Файл: Самостоятельная работа Чеклист Нормативноправовое обеспечение образования обучающихся с овз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.8. Организация практической подготовки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью в соответствии с образовательной программой среднего профессионального образования

Самостоятельная работа 1.

Чек-лист: «Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ»

Инструкция

  • Изучите материалы лекции, методические рекомендации и нормативно-правовое обеспечение по организации практической подготовки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (OB3) и инвалидностью в соответствии с образовательной программой среднего профессионального образования;

  • Проанализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие право обучающихся с ОВЗ на получение образования и заполнить таблицу (Конституция Российской Федерации (статья 4, статья 7, статья 39, статья 43); Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской (статья 42, статья 48, статья 55, статья 79); Декларация прав ребенка Резолюция № 1386 ХIV Генеральной Ассамблеи ООН (принцип 4, принцип 5, принцип 7, принцип 8); Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 1-34); Федеральный закон № ФЗ-124 от 24.06.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 5, статья 8, статья 10); Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (п.I Общие положения (пп.2); п.II Основные направления деятельности (пп.10, 11, 14, 21));

  • Заполните таблицу «Чек-лист»;

  • Заполните список литературы согласно изученным и используемым в работе данным, сформируйте/соберите документы для Приложений к самостоятельной работе при необходимости.

  1. Чек-лист



Название нормативно-правового документа (рекомендуемые части для анализа)

Основные тезисы в части, касающейся реализации обучения детей с ОВЗ, в том числе с использованием ДОТ (1-2 абзаца)

1

Конвенция Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских

ресурсов» (Женева 23.06.1975 г., ратифицирована в СССР в 1979 г)

Статья 1. Каждый член организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и

профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

Статья 2. В вышеуказанных целях каждый член организации разрабатывает и

совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и

профессионально-технического образования, школьной и профессиональной

ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется

ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

2

Европейская социальная хартия (Принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996г. в Страсбурге. Подписана РФ 14 сентября 2000 г., ратифицирована в октябре 2009 г.)

Статья 9. Право на профессиональную ориентацию. В целях обеспечения

эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию стороны

обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг,

которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные

с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым.

3

Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного

общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

4

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти

субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

5

Закон «Об образовании» Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-

1

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) образование ‒ единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,

являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,

умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,

творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

34

2) воспитание ‒ деятельность, направленная на развитие личности, создание

условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение ‒ целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

11) общее образование ‒ вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных

программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для

жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

6

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Принят

Государственной Думой 21.06.13 г. Одобрен Советом Федерации 26.06.13 г.

Статья 7.1.

1. К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов

РФ, относятся:

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы

деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

7

Трудовой кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой

21 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.

ГЛАВА 11. Заключение трудового договора

Ст. 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой

договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой

договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью

и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и

органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без

ущерба здоровью и нравственному развитию.

8

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271

В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности

становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Новая школа ‒ это институт, соответствующий целям опережающего развития.

В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Новая школа ‒ это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие

детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой

предмет. Задача учителя ‒ помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми

9

Поручение Президента Российской Федерации от 19.03. 2011 г. № Пр634. Утверждены Президентом РФ по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 01.03.11 г.

п. 2: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по

проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений

общего образования.

Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает: нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных

учреждений общего образования; организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации и профессиональной ориентации учащихся; создание сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной

ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования; информа36

ционно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования;

совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование

обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через

средства массовой информации и сеть Интернет; кадровое обеспечение, которое

предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

10

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства РФ от

17.11.2008 №1662-р

Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех

уровней, развития системы непрерывного профессионального образования предполагает:

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям,

востребованным на рынке труда.

11

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020

гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р.

Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на

создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и

социализации.

Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения

профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том

числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры,

как: привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

12

О сертификации методических материалов по профориентации /

Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 № П-3-11-906

Утверждена номенклатура российского банка методических материалов по

профориентации (Приложение 1).

Сертифицирована научно-методическая продукция по профориентации (Приложение 2).

13

«Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1

Профессиональная ориентация ‒ это обобщенное понятие одного из

компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида

занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

14

Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации / Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636


Целями Службы являются:

- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

- оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

- психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое

изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения,

определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном

самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении,

развитии, социальной адаптации.

15

ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.

№ 1897.

Портрет выпускника основной школы:

- Личностные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования.

- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования.

- Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного

общего образования.

- Фонд дополнительной литературы.

16

Концепция профильного обучения. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783

Возможные формы организации профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации:

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько

профилей обучения).

2. Модель сетевой организации:

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в

двух основных вариантах.

17

​​Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения​​

Условия для обучения детей с ОВЗ в колледже
В рамках целевой программы «Доступная среда» в колледже создаются условия для обучения детей с ОВЗ:
обеспечивается безбарьерная архитектурная среда для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения;

сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ обеспечивают специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, тьютор);

обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ к учебным и методическим изданиям в электронной форме;

обеспечивается подготовка преподавателей к работе с лицами с ОВЗ (прошли курсы повышения квалификации 3 педагога, работающие с детьми с ОВЗ);

имеющееся спортивное оборудование позволяет осуществлять физическую подготовку обучающихся с ОВЗ.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519805.

  2. Богданова, Т. Г. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями : учебник для вузов / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14619-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520208.


Дополнительная литература:

  1. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15151-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519938.

  2. Козырева, О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14959-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520108.