Файл: 1 теоретический обзор ситуации на фармрынке в период пандемии 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению экспертов, на конечные итоги по фармрынку в 2020 году влияли потребитель и его реакция на COVID-19. В результате российский фармацевтический рынок показал рост даже выше, чем прогнозировалось в начале года. Динамика рынка в денежном выражении составила 9, 8% вместо прогнозируемых ранее 5-6%. И его объем достиг 2 040 млрд руб. против 1 858 млрд долл. годом ранее (Рис. 1).

Рис. 1. Динамика и емкость фармрынка в России, млрд руб.




За 2020 год прибыль российской фарминдустрии от продаж увеличилась почти в 2 раза

с 126,3 млрд до 244,4 млрд рублей. Этот рост произошел благодаря трендам, взявшим начало в 2019-м и усилившимся в прошлом году. Среди них: повышение цен на лекарственные препараты и смещение акцента на более дорогие лекарства, частично обусловленное спросом на более емкие упаковки. Паника, вызванная карантином, привела к тому, что в целях экономии население начало запасаться медикаментами, отдавая предпочтение большим упаковкам из-за более низкой удельной стоимости единицы лекарственного средства. Как следствие, продажи в натуральном выражении не росли, а, наоборот, снижались в течение года.
2.2 Объем продаж лекарственных препаратов в 2020 году
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Потребление лекарств за счет собственных средств населения остается одной из основных частей лекарственного обеспечения системы здравоохранения. На ее долю приходится порядка 64% в денежном выражении и почти 85% в упаковках. Поэтому требования к аптекам, которые как раз являются каналом продаж, всегда повышенные. В начале 2020 года ожидалось, что основной задачей аптечных учреждений станет своевременное и «безболезненное» вхождение в процесс реализации маркированных лекарственных средств с 1 июля 2020 года. Но распространение новой коронавирусной инфекции заметно изменило конъюнктуру всего рынка. И перед аптеками возникла новая проблема: дефицит на некоторые позиции аптечного ассортимента.

Конечно, тенденция исчезновения лекарств не нова. Но до прошлого года этот процесс был обусловлен, в основном, экономическими факторами (ценообразованием на препараты из списка ЖНВЛП и невозможностью индексаций цен; вытеснением позиций из госзакупок, что делало уже экономически не выгодным реализации лекарств только в аптечном сегменте).


В 2020 году ситуация ухудшилась. Заметную роль в этом «дефиците» лекарств сыграл COVID-19, под воздействием которого изменился потребительский спрос. Любая новая информация о препаратах, которые включались в перечень для лечения или профилактики «коронавируса», приводила к ажиотажному спросу на них и к исчезновению из аптек. Например, в начале пандемии многообещающим в борьбе с коронавирусом считался противомалярийный препарат с МНН «Гидроксихлорохин». В результате объем ежемесячных продаж в среднем вырос почти в 2 раза в апреле– декабре по сравнению с «доковидным» уровнем (около 35-40 тыс. упаковок в месяц вместо 20 тыс. в 2019 году).

Одним из симптомов COVID-19 является повышение температуры, которую рекомендуют сбивать парацетамолом. На пике, в марте-апреле 2020 года, спрос на эту группу препаратов вырос в 1,5 раза. Причем в дальнейшем это привело к изменению предложения и росту цен на дешевые позиции: средневзвешенная стоимость упаковки лекарств с МНН «Парацетамол» выросла с 23 рублей в январе до 43 рублей в декабре 2020 года.

В 2020 году отсутствовала как сезонность, так и характерные закономерности, свойственные аптечному рынку. Противовирусные средства и антибиотики стали лидерами по потребительскому спросу в «пандемию». Причем даже летом продажи этих категорий были заметно выше, чем в прошлые годы.

Ориентируясь на розничные цены, объем коммерческого сектора фармотрасли на конец января 2021 года составил 97,6 млрд рублей, что на 16,7% меньше данного периода предыдущего года. В натуральном выражении реализованный объем лекарственных препаратов (ЛП) на конец января 2021 года составил 392,7 млн упаковок. Это на 6,6% меньше годом ранее (Рис. 2).

Рис. 2. Коммерческий рынок лекарственных препаратов в России, январь 2020 года – январь 2021 года, млрд руб.




Источник: zdrav.expert

Средняя взвешенная цена упаковки ЛП в России с января 2020 года по январь 2021 года увеличилась на 14,1%, составив 248,4 руб. (Рис. 3).

Рис. 3. Средняя взвешенная цена упаковки лекарственных препаратов в России, январь 2020 года – январь 2021 года, руб.




На отечественном фармацевтическом рынке в коммерческом сегменте в конце января 2021 года, как и год назад, преобладали отечественные лекарственные препараты, объем которых в натуральном выражении увеличился на 1,1% (Рис. 4).



Рис. 4. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных препаратов в натуральном выражении на коммерческом сегменте фармации России в январе 2020 и январе 2021 года, %




Однако в денежном выражении превалируют по объему продаж лекарственные препараты импортного производства. Так, на конец января 2021 года объем продаж импортных препаратов составил порядка 57,9%, что на 3,6% выше годом ранее (Рис. 5).

