Файл: Развитие волейбола в нашей стране.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


32



Рис29.

Первый (ближний) эшелон страховки составляют связующий (если атакует ближний от него игрок), защитник (зоны 6 или 5, 1) и ближайший нападающий, если он не занят в организации ата­кующих действий (рис. 29, а). Второй эшелон (дальний) состав­ляют: оставшийся игрок передней линии (для страховки площади атаки) и задней (для страховки площади защиты).

Как бы ни варьировались атакующие действия соперника, этот принцип организации страховки должен быть неизменным (рис. 29, б). При этом главным фактором высокой эффективности страховки является высокая готовность всех игроков команды. Чем ближе к атакующему располагается страхующий игрок, тем ниже должна быть его стойка и тем выше степень готовности.

Групповые тактические действия

Групповые тактические действия — это взаимодействия несколь­ких игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач и ата­кующих ударов, блокировании соперника и страховке своего ата­кующего игрока.

Основу групповых тактических действий у сетки составляет груп­повой (преимущественно двойной) блок. Тройной блок применяется редко. Блокирующие разделяются на среднего и -крайних. При этом ведущую (основную) роль в организации двойного блока играет волейболист, противодействующий основному направлению атаки. Отсюда, например, если удастся установить, что преимущественное направление атак соперника по диагонали, то в середине сетки дол­жен находиться сильнейший блокирующий игрок. При тройном бло­кировании, а оно чаще всего применяется в середине сетки, крайние игроки пристраиваются к среднему.

Успех группового блока всецело зависит от согласованности действий игроков. Вот наиболее важные положения организации двойного блока:

33

— при блокировании ударов по ходу с высоких передач руки блокирующих соприкасаются друг с другом;

— при блокировании ударов с переводом влево в зоне 4 средний игрок располагается левее мяча, выставляя руки под углом к сетке, крайний блокирующий располагается напротив мяча и приближает

руки к среднему;

— при блокировании ударов с переводом влево крайний игрок должен развернуть правую ладонь навстречу мячу, а левую — напро­тив мяча, средний блокирующий приближает руки вплотную к край­нему.

Групповые действия при приеме подач сводятся в основном к решению четырех задач:


— страховка игрока, принимающего подачу;

— страховка игрока, слабо принимающего подачу;

— взаимодействие при полном выключении из приема опреде­ленного игрока (игроков);

—взаимодействие с выходящим (связующим) игроком.

Каждый игрок должен быть готов подстраховать партнеров, принимающих подачу, особенно располагающихся у боковых линий площадки. Игроку, слабо принимающему подачу, отводится огра­ниченный простор действий до возможного предела. Игрок, не вла­деющий приемом, в критические моменты игры выключается вообще.

Для обеспечения нормального построения взаимодействий ата­кующих игроков большую роль играет надежный выход к сетке свя­зующего игрока из тыловых зон. В этом случае имеет место строгая согласованность действий связующего игрока и закрывающего при приеме подачи зону выхода: время выхода, направление передви­жения, скорость передвижения и т.д.

Групповые действия при приеме атакующего удара включают следующие взаимодействия игроков: защитников между собой, за­щитников со страхующими (первый и второй эшелоны страховки);

страхующих с блокирующими; защитников с блокирующими; стра­хующих между собой.

При каждых взаимодействиях функции игроков детализируются и распределяются за конкретными игроками. Задача состоит в том, чтобы, по возможности, исключить все неясности или сомнения, Так, например, для более успешного взаимодействия защитников между собой необходимо четко определить зоны действий игроков с учетом направления атакующих ударов и уровня их мастерства. При этом, если игрок владеет высокой быстротой передвижений и техникой приема в падении, ему отводится больший и ответствен­ный район действий.

Особую роль при согласовании взаимодействий имеет игровая

дисциплина. Казалось бы, что стоит игроку выполнить простую на первый взгляд установку учителя: при косом ударе из скоростных передач не покидать преждевременно боковую линию (между зон 2—1; 4—5)? Между тем в каждых 7 случаях из 10 учащиеся забы­вают об указании и пытаются разрешить задачу, полагаясь на свое понимание игровых ситуаций (как правило, это преждевременный

34

выход вперед), которое приводит к рассогласованию взаимодей­ствий с другими игроками.

Еще пример. Типичной ошибкой при взаимодействии страхую­щих с блокирующими является их несогласованность при приеме обманных ударов за блок. Избежать этого можно, если установить, что действия блокирующих (самостраховка) должны осуществляться на расстоянии вытянутой руки.



Четкость групповых взаимодействий особенно важна в момен­ты молниеносного протекания игровых ситуаций, например при страховке нападающего. Здесь первостепенной задачей является определение игрока, который будет ведущим в первом эшелоне страхующих, т. е. ближним к атакующему. Он должен быть опреде­лен при всех возможных вариантах атаки соперника. Кроме того, необходимо также четко определить зоны действий и роль других игроков как первого, так и второго эшелона.

Таким образом, строгое определение функций игроков с учетом принятых систем игры и особенностей их подготовленности и дей­ствий соперника, а также коррекция сомнительных моментов путем предварительной договоренности между игроками и установок учи­теля обеспечивают успех групповых взаимодействий.

Индивидуальные тактические действия

Индивидуальные действия игрока в защите включают: выбор места и действия при приеме подач, атакующих ударов, отскочив­шего мяча от блока соперника, блокирования и самостраховке при блокировании.

