Файл: Курсовой проект по дисциплине Эксплуатационные свойства автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минобрнауки России

Юго-Западный государственный университет
Кафедра технологии материалов и транспорта
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Эксплуатационные свойства автомобилей»

(наименование учебной дисциплины)

на тему «Определение показателей эксплуатационных свойств автомобиля ПАЗ-32054»

Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов»

(код, наименование)
Автор проекта Зоиров О.Р ________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Группа ТТ-81б

Руководитель проекта В.И. Козликин ________________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Проект защищен ____________________

( дата)

Оценка ____________________
Члены комиссии ________________ В.И. Козликин

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

________________ Б.А. Семенихин

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

________________ А.А. Толкушев

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Курск, 2021 г.

РЕФЕРАТ
Курсовой проект содержит 63 листа расчетно-пояснительной записки, 15 таблиц, 17 рисунков, список использованных источников из 5 наименований, 1 лист графического материала формата А1.

Ключевые слова: двигатель, автомобиль, крутящий момент, эффективная мощность, тяговый баланс, ускорение, скорость, тормозные свойства, проходимость, управляемость, устойчивость.

Целью курсового проекта по дисциплине «Эксплуатационные свойства автомобилей» является определение показателей основных эксплуатационных свойств автомобиля.

ABSTRACT
The course project contains 63 sheets of a calculation and explanatory note, 15 tables, 17 figures, a list of used sources from 5 titles, 1 sheet of graphic material in A1 format.

Keywords: engine, car, torque, effective power, traction balance, acceleration, speed, braking properties, patency, controllability, stability.

The purpose of the course project on the discipline "Operational properties of cars" is to determine the indicators of the main operational properties of the car.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7

1 Описание конструкции  автомобиля ПАЗ - 32054  и  его  основных агрегатов 8

1.1 Конструкция автомобиля ПАЗ – 32054. Технические характеристики 9

1.2 Конструкция основных агрегатов автомобиля ПАЗ - 32054. Агрегатные характеристики 11

1.2.1Двигатель 11

1.2.2Трансмиссия 13

2 Расчет показателей эксплуатационных свойств автомобиля ПАЗ - 32054 15

2.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя 15

2.2 Тяговая характеристика. Тяговый баланс автомобиля 17

2.3 Динамическая характеристика автомобиля 24


2.4 Характеристики разгонных качеств автомобиля 27

2.4.1 Ускорение автомобиля 27

2.4.2 Время разгона автомобиля 30

2.4.3 Путь разгона автомобиля 34

2.5 Характеристики тормозных свойств автомобиля 37

2.5.1 Тормозная диаграмма 37

2.5.2 Тормозная характеристика 39

2.6 Топливно-экономическая характеристика автомобиля 41

2.7 Показатели проходимости автомобиля 48

2.7.1 Показатели опорной проходимости автомобиля 49

2.7.2 Показатели сцепных свойств 50

2.7.3 Показатели тяговых свойств 51

2.7.4 Показатели профильной проходимости автомобиля 52

2.8 Характеристика управляемости автомобиля 53

2.9 Характеристики и показатели устойчивости автомобиля 56

Заключение 61

Список использованных источников 63

ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в общей транспортной системы экономики любой страны. Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Автомобили в городах обслуживают промышленные и торговые предприятия, а в сельских местностях — колхозы и совхозы. Большую роль играют автомобили и для пассажирских перевозок (автобусы, такси и легковые автомобили служебного пользования).

Эксплуатационными свойствами называются свойства (свойства назначения) АТС, определяющие степень его приспособленности к эксплуатации в качестве специфического (наземного колёсного, безрельсового) транспортного средства, и проявляющиеся при его движении. К ним относятся тягово-скоростные, тормозные, топливно-экономические свойства, свойства плавности хода, управляемости, устойчивости, проходимости, маневренности.

Каждое свойство имеет один или несколько измерителей - параметров, количественно оценивающих уровень эксплуатационного свойства.

Новое АТС обладает набором измерителей, заложенных в конструкции в соответствии с государственными и международными нормами.

Каждый измеритель, имеющий количественное выражение может быть рассчитан по формулам, в состав которых входят параметры конструкции автомобиля. Это означает, что управлять уровнем измерителя можно, изменяя эти параметры.

Целью курсового проекта является определение показателей эксплуатационных свойств автомобиля ПАЗ - 32054. По результатам расчёта произведены построения графических зависимостей исследуемых величин, и сделаны соответствующие выводы.





1 Описание конструкции автомобиля ПАЗ - 32054  и его основных агрегатов

1.1 Конструкция автомобиля ПАЗ - 32054  . Технические характеристики
Автобус ПАЗ-3205 —базовая модель малого класса, производимая на Павловском автобусном заводе. Эта высокопольная техника с компактными размерами прекрасно подходит для транспортировки небольших групп пассажиров на малые расстояния. Автобус, как и большинство отечественных моделей, не обладает особой комфортабельностью, но прекрасно адаптирован к российским дорогам и топливу, имеет хорошую проходимость, прост в конструкции. Высокий дорожный просвет позволяет использовать технику в условиях бездорожья.

Автомобиль ПАЗ-32054 представлен на рисунке 1.


