Файл: Русская философия xix xx вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общим для этих течений является попытка провести такой путь развития России, который отвечал бы национальным интересам России, выводил страну из отсталости и поднимал на уровень решимости не только свои собственные. Но есть и общие человеческие проблемы. Славянофилы и западники решили общую проблему, но предлагали разные пути и средства. У них была одна любовь к России, но не та (А. И. Герцен).      

Религиозно-идеалистическая философия - одно из ведущих направлений русской философии XIX - начала XX веков

Для русской жизни в ХХ веке. характерен не только для революционного движения в социально-политической сфере, но не менее характерен для революционного или реформистского движения в религиозно-философской сфере. Это движение развивается под знаком нового религиозного сознания и выстраивает свою программу в сознательном противостоянии историческому христианству - ждет новых откровений, создает (под влиянием Владимира Соловьева) утопию религиозной общности, а на в то же время пропитано эсхатологическими ожиданиями. Все это очень сложно, богато, порой расплывчато, но мы коснемся, конечно, лишь философских размышлений об этом замечательном периоде русской жизни ХХ века. Эти размышления очень разнообразны и разнообразны, и в то же время они оказались очень плодотворными для развития русской философской мысли.     

Основное влияние на все это оказал Вл. Соловьева, и трудно было бы измерить, на какую сторону его творчества он повлиял сильнее - как религиозный мыслитель и философ или как поэт. В.С. Соловьев заложил традицию русской философии Всеединства. Он предвидел и реализовал наиболее плодотворную тенденцию к синтезу философской и теологической мысли, рационального и мистического типов философствования, западных и восточных культурных традиций. В то же время, чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христианским католическим мыслителем, чей духовный и теоретический призыв к единству поддерживался личной моральной честностью и достоинством в жизни.         

Следует иметь в виду, что философия В. С. Соловьева во многом была реакцией на недостатки западной философии, а также на атеизм и материализм, проявившиеся в русской философии. Он был недоволен противопоставлением рационализма и эмпиризма. Его можно устранить, если полностью познать предмет. Бог с В.С. Соловьевым и является воплощением целостности, позитивного тотального единства. Мир, человек и сфера сверхбытия оказываются единым целым. Никакое явление не может существовать и познаваться вне связи с другими явлениями. Любая вещь познается в ее отношении к целому. И целое - это не просто множество вещей, но все-единство. Все-Одно существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает в себя безусловное (абсолютное бытие - Бог) и обусловленное (материю). Единство понимается целостным знанием, которое представляет собой синтез религии, философии и науки, или, другими словами, веры, мысли и опыта.                


Соловьев строит метафизическую систему целостного знания, в которой онтология должна раскрывать полное единство, эпистемология - обосновывать иррациональное знание, социология - находить высший идеал общества. Метод интуитивного, образно-символического постижения истины выдвигается как стержень системы целостного знания. В.С. Соловьев вводит понятие софии. Он говорит о трех стадиях воплощения софии, одна из которых - Богочеловечество. Это воплощение софии в человечестве в целом.     

Бердяев считается одним из самых значительных представителей русской самобытной философской мысли.   

Основные идеи его философской концепции:

  1. дух и природа противоположны. Дух - субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность - различия преодолеваются любовью; природа - это объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность - все множественное и делимое. Бог есть дух. Природа вторична и вторична. Только человек, обладающий свободой и способностью творить, способен преобразовывать и одухотворять природу.     

  2. примат свободы над бытием. Бог не несет ответственности за зло, совершенное в мире - он не создал свободу, которая привела человека к падению. Есть три вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е. исполнение разумного долга; и свобода, наполненная любовью. Человек свободно отпадает от Бога, движимый иррациональной свободой, и призван свободно вернуться к Богу по своей собственной воле и возглавить весь мир, объединенный любовью к нему.       

  3. антроподицея (оправдание) человека. Человек - точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший (подобие Богу) и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его существования. Он венец Вселенной и микрокосма. Как образ и подобие Бога человек есть личность. Личность - категория духовная и религиозная. Как человек он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек - со-творец Бога, он призван к творчеству, его судьба - продолжить творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как беспочвенной основы бытия. И именно в творчестве человек преодолевает костную материю и прорывается в высшую духовную реальность.        

Философия Н.А. Бердяева неизбежно антропологична; она познает бытие в человеке и через мужчину.  



Л. Шестов критикует рационализм, столь характерный для западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных загадок. Мы даже не подозреваем, что происходит во Вселенной. Окружающий нас мир - это мир хаоса, власти стихий и случайностей. Наш разум способен познать только необходимое, естественное, случайное и хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Следовательно, претензии науки и рациональной философии на познание реальности несостоятельны.  Настоящая правда находится по ту сторону разума.        

А.Ф. Лосев соединил в своей философии четыре компонента: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева в первую очередь интересует живое существо объекта, наполненного смыслами. Концепция не улавливает сущности живой конкретности, это могут сделать только эйдосы. Однако мир не состоит из неподвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с другой, взаимосвязанные реальности свидетельствуют друг о друге, в этом смысле они являются символами. Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство, философию как сферы существования эйдосов, слов, символов. Ему удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой еще недостаточно изучены. Это можно назвать философией жизнеспособности эйдосов, слов и символов.             