При приеме подач игрок выбирает место с учетом зоны (радиуса) своих действий и особенностей подачи соперника. При подачах на силу он располагается за средней частью площадки с таким расчетом, чтобы принять мяч снизу на уровне пояса. В том случае, когда сопер­ник чередует подачи на силу с подачами на переднюю линию, при­нимающий должен внимательно следить за действиями подающего. Наиболее надежной информацией предполагаемых действий сопер­ника служит амплитуда замаха при подаче. В любом случае необ­ходимо располагаться не ближе средней части площадки, так как передвижение вперед более благополучно для приема мяча, нежели назад.

При приеме атакующих ударов большое значение имеет анализ игровых ситуаций, что в общем обусловливается игровым опытом.

При выборе места для приема атакующего удара важно опре­делить направление удара, траекторию и направление передачи, удаление мяча от сетки, индивидуальные особенности нападающего, а также учитывать требования принятой системы командных взаимо­действий в защите. Вот некоторая предварительная информация, помогающая более эффективно действовать в защите:

— передача для удара удалена от сетки, следовательно, ата­кующий удар будет направлен в дальние зоны площадки,

— передача занижена и нападающий ускоряет разбег к мячу, косой удар или обман, 35

— передача для удара выполнена на сетку: атака на опере­жение в косом направлении или отбивание мяча кулаком;


— атака против низкорослого блокирующего: удар по задней линии или с отскоком от блока.

При страховке атакующего важно учитывать расстояние до него, характер блока соперника и передачи на удар. Так, если атака вы­полняется с передач, близких к сетке против организованного блока, следует ожидать почти вертикального отскока мяча. Для этого бли­жайшему страхующему необходимо располагаться в 1 м от ата­кующего в низкой стойке с вытянутыми вперед руками для приема мяча снизу.

При атакующих ударах из передач с заниженной траекторией и удаленных от сетки вероятность отскока в глубину площадки уве­личивается. Важнейшими факторами успешных действий игрока в защите являются наблюдательность (внимание) и готовность к дей­ствию.

При блокировании выбор места и своевременность прыжка имеют определяющее значение. При зонном (неподвижном) блоке игрок закрывает только одно направление удара — зону площадки. При подвижном блоке он закрывает направление удара.

Время (момент) для прыжка на блок во многом зависит от ха­рактера передач на удар. При ударах с высоких и средних передач блокирующий прыгает после атакующего. При ударах с низких и скоростных передач — одновременно с атакующим, при атаке на взлете — раньше атакующего.

Вынос рук над сеткой осуществляется в последний момент, что затрудняет оценку характера блока. Однако это не распространяется на те случаи, когда передача выполнена на сетку и атакующий стре­мится выиграть дуэль на опережении. В этих случаях, как и при ударах с близких к сетке передач, вынос рук и перенос их через сетку должен осуществляться активно.

Постановка рук и особенно кистей зависит от направления удара. При ударах по ходу разбега ладони располагают точно напротив мяча почти в одной плоскости. При блокировании косых ударов из зон 4 и 2 руки выносят левее (правее) мяча и одну ладонь повора­чивают навстречу мячу. Аналогично поступают и при ударах с пе­реводами, с той лишь разницей, что при переводе влево руки выно­сят справа от мяча.

При самостраховке после выполнения блока (а иногда и ата­кующего удара) игрок должен помнить, что радиус его действий — вытянутая рука. На этом расстоянии от сетки он обязан, быстро повернувшись после блока, принять отскочивший мяч. Опытные игроки начинают поворот, еще будучи в безопорном положении, что позволяет безошибочно контролировать мяч.

8.Интересные факты.



  • Статистические опросы показали, что любительской игрой в волейбол увлекается почти 1 млрд населения Земли.

  • Число прыжков, свершаемых волейболистами за игру, составляет около 250, а расстояние, пробегаемое ими, — 750 м. Профессиональные игроки имеют очень развитую мускулатуру нижних конечностей. Игра тренирует все группы мышц, но при этом признается самой не травмоопасной игрой с мячом.

  • В 1983 г. на дружеской встрече между СССР и Бразилией присутствовало 10 000 болельщиков. Это зафиксированный мировой рекорд посещаемости волейбольного матча.

  • Одно из первых волейбольных состязаний в США прошло под эгидой компании Pepsi. Победителю от спонсора пролагался ящик одноименного напитка.

  • Волейбол в процессе своего развития объединял в себе особенности других игр: тенниса, гандбола, бейсбола и баскетбола. Одно время поле разделялось теннисной сеткой, а в качестве снаряда применялась баскетбольная камера.

  • Скорость полета мяча равна примерно 60 км/ч. Рекорд скорости при подаче установил спортсмен болгарской сборной Матей Казийски. Он составил 135 км/ч. Кроме этого, Казийски установил рекорд в высоте прыжка — 393 см. Учитывая, что рост Матея 203 см, высота прыжка составила 190 см!

  • Единственная игра, где нужно не допустить касания мячом поверхности поля. Здесь важно не время, а результат. Вследствие этого продолжительность матча не ограничивается. Истории Олимпийских игр известен случай, когда матч между Польшей и СССР длился 6,5 часов. Это было в 1976 г. Но абсолютный рекорд — это матч в Кингстоне, штат Северная Каролина, США. Его вели в течение 75,5 часов, а это более трех суток.



9.Заключение.


Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России.
Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его
высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

Волейбол способствуют воспитанию чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

10.Список литературы.


1.Интернет ресурсы.
2. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: Методическое пособие для студентов ФФК. - М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. - 56 с.
3. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).