Файл: Лексические нормы.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ


(УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С ТОЧНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ И ТРЕБОВАНИЯМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ)


ЛЕКСИКА


(гр. lexicos — словарный, lexis — слово, выражение) обозначает весь запас слов каждого языка. Поэтому лексиконом называют иногда словари и словарный запас одного человека.
Слово — важнейшая единица языка.
Слова имеют лексическое и грамматическое значение.
Лексическое значение имеют слова, являющиеся самостоятельными частями речи. Служебные слова не называют понятий.


ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА


однозначные имеют одно лексическое значение (диалог, тюль);
многозначные имеют 2 или более лексических значений
(золотой, расцвести)


ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ


Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количества выступают в прямом значении (прямо указывает на предмет, действие, явление — седая голова, вершина горы, потерять шляпу).
Если прямое значение слова переносится на другой предмет (седая зима, вершина славы, потерять покой), то у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Переносное значение слова может закрепиться за предметом (признаком, действием) и стать прямым значением: нос человека (прямое), нос лодки (переносное), нос лодки (прямое).
Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо.


ОМОНИМЫ


(Приставка homos (гр.) означает «одинаковый», onyma (гр.) — «имя») — слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (вид города — вид глагола). Следует отличать омонимы от других слов, совпадающих по написанию (мукa и мyка), произношению (поласкать ребёнка — полоскать бельё), по написанию и произношению: стёкла (сущ., р.п., ед.ч.) — стекла вода.
Омонимы в языке появляются в результате: а) заимствования слов из других языков (кок — «род причёски» и кок — «повар»); б) превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное слово (коса — «род причёски»; коса — «отмель»; коса — «сельскохозяйственное орудие»); в) словообразования (посол — «должность дипломата», посол — «соление чего-либо»).


СИНОНИМЫ


(От греч. synonymos) — слова одной части речи
, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи (метель, пурга, буран, метелица, вьюга — общее лексическое значение — падение снега в ветреную погоду). Например: храбрый и смелый, маленький и крошечный, радостный и весёлый.


АНТОНИМЫ


Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (друг — враг, горячий — холодный). Приставка anti (греч.) означает «против» (противоположный), onyma (греч.) — «имя», например, храбрый и трусливый, крошечный и громадный. У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.


ПАРОНИМЫ


(Греч. para — «возле», «мимо» и onyma — «иметь»). Слова, имеющие сходство в морфологическом составе и, следовательно, в звучании, но различные по значению.
Существует точка зрения, согласно которой паронимами можно считать только слова однокоренные, типа адресат — адресант, надеть — одеть, остатки — останки, представить — предоставить.
Употребление паронимов в пределах небольшого высказывания или отрезка текста создаёт выразительные созвучия, которые подчёркивают своеобразие смысловых отношений между словами. На использовании паронимов построены многие пословицы: Рыба в реке — не в руке; Тогда будет досуг, когда вон понесут; Чужой рот не огород, не затворишь ворот и многие другие.


Из данных слов составьте словосочетания имеющее прямое и переносное значение.


Игла, море, бронзовый, воет, гладить, подошва, аудитория, работа, Чехов, штык.
Стальная игла – игла сосны. Берег моря – море флагов. Бронзовая монета – бронзовый загар. Воет волк – воет буря. Гладить белье – гладить волосы. Подошва туфель – подошва горы. Светлая аудитория – внимательная аудитория. Работа на производстве – сдать работу. Читать Чехова – произведения Чехова. Штык винтовки – отряд в тысячу штыков.


Приведите как можно большее количество синонимов к данным словам.


Храбрый
неустрашимый, отважный, лихой, безбоязненный, бесстрашный;
Много
через край, без счета, куры не клюют (использование фразеологизмов или предложно-падежных форм);
Красивый
обаятельный, очаровательный, неотразимый, прекрасный;
Мыслить
думать, размышлять, раздумывать, помышлять;


Гармоничный
благозвучный;
Смеяться
хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, хихикать, фыркать, прыскать;
Вульгарный
грубый, низкий, безнравственный, циничный.
Шум листвы
шорох, шепот, шелест;


ТЕСТ


1. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»?
1) скептический
2) хладнокровный
3) аскетический
4) апатичный
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «забавный»:
1) курьезный
2) корректный
3) педантичный
4) уникальный


3. Какое из перечисленных слов имеет значение «всеобщий»:
1) радикальный
2) косный
3) потенциальный
4) тотальный
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «относящийся к лирике как к роду литературы»:
1) лиричный
2) выразительный
3) лирический
4) субъективный


5. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто удостоен диплома»:
1) дипломат
2) оппонент
3) дипломант
4) адресант
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «краткая характеристика книги или статьи, излагающая их содержание в виде перечня главных вопросов»:
1) аннотация
2) реферат
3) тезисы
4) рецензия


7. Значение какого слова определено неверно:
1) РАДИКАЛЬНЫЙ – решительный, придерживающийся крайних взглядов
2) КОРРЕКТНЫЙ – вежливый и тактичный, учтивый
3) РЕАКЦИОННЫЙ – направление против общего прогресса
4) АЛЧНЫЙ – жестокий, бессердечный
8. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?
1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.
2) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.
3) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе.
4) Ребята списывали текст, деля его на абзацы.


9. В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?
1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб – гордыня поселка.
10. В каком предложении слово длительный употреблено неправильно?
1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.

2) Канал оказался судоходным и очень длительным.
3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.
4) Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми.


11. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?
1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.
2) на крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
4) Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке.
12. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.


13. В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный?
1) Искусственный пловец и на море не утонет.
2) В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая.
4) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.
14. В каком предложении вместо слова конный нужно употребить слово конский?
1) Он владелец конного завода и какой-то фабрики.
2) Ни конному, ни пешему судьбы не миновать.
3) Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали конный топот и ржание.
4) По дороге шел конный отряд.


15. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?
1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.
2) Этот юноша способен на благородные поступки.
3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.
16. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить?
1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.
2) Актер умел представлять пение соловья.
3) Вам нужно срочно представить отчет о командировке.
4) Я представлю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.


ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛЕКСИКА?

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ А2?
РАССКАЖИТЕ О ПАРОНИМАХ.