Как видно из вышеизложенного, различные учения, направления, фазы развития русской философии объединяет общая картина мировоззрения, в которой время трактуется как развертывание и реализация определенной религиозной идеи - учения Христа.. 

В заключение можно сделать следующие выводы: во-первых, русская религиозная философия, как особое интеллектуальное и духовное движение, мыслила о себе в единстве временного континуума со всей многовековой традицией христианского богословия и считала своей целью ссылка, осознающая связь времен в творческом смысле. Во-вторых, такое пробуждение религиозных форм восприятия времени было вызвано подсознательной потребностью атеистического человека (большинство русских философов проповедовали нигилизм и неверие в гимназические и студенческие годы) гармонизировать и упорядочить дезориентированную духовную жизнь. В-третьих, в контексте мировой мысли наиболее очевидными параллелями этой модели русской философии являются концепции времени в философии экзистенциализма М. Хайдеггера, К. Ясперса и др., А также философская герменевтика Г. Г. Гадамера.    


Особенности русского космизма

Космизм - это специфическое мировоззрение космоцентрической направленности, направление философской и естественно-научной мысли. В России с середины прошлого века сформировалось уникальное космическое направление научной идеологической мысли. Среди него такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяевой. Именно в космизме ставятся проблемы космоса и человека, выдвигается позиция, что конец этого мира, конец истории также зависит от творческого акта человека. Во вступительной статье к книге Русский космизм С.Г. Семенова отмечает принципиально новое качество отношения к миру, которое является определяющей чертой этого направления в русской мысли. Это идея активной эволюции, то есть необходимость нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в том направлении, в котором ему диктуют разум и моральные чувства... По сути, речь идет о расширении права сознательно-духовных сил, об управлении духовной материей, об одухотворении мира и человека... Космистам удалось совместить заботу о большом целом - Земле, биологической среде, космосе с глубочайшими потребностями высшей ценности - конкретный человек... Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых.             

Русский космизм - это учение о неразрывном единстве человека, Земли и Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях для освоения космоса.   

Основная идея философии общего дела Н. Федорова - победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскресение всех предыдущих поколений. Моральный долг потомков - вернуть жизнь всем предыдущим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимо положить конец вражде между людьми, моральное объединение всех людей и активное регулирование природы с помощью науки и техники. Задача науки: максимально продлить жизнь человека, сделать его тело бессмертным, предоставить всем воскресшим предыдущим поколениям место для существования - путем покорения космоса и переселения на другие планеты.         

К. Циолковский (Сны Земли и Неба) считал, что жизнь и разум на Земле - не единственные во Вселенной. Бескрайний космос населен разумными существами разного уровня развития: более совершенными и менее совершенными. Тем более безупречно следят за порядком во Вселенной. Со временем, в ходе эволюции, сформируется союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в
виде союза обитателей ближайших солнц, затем союза союзов и так далее до бесконечности, поскольку сама Вселенная бесконечна. Земля - ​​поздняя планета, и ей дано право на самостоятельное развитие. Моральная, космическая задача Земли - способствовать совершенствованию Космоса.         

Оправдать свое высокое предназначение в улучшении мира земляне смогут, только покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как для ученого не самоцель, а способ проникновения в глубины Космоса. Суть его космической философии: в миграции с Земли и в колонизации Космоса.  

А.Л. Чижевский - основоположник гелиобиологии - науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает наличие естественных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы (войны, бунты, революции) во многом предопределены поведением Солнца. По расчетам Чижевского, в период минимума солнечной активности минимум массовых социальных движений составляет 5%, в период пика - 60%. Солнечный цикл составляет 12 лет. Роковые годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 - пик солнечной активности.          

С его учением о биосфере и ноосфере, В. И. Вернадский внес огромный вклад в развитие современной научной картины мира. Биосфера, по мнению В.И. Вернадского, - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Основным фактором, формирующим биосферу, является живое вещество, которое выполняет различные геохимические и планетно-космические функции. Стоя на эмпирической основе, я... пытался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты... В связи со всем этим... я ввел понятие живого вещества вместо понятия жизнь... Живая материя - это совокупность живых организмов.

В И. Вернадский указывает на существование трех различных слоев реальности: пространство; атомные явления; человеческая жизнь, природные явления ноосферы и нашей планеты в целом. Эти три слоя отличаются друг от друга свойствами пространства-времени. Они проникают друг в друга, но также отграничены друг от друга по содержанию и методологии изучаемых в них явлений. Основными предпосылками возникновения ноосферной стадии, по мнению В.И. Вернадского, являются: распространение человека - одного биологического вида, обладающего разумом, - по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другие биологические виды; развитие средств общения и обмена, объединяющих людей в единое целое; открытие новых источников энергии (ядерной, солнечной и др.), придающих человеческой деятельности масштаб геологических преобразований; массовая демократизация государственного устройства, позволяющая все более широким массам населения управлять обществом; взрыв научного творчества в XX веке, имеющий геологический масштаб последствий.