Рисунок 1 – Автомобиль ПАЗ-32054
Прототипом ПАЗ-3205 был ПАЗ-665, созданный в 1966 году. Изначально разрабатывались 2 версии — для городских и туристических перевозок. Туристические автобусы отличались более комфортной внутренней комплектацией. Однако первоначальная туристическая модификация ПАЗ массово не производилась. Совершенствование устройства модели длилось почти 15 лет, за это время было создано 10 различных вариантов.

Модель ПАЗ-3205 в том виде, который мы знаем сейчас, появилась после выбора Горьковского автозавода основным поставщиком агрегатов и узлов. Первые автобусы этой модификации были выпущены в 1981 году. После проведения мероприятий по совершенствованию конструкции в 1986 году начался выпуск небольшими объемами модели ПАЗ-3205. Серийное производство техники началось в 1989 году. В ее комплектации использовались двигатели двух типов — бензиновые и дизельные. Двери — передние автоматические, задние — аварийные, мост — от автомобиля ГАЗ, тормоза — гидропневматические.

В 2009 году после снятия первоначальной модели с производства продолжилась разработка ее усовершенствованных модификаций. Комплексная модернизация ПАЗа-3205 состояла в замене продукции украинского и белорусского производства на немецкие узлы и агрегаты, в появлении пластиковой отделки серого цвета и антикоррозионной ленты на стыках кузова, разработке новых схем расположения пассажирских сидений и грузового отсека. Новая комплектация отопительной системы обеспечила возможность использования автомобилей даже в сильные морозы. С 2002 года вся техника комплектуется системой ABS.


Модель ПАЗ - 32054 предназначена для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах. Число мест для сидения – 22, общее количество мест – 40. Технические характеристики модификации значительно лучше аналогичных параметров предшественников.

Простая, удобная для ремонта конструкция и возможность приобретения запасных частей в любом регионе России обеспечивают поддержание исправного технического состояния с разумными затратами.

Наличие двух пневматических дверей, открывающихся с места водителя, в начале и конце салона способствует удобной и безопасной посадке и высадке пассажиров, а также повышает оперативность эвакуации. Это нововведение стало причиной изменения расположения мест для сидения и немного снизило их количество.

Двигатель – бензиновый. Установка газового оборудования позволит существенно сэкономить затраты на топливо.

В таблице 1 представлены основные характеристики автомобиля ПАЗ-32054.
Таблица 1 – Основные характеристики автомобиля ПАЗ-32054

Коробка передач

Механическая, 5-ступенчатая

Количество мест общее

40

Кузов

Несущий, вагонной компоновки

Габаритные размеры, мм: длина/ ширина/высота

7000/2500/3060

База, мм

3600

Колея, мм: спереди/сзади

2094/1850

Масса снаряженная/ полная, кг

4680/8000


Нагрузка на ось, кг: переднюю/заднюю

3015/4890

Класс автобуса

Малый

Мин. радиус разворота, м

7,6

Дорожный просвет, мм

400

Максимальная скорость, км/ч

90

Топливо/запас топлива, л

Бензин/95

Размер шин

245/70 R19,5

Рабочая тормозная система

Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, ABS


1.2 Конструкция основных агрегатов автомобиля
ПАЗ-32054. Агрегатные характеристики

1.2.1 Двигатель
Вначале на ПАЗ 32504 решили устанавливать два типа двигателей – на бензиновом и дизельном топливе. Первый вариант показал себя с лучшей стороны в процессе эксплуатации, а со вторым возникло множество проблем.

В качестве дизельного двигателя применялись два варианта – отечественный ГАЗ-542 и японский Hino W04CT. Первый тип силовой установки перестал использоваться практически сразу, что объяснялось сложностью компоновки. Дорогой японский двигатель ставили лишь под заказ на некоторые автобусы.

ПАЗ 32504 мог ездить и на сжиженном газе. В 87-х годах была разработана документация для установки на автобус специального газобаллонного оборудования, которое работало на пропане. На данный момент ПАЗ 32504 в основном эксплуатируется с бензиновыми двигателями двух модификаций – ЗМЗ и ММЗ.

Моторы ЗМЗ являются специальными силовыми агрегатами, которыми оснащают грузовые транспортные средства и легковые автомобили. Востребованность данной продукции с момента основания предприятия и по сегодняшний день является достаточно высокой. Двигатель для ПАЗ 32504 представлен на рисунке 2.


Рисунок 2 – Двигатель ЗМЗ-523
Моторы закупаются: Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), агрегатным заводом в Ульяновске (УАЗ) и Павловским автобусным заводом (ПАЗ). Автомобильная продукция ЗМЗ очень надежна и проста в эксплуатации, что и объясняет ее высокую популярность в отечественной машиностроительной отрасли. В отличие от моторов, работающих на дизеле, бензиновые модели оказались более востребованными. Их представляет достаточно разнообразный модельный ряд. Одним из таких агрегатов является бензиновый мотор ЗМЗ-523.

В таблице 2 представлены основные характеристики двигателя ЗМЗ-523.
Таблица 2 – Технические характеристики двигателя ЗМЗ-523

Показатель

Значения

Тип

ЗМЗ (Бензиновый)

Количество цилиндров и их расположение

8-цилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов и верхним расположением клапанов

Рабочий объем двигателя, л

4,67

Нормы экологической безопасности

Euro-4

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

90 (122,4)

при частоте вращения коленчатого вала, об/мин

3200

Максимальный крутящий момент, Н·м

288

При частоте вращения коленчатого вала, об/мин

1800

Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин

800