты.
1. Авторитарный стиль руководства (от лат. auctoritas — власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.
При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы.
Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера.
Общение с подчиненными
Существуют множество стилей общения между руководителем и подчинённым, рассмотрим некоторые из них:
1. Субординационный стиль общения. Это общение между руководителями и подчиненными, в основе которых административно - правовые нормы. Он предусматривает уважительное общение и отношение как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней.
При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчинённых, но каждый подчинённый непосредственно имеет только одного руководителя. Работник может подчиняться нескольким руководителям одновременно, и при этом каждый из этих руководителей контролирует осуществление конкретной своей функции.
2. Служебно-товарищеский стиль общения. Это общение между коллегами, в основу которого положены административно-моральные нормы, отношения координации, согласования. При таком стиле общения следует придерживаться более легкого и не официального общения.
3. Дружеский стиль общения. Это общение между руководителями, между руководителями и подчинёнными. В основе такого общения лежат морально-психологические нормы взаимодействия, отношения симпатии.
Руководитель, вызывающий к себе чувство симпатии и доверия, получает возможность более эффективно организовывать людей для достижения результатов и ему легче наладить общий язык с коллективом и в дальнейшем с ним благополучно и продуктивно работать. О вопросе общения писали С. Самыгин, А. Руденко в своем учебном пособии "Деловое общение. Культура речи" Самыгин С., Руденко А. Деловое общение. Культура речи. Учебное пособие. Издательство КноРус, 2016 г. - 480с.. Систематично, последовательно и логично они освещают основные характеристики общения. Дан детальный анализ структуры делового общения.
При общении руководителя с подчинённым огромную роль играет не только стиль общения, но и жанр общения, то есть, как руководитель может обращаться к подчинённому.
Рассмотрим некоторые жанры общения:
1. Приказ.
Состояние управленческого решения:
- управленческое решение принято. Направление перемещение информации:
информация поступает от начальника к подчинённому.
2. Беседа.
Состояние управленческого решения:
- управленческое решение не принято, имеется необходимость в его выработке.
- управленческое решение принято и доведено исполнителю, появилась потребность в дополнительном организационном или морально - психологическом воздействии на подчинённого.
- сложились обстоятельства, в которых необходима корректировка ранее принятого и доведённого исполнителю управленческого решения.
Направление перемещение информации:
- информация идёт в двух направлениях от подчинённого к начальнику и наоборот.
3. Совещание.
Состояние управленческого решения:
- имеется несколько вариантов управленческого решения, необходимо определить самое оптимальное из них.
Направление перемещение информации:
- информация перемещается в двух направлениях.
4. Отчет.
Состояние управленческого решения:
- управленческое решение принято и ранее доведено исполнителю. Направление перемещение информации:
- информация идёт от подчинённого к начальнику.
5. Переговоры.
Состояние управленческого решения:
- необходимо принятие или выработка совместного управленческого решения двумя и более субъектами управления.
Направление перемещение информации: информация поступает в любом направлении, в соответствии с количеством участников и их статусом.
Руководитель в процессе всей своей деятельности проходит ряд стадий поведения: от самой жёсткой, категоричной, где надо проявлять жёсткость и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где руководитель становится равным собеседником без признаков доминирования. Но следует различать ситуации, где и как надо себя вести и как с кем разговаривать. Характер отношений может сформировать взаимодействие или противодействие.
Руководитель, принимая решения и реализуя их, должен управлять возникающими при этом реакциями подчиненных, коллег, вышестоящих руководителей и конкретных представителей внешней среды.