Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему: Русская философия XIX - XX вв.
Введение
История русской философии - одна из важнейших составляющих нашей культуры. Многолетняя история философской мысли в России - неотъемлемая часть общего историко-философского процесса. Она сформировалась гораздо позже, чем в других странах, и в результате русская философия испытала значительное влияние сначала античной и византийской, а затем западной философской мысли. В свою очередь, русские мыслители внесли значительный вклад в развитие мировой духовной и интеллектуальной традиции, смогли выработать свой особый стиль философствования, максимально приблизив философию, науку, религию и литературу.
Русская философия универсальна по содержанию - в ее поле зрения рассматривается широкий спектр различных тем и вопросов. Говоря о его содержательной сфере, нельзя не отметить важную роль социальных проблем. При этом, пожалуй, вряд ли мы найдем в мире национальную философию, которая уделяла бы столько внимания судьбе нашей страны, как и российской. Как охарактеризовать происходящие в России внутренние процессы, что ее ждет в будущем и какие меры следует принять в этом направлении? Вот ключевые проблемы, которые решили мыслители разных направлений.
Вместе с тем проблемы человека, его судьбы, его места в обществе всегда были в центре внимания русской философии. Пытаясь понять, найти цели и смысл жизни одного человека, русские мыслители стремились понять цели и смысл истории человечества. Естественно, что проблемы теории познания и проблемы природы также исследовались нашими учеными, но главным стержнем русской философии всегда был человек, поиск единства всех сторон его жизни, всех его порывов. дух. Все вышеизложенное определяет несомненную актуальность нашей работы.
Основные направления философской мысли в России и их характерные особенности
Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейские, хотя подход к ним, способы их понимания носили глубоко национальный характер.
Русская философия прошла большой путь в своем развитии, в котором выделяются следующие этапы:
-
XI-XVII вв. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.); -
XVII век. - первая четверть 19 века. - распространение философии в России в виде философского осмысления науки и культуры своего времени - философия русского Просвещения (М. Ломоносов, В. Татищев, А. Радищев, М. Щербатов, П. Чаадаев), философия декабристов (П. Пестель, М. Фонвизин, Н. Муравьева, И. Якушкина и др.); -
Вторая четверть XIX - начало ХХ века. - становление и развитие самостоятельной философии в России включает в себя множество направлений: вестернизации (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, Н. Станкевич) и славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский. К. Аксаков, Ю. Самарин) ), революционно-демократические (Н. Чернышевский, В. Белинский; анархисты - М. Бакунин, П. Кропоткин; народники - Н. Михайловский, П. Лавров, А. Ткачев; марксисты - Г. Плеханов, В. Ленин), земледелие. (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф. Достоевский; консерватор (М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев); русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский. В. Вернадский, А. Чижевский); религиозно- идеалистический (В. Соловьев, Н. Трубецкой, Г. Флоровский, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов); -
русская философия после 1922 года - философия русского зарубежья (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин. С. Франк, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин).
Русская философия имеет ряд важных особенностей. В отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители рассматривали философию как средство решения конкретных проблем человеческого существования. В русле русской философии (Н. А. Бердяев) были созданы оригинальные историософские концепции. В них, в отличие от европейской традиции, история трактуется не как результат действия абсолютного Разума, а как историческое действие народа и личности. Социальная ориентация в решении проблемы человека проявилась у представителей материалистической и социалистической мысли. Русские философы выдвигали идеал Богочеловека как нравственный абсолют. Панморализм характерен для русской философии : мораль рассматривается как путь общечеловеческого спасения, создания нового образа жизни, духовного обновления человека и общества. Русская философская мысль отличается обоснованием общечеловеческих норм и ценностей, нашедших выражение в христианстве. Среди этих ценностей центральное место занимает идеал соборности
, тотального единства.
Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки которого следует искать в греческом (восточном) христианстве. Еще одна главная черта, которая явно выделяется в русской философии, - это глубокий интерес к человеку: кто я сам? Что такое мужчина? Для русской философии и всего русского мышления характерно то, что ее выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как субъективную область (тем более как сферу абстрактного субъекта) - они видели в ней особый мир, некую реальность. связанный в своей глубине с космическим и божественным существом; характеризуется усилением способности и предопределенности человека уподобиться Богу, включением человека в Космос.
В развитии русской философской мысли проблемы морали сыграли особенно важную роль. Ярким примером является система моральной философии Вл. Соловьева, где центральным компонентом содержания становится Добро как онтологическая сущность, через все реализованное. Русский мыслитель всегда ищет истину, стремится не только постичь мир и жизнь, но постичь нравственные принципы мироздания, чтобы преобразовать мир. Этому вопросу также посвящена русская литература, русская поэзия (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Ф.И.Тютчев и др.).
