Файл: Самостоятельная работа Чеклист Нормативноправовое обеспечение образования обучающихся с овз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.8. Организация практической подготовки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью в соответствии с образовательной программой среднего профессионального образования
Самостоятельная работа 1.
Чек-лист: «Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ»
Инструкция
-
Изучите материалы лекции, методические рекомендации и нормативно-правовое обеспечение по организации практической подготовки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью в соответствии с образовательной программой среднего профессионального образования; -
Проанализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие право обучающихся с ОВЗ на получение образования и заполнить таблицу (Конституция Российской Федерации (статья 4, статья 7, статья 39, статья 43); Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской (статья 42, статья 48, статья 55, статья 79); Декларация прав ребенка Резолюция № 1386 ХIV Генеральной Ассамблеи ООН (принцип 4, принцип 5, принцип 7, принцип 8); Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 1-34); Федеральный закон № ФЗ-124 от 24.06.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 5, статья 8, статья 10); Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (п.I Общие положения (пп.2); п.II Основные направления деятельности (пп.10, 11, 14, 21)); -
Заполните таблицу «Чек-лист»; -
Заполните список литературы согласно изученным и используемым в работе данным, сформируйте/соберите документы для Приложений к самостоятельной работе при необходимости.
-
Чек-лист
№ | Название нормативно-правового документа (рекомендуемые части для анализа) | Основные тезисы в части, касающейся реализации обучения детей с ОВЗ, в том числе с использованием ДОТ (1-2 абзаца) |
1 | Конвенция Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г., ратифицирована в СССР в 1979 г) | Статья 1. Каждый член организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости. Статья 2. В вышеуказанных целях каждый член организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее. |
2 | Европейская социальная хартия (Принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996г. в Страсбурге. Подписана РФ 14 сентября 2000 г., ратифицирована в октябре 2009 г.) | Статья 9. Право на профессиональную ориентацию. В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым. |
3 | Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г. | Статья 37 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. |
4 | 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. | Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости 1. В соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. |
5 | Закон «Об образовании» Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266- 1 | Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1) образование ‒ единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 34 2) воспитание ‒ деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение ‒ целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 11) общее образование ‒ вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. |
6 | Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21.06.13 г. Одобрен Советом Федерации 26.06.13 г. | Статья 7.1. 1. К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся: 3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. |
7 | Трудовой кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. | ГЛАВА 11. Заключение трудового договора Ст. 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. |
8 | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 | В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Новая школа ‒ это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Новая школа ‒ это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя ‒ помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми |
9 | Поручение Президента Российской Федерации от 19.03. 2011 г. № Пр634. Утверждены Президентом РФ по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 01.03.11 г. | п. 2: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования. Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает: нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования; организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации и профессиональной ориентации учащихся; создание сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования; информа36 ционно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет; кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся. |
10 | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р | Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования предполагает: - развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. |
11 | Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р. | Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как: привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования. |
12 | О сертификации методических материалов по профориентации / Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 № П-3-11-906 | Утверждена номенклатура российского банка методических материалов по профориентации (Приложение 1). Сертифицирована научно-методическая продукция по профориентации (Приложение 2). |
13 | «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1 | Профессиональная ориентация ‒ это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. |
14 | Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации / Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636 | Целями Службы являются: - содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; - оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; К основным направлениям деятельности Службы относятся: - психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. |
15 | ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. | Портрет выпускника основной школы: - Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. - Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. - Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. - Фонд дополнительной литературы. |
16 | Концепция профильного обучения. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783 | Возможные формы организации профильного обучения: 1. Модель внутришкольной профилизации: Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). 2. Модель сетевой организации: В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. |
17 | Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения | Условия для обучения детей с ОВЗ в колледже В рамках целевой программы «Доступная среда» в колледже создаются условия для обучения детей с ОВЗ: обеспечивается безбарьерная архитектурная среда для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения; сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ обеспечивают специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, тьютор); обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ к учебным и методическим изданиям в электронной форме; обеспечивается подготовка преподавателей к работе с лицами с ОВЗ (прошли курсы повышения квалификации 3 педагога, работающие с детьми с ОВЗ); имеющееся спортивное оборудование позволяет осуществлять физическую подготовку обучающихся с ОВЗ. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
-
Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519805. -
Богданова, Т. Г. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями : учебник для вузов / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14619-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520208.
Дополнительная литература:
-
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15151-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519938. -
Козырева, О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14959-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520108.