Рис. 5. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов в денежном выражении на коммерческом сегменте фармации России в январе 2021 года, %




Источник: zdrav.expert

2.3 Доли производства и продаж различных групп отечественных лекарств
Тем не менее, конец 2020 года ознаменовался увеличением производства отечественных лекарственных препаратов также на 3,6%.

Соотношение аптечных продаж лекарственных средств по АТС-группам I уровня1 в России в январе 2020- 2021 годов представлено в таблице 1.

Табл. 1. Соотношение долей АТС-групп I уровня в объеме аптечных продаж лекарственных препаратов в России в январе 2020-2021 годов



АТС-группы I уровня

Доля от стоимостного объема продаж, руб., %

Доля от натурального объема продаж, руб., %

Январь

Январь

Изменение доли

Январь

Январь

Изменение доли

2020

2021

2020

2021

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

18,8%

18,9%

0,1 %

17,0%

16,8%

-0,2%

C Препараты для лечения заболеваний сердечно-

сосудистой системы


14,2%


14,6%


0,4%


13,0%


14,1%


1,1%

R Препараты для лечения заболевания

респираторной системы


13,0%


11,8%


-1,2%


16,1%


15,6%


-0,5%

N Препараты для лечения заболеваний нервной

системы


11,3%


10,9%


-0,4%


15,2%


14,9%


-0,3%

J Противомикробные препараты для

системного

использования


7,8%


10,2%


2,4%


7,1%


8,2%


1,1%

M Препараты для лечения костно-мышечной

системы


8,0%


7,8%


-0,2%


7,5%


7,7%


0,2%

G Препараты для лечения

урогенитальных органов и половые гормоны


7,3%


6,7%


-0,6%


2,0%


2,1%


0,1%

D Препараты для лечения заболеваний кожи

5,8%

5,5%

-0,3%

10,3%

9,2%

-1,1%

B Препараты, влияющие на кроветворение и кровь

4,8%

5,1%

0,3%

3,0%

3,1%

0,1%

L Противоопухолевые препараты и

иммуномодуляторы


2,7%


3,0%


0,3%


1,3%


1,4%


0,1%

S Препараты для лечения заболеваний органов

чувств


2,8%


2,4%


-0,4%


2,6%


2,4%


-0,2%

 Препарат без указания АТС - группы

1,9%

1,7%

-0,2%

3,0%

2,9%

-0,1%

V Прочие препараты

0,7%

0,7%

0,0%

0,7%

0,7%

0,0%

H Гормональные препараты для

системного

использования (исключая половые гормоны)



0,5%



0,5%



0,0%



0,7%



0,7%



0,0%

P Противопаразитарные препараты, инсектициды, репелленты


0,2%


0,2%


0,0%


0,4%


0,4%


0,0%


Источник: Фармпром.РФ


1АТС – анатомо-терапевтическая и химическая классификация ЛП. Первый уровень – это 14 основных анатомических групп (классов), обозначаемых одной латинской буквой, которая в коде препарата стоит первой.

В долевом отношении в январе 2021 года, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, произошли заметные сдвиги – изменение долей стоимостного объема было в пределах ±2,4%. Если сравнить абсолютные значения стоимостных объемов продаж, то можно отметить увеличение продаж у 9-и АТС-групп.

Тройка быстрорастущих групп представлена препаратами, имеющими отношение к лечению коронавирусной инфекции:

[J] «Противомикробные препараты для системного использования» (+39,9%);

[L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (+18,9%);

[B] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (+13,5%).

Заметим, что высокие продажи на группы [J] и [L] сохраняются с апреля 2020 года. Причем даже летом не было «сезонного» спада продаж.

Препараты-лидеры в 2021 году

Среди ведущих противомикробных препаратов для системного использования в январе 2021 года наибольший прирост объема продаж наблюдался у антибактериальных препаратов «Левофлоксацин» (+463,1% относительно января 2020 года) и

«Цефтриаксон» (+382,4%), а также у противовирусного средства «Арбидол» (+404,7%).

Ключевую роль в росте реализации препаратов группы [L] сыграли иммуномодуляторы

«Ингарон» (+225,4%), «Гриппферон» (+166,3%) и «Бронхо-Мунал» (+57,5%).

Что касается препаратов, влияющих на кроветворение и кровь, то здесь в большей мере повлияли продажи препаратов, предназначенных для профилактики и лечения тромбозов и эмболий: антикоагулянтного средства «Эликвис» (+79,2%), вазодилатирующего препарата «Курантил» (+65,9%) и прямого ингибитора тромбина

«Прадакса» (+37,6%).

По объему закупок в денежном выражении за 2020 год первое место занимали противовирусные препараты «Арбидол» и «Ингавирин» (Рис. 6).

Рис. 6. ТОП-10 препаратов по объему закупок в денежном выражении, январь

2021 г., млн руб.




Источник: PharmaDATA.ru.

В январе 2021 года в аптеках были проданы лекарственные препараты, которые произвели 929 фармацевтических компаний.