Одна из важнейших проблем русской мысли - отношение русского мира к культуре Западной Европы.
Эпистемологический реализм можно отнести к особенностям русской философии. Человек видит мир как проникающий в себя, а сам входящий в мир. Человек не противостоит миру, но принадлежит ему и не сомневается в фундаментальной познаваемости мира. Помимо интеллектуального, рационального, логического типов знания огромная роль отводится непосредственному осознанию действительности, интуиции, чувственному опыту. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, моральному и эстетическому опыту... но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, - писал Н.О. Лосский.
Рассмотрение человеческого духа в социальной и исторической философии было здесь как религиозной этикой коллективного человечества. В отличие от западного, русское мировоззрение содержит ярко выраженную философию Мы или Мы философия. Это объясняется, прежде всего, простой религиозной верой в то, что спасение можно осуществить только вместе. Кроме того, Мы - это органическое целое, единство, в котором его части связаны с ним и пронизаны им, но свобода и оригинальность Я не отрицается.
В философии ряда русских мыслителей (А.С. Хомякова и др.) Получила развитие концепция коллегиальности. Идея соборности имела большое значение. Соборность означала сочетание единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко понять, что принцип соборности важен не только для церковной жизни, но и для решения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма, для рассмотрения вопросов духовной и общественной жизни.
Это можно отнести к особенностям (и в то же время к недостаткам) русской философии XIX - начала XX веков. его бессистемность, систематическая недоразвитость, некоторая недооценка рационалистических построений.
И наконец, нельзя не отметить религиозность русской философии. В конце концов, религия и само богословие были первой формой философствования, полной философских размышлений. Кроме того, как уже отмечалось, русские философы особенно доверяли мистическому религиозному опыту, устанавливающему связь между человеком и Богом. Религиозный опыт, Н.О. Лосский, дает важнейшие данные для главной задачи философии - разработки теории о мире в целом. Ряд русских мыслителей - Вл. Соловьев, С.Г. Булгаков, П.А. Флоренский и многие другие посвятили свою жизнь развитию всеобъемлющего христианского мировоззрения.
К сожалению, формат нашей работы не позволяет детально и внимательно рассмотреть все вышеперечисленные направления русской философской мысли, поэтому остановимся на наиболее значимых и основных направлениях рассматриваемого периода.
Пути развития России в ключе дискурса славянофилов и западников
В 40-х годах XIX в. Начались споры о путях развития России, которые продолжались до 80-х гг. Славянофилы выступили с обоснованием особого пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Область теоретических интересов славянофилов определялась задачей выявления самобытности русской истории, ее национальной исключительности. В своем понимании особенностей мировоззрения и исторической миссии славян они опирались на тезис о внутренней ценности и самодостаточности русского национального сознания и культуры. В сфере политической жизни русское национальное сознание наиболее адекватно выражается в монархии. Эти идеи получили распространение в творчестве К.С. Аксаковой, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова.
Западничество как идейное течение восходит к философии П.Я. Чаадаева. В целом для нее характерны европейская ориентация мысли, интерес к западноевропейской философии и борьба за перевод России на путь европейской цивилизации. По характеру социальной ориентации западничество неоднородно. Частично это было радикальное направление (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев). Однако большинство принадлежало к либеральному направлению.
После Чаадаева тема самоопределения России и поиска ее места в системе Запад-Восток стала одной из важнейших в социально-политической и философской мысли России. Возникли два основных течения: западники и славянофилы.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. У русского народа свои жизненные ценности: Православие с его духом соборности и святости и крестьянская община, основанная на коллективизме и взаимопомощи. В отличие от русской культуры, европейской культуре свойственны индивидуализм, эгоизм, рационализм, мещанство и культ посредственности. Славянофилы критиковали Петра I за то, что он повел Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа - именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности.
Западники (В.Г. Белинский, В.П. Боткин, А.И. Герцен, Т.Г. Грановский, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.), Напротив, были убеждены, что Россия должна идти по тому же пути, что и Запад. Россия отстала от Западной Европы, стала законсервированной и теперь вынуждена наверстывать упущенное. Особого уникального исторического пути здесь нет. Они одобряли признаки буржуазного общества, появившиеся тогда в России, и положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации страны. Западная культура привлекала их прежде всего гуманизмом и либерализмом: идеей свободы, достоинством личности, жаждой справедливости. Они критиковали деспотическое автократическое правление и невежество народа. Россия должна овладеть западными ценностями и стать нормальной цивилизованной страной. Они скептически или отрицательно относились к исторической роли Православия и не видели в нем основы для будущего развития России. Основное внимание было уделено общественно-политическим вопросам. Стремление славянофилов к возрождению народного быта, обычаев, традиций считалось карнавалом.