Файл: 1 теоретический обзор ситуации на фармрынке в период пандемии 4.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению экспертов, на конечные итоги по фармрынку в 2020 году влияли потребитель и его реакция на COVID-19. В результате российский фармацевтический рынок показал рост даже выше, чем прогнозировалось в начале года. Динамика рынка в денежном выражении составила 9, 8% вместо прогнозируемых ранее 5-6%. И его объем достиг 2 040 млрд руб. против 1 858 млрд долл. годом ранее (Рис. 1).
Рис. 1. Динамика и емкость фармрынка в России, млрд руб.
За 2020 год прибыль российской фарминдустрии от продаж увеличилась почти в 2 раза
с 126,3 млрд до 244,4 млрд рублей. Этот рост произошел благодаря трендам, взявшим начало в 2019-м и усилившимся в прошлом году. Среди них: повышение цен на лекарственные препараты и смещение акцента на более дорогие лекарства, частично обусловленное спросом на более емкие упаковки. Паника, вызванная карантином, привела к тому, что в целях экономии население начало запасаться медикаментами, отдавая предпочтение большим упаковкам из-за более низкой удельной стоимости единицы лекарственного средства. Как следствие, продажи в натуральном выражении не росли, а, наоборот, снижались в течение года.
2.2 Объем продаж лекарственных препаратов в 2020 году
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.
Потребление лекарств за счет собственных средств населения остается одной из основных частей лекарственного обеспечения системы здравоохранения. На ее долю приходится порядка 64% в денежном выражении и почти 85% в упаковках. Поэтому требования к аптекам, которые как раз являются каналом продаж, всегда повышенные. В начале 2020 года ожидалось, что основной задачей аптечных учреждений станет своевременное и «безболезненное» вхождение в процесс реализации маркированных лекарственных средств с 1 июля 2020 года. Но распространение новой коронавирусной инфекции заметно изменило конъюнктуру всего рынка. И перед аптеками возникла новая проблема: дефицит на некоторые позиции аптечного ассортимента.
Конечно, тенденция исчезновения лекарств не нова. Но до прошлого года этот процесс был обусловлен, в основном, экономическими факторами (ценообразованием на препараты из списка ЖНВЛП и невозможностью индексаций цен; вытеснением позиций из госзакупок, что делало уже экономически не выгодным реализации лекарств только в аптечном сегменте).
В 2020 году ситуация ухудшилась. Заметную роль в этом «дефиците» лекарств сыграл COVID-19, под воздействием которого изменился потребительский спрос. Любая новая информация о препаратах, которые включались в перечень для лечения или профилактики «коронавируса», приводила к ажиотажному спросу на них и к исчезновению из аптек. Например, в начале пандемии многообещающим в борьбе с коронавирусом считался противомалярийный препарат с МНН «Гидроксихлорохин». В результате объем ежемесячных продаж в среднем вырос почти в 2 раза в апреле– декабре по сравнению с «доковидным» уровнем (около 35-40 тыс. упаковок в месяц вместо 20 тыс. в 2019 году).
Одним из симптомов COVID-19 является повышение температуры, которую рекомендуют сбивать парацетамолом. На пике, в марте-апреле 2020 года, спрос на эту группу препаратов вырос в 1,5 раза. Причем в дальнейшем это привело к изменению предложения и росту цен на дешевые позиции: средневзвешенная стоимость упаковки лекарств с МНН «Парацетамол» выросла с 23 рублей в январе до 43 рублей в декабре 2020 года.
В 2020 году отсутствовала как сезонность, так и характерные закономерности, свойственные аптечному рынку. Противовирусные средства и антибиотики стали лидерами по потребительскому спросу в «пандемию». Причем даже летом продажи этих категорий были заметно выше, чем в прошлые годы.
Ориентируясь на розничные цены, объем коммерческого сектора фармотрасли на конец января 2021 года составил 97,6 млрд рублей, что на 16,7% меньше данного периода предыдущего года. В натуральном выражении реализованный объем лекарственных препаратов (ЛП) на конец января 2021 года составил 392,7 млн упаковок. Это на 6,6% меньше годом ранее (Рис. 2).
Рис. 2. Коммерческий рынок лекарственных препаратов в России, январь 2020 года – январь 2021 года, млрд руб.
Источник: zdrav.expert
Средняя взвешенная цена упаковки ЛП в России с января 2020 года по январь 2021 года увеличилась на 14,1%, составив 248,4 руб. (Рис. 3).
Рис. 3. Средняя взвешенная цена упаковки лекарственных препаратов в России, январь 2020 года – январь 2021 года, руб.
На отечественном фармацевтическом рынке в коммерческом сегменте в конце января 2021 года, как и год назад, преобладали отечественные лекарственные препараты, объем которых в натуральном выражении увеличился на 1,1% (Рис. 4).
Рис. 4. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных препаратов в натуральном выражении на коммерческом сегменте фармации России в январе 2020 и январе 2021 года, %
Однако в денежном выражении превалируют по объему продаж лекарственные препараты импортного производства. Так, на конец января 2021 года объем продаж импортных препаратов составил порядка 57,9%, что на 3,6% выше годом ранее (Рис. 5).
Рис. 5. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов в денежном выражении на коммерческом сегменте фармации России в январе 2021 года, %
Источник: zdrav.expert
2.3 Доли производства и продаж различных групп отечественных лекарств
Тем не менее, конец 2020 года ознаменовался увеличением производства отечественных лекарственных препаратов также на 3,6%.
Соотношение аптечных продаж лекарственных средств по АТС-группам I уровня1 в России в январе 2020- 2021 годов представлено в таблице 1.
Табл. 1. Соотношение долей АТС-групп I уровня в объеме аптечных продаж лекарственных препаратов в России в январе 2020-2021 годов
АТС-группы I уровня | Доля от