Файл: банковская система российской федерации и тенденции ее развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы [13, табл. 2, 4, 5, 7, 9]:

      1. Центральный (эмиссионный) банк.

      2. Кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банковское законодательство Российской Федерации выделяет два вида кредитных организаций:

банки;

небанковские кредитные организации.

Банк кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

− привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических

лиц.

По принадлежности капитала все банки, действующие в Российской

федерации, можно разделить на банки:

− основанные на частной собственности, т.е. банки, собственниками которых являются негосударственные предприятия и организации и частные лица

банки с государственным участием

банки с участием иностранного капитала.

− банки с государственным участием – это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По некоторым оценкам, на 2018 насчитывается 29 кредитных организаций, в уставных капиталах которых доля государственного участия превышает 50 %.

Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка России, Внешторгбанка и росзагранбанков. Контрольные пакеты акций девятнадцати кредитных организаций принадлежат органам исполнительной
власти и государственным унитарным предприятиям. К

числу этих кредитных организаций относятся Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др.

Сберегательный банк Российской Федерации занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности капиталу, банковским активам, вложениям в государственные ценные бумаги и др. На его долю приходится около 21 % совокупного капитала российских банков, 34 % всех банковских активов, почти 67% вложений российских банков в государственные ценные бумаги и 25 % предоставленных межбанковских кредитов. В настоящее время Банк России контролирует 59

% капитала Сбербанка России, а в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в банках, где доля государства в уставном капитале составляет более 50 %, оно гарантирует сохранность и возврат вкладов физических лиц в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Банк внешней торговли (Внешторгбанк) России был создан в 1990 г. и в настоящее время входит в число ведущих банков страны. Доля Внешторгбанка в совокупном капитале банков (без Сбербанка России) составляет 19,8 %, в совокупных активах банковской системы 11 %.

Банки с иностранным участием это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. банки, контрольный

пакет акций которых принадлежит нерезидентам[9, с. 22-27].

В настоящее время, экономика России находится под влиянием колоссального международного давления. Практические меры, которые применяют зарубежные страны к России, выражены в различного рода санкциях.

Первые санкции против России, которые ввели еще 6 марта 2014 года, имели скорее символический характер и больше походили на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальную угрозу

экономике. Следующие ступени ограничений для РФ стали существеннее и были способны нанести весомый урон экономике страны уже в среднесрочной перспективе. В 2017 году санкции подействовали на государственных чиновников, крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого, европейские, американские, японские, канадские и австралийские компании приняли решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.

Но в банковском секторе потенциал для возникновения угроз экономике страны наибольший. От того насколько устойчиво состояние банковской системы государства, главным образом, зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, в том числе, ее покупательная способность и курс относительно иностранных валют, что оказывает существенное влияние на экономическую обстановку в стране.

Все дело в том, что интеграция банковской системы России в мировую на 2017 год настолько велика (которую, в свою очередь, в значительной мере контролирует США и их западные союзники), что
зарубежным финансистам фактически доступны все ключевые механизмы управления ей. Счета банков Америки и Европы находятся в активном пользовании российским бизнесом. И если кредитно-финансовыми организациями западных стран будет принято решение о заморозке соответствующих активов, то это может стать значительным ударом для предприятий РФ, которые работают с зарубежными банками.

Санкции, введенные со стороны Европейского Союза, были направлены на крупнейшие российские кредитно-финансовые организации, такие как ВТБ, Сбербанк, ВЭБ. А именно, для граждан Европейского Союза с начала августа 2017 года был установлен запрет на приобретение некоторых разновидностей ценных бумаг этих учреждений. На практике же, это значит, что указанные российские банки перестали иметь доступ к рынкам капитала

и, потому, могут появиться проблемы в области выплат их текущих долговых обязательств, а, также, в области оформления новых займов и инвестиций.

Один из наиболее наглядных прецедентов, которые касаются влияния санкций на банковскую систему России - блокировка крупнейшими платежными системами мира - VISA и MasterCard - банковских карт сразу нескольких финансово-кредитных учреждений РФ, таких как "Собинбанк", АКБ "Россия", "СМП Банк". Расплачиваться с помощью международных эквайринговых каналов, клиенты данных банков уже не могли. Но, стоит отметить, что тотально отходить от российского рынка VISA и MasterCard не станут, так как, может возникнуть угроза стабильности финансовой системы Европейского Союза.

Еще одно последствие санкций в банковском секторе - это резкое сокращение источников привлечения ликвидности из западных финансовых структур.
Банковскую систему РФ практически отрезали от зарубежных рынков капитала, а те источники заимствований, что остались доступны, стали дороже. За 2016-2017 годы прибыль банков сократилась на 41 % вследствие снижения рентабельности банковских операций и роста резервов. [13, табл. 3, 6]

Отрезав доступ российским банкам к долгосрочным займам, США, Европа и ряд других стран ограничили возможности привлечения субординированных кредитов. Условия займов в западных банках, во многих случаях, являются более предпочтительными, чем внутри России, так как процентные ставки значительно ниже. Вместе с тем, для бизнеса в сфере кредитования практическое действие санкций не будет столь существенным, если предприниматели сумеют нормализовать взаимодействия с другими рынками в плане займов. Альтернативным вариантом рынкам капитала Запада сегодня выступает как рынок Китая, так и Индии, которые смогут восполнить утерянные источники финансирования [4, с. 31-39].

Структура управления Банка России
┌──────────────────────────────────────────┐

│ Национальный банковский совет │

└─────────────────────┬────────────────────┘



\│/

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Председатель Банка России │

└─────────────────────┬────────────────────┘



\│/

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Совет директоров Банка России │

└─────────────────────┬────────────────────┘



\│/

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Центральный аппарат │

└─────────────────────┬────────────────────┘



\│/

┌──────────────────────────────────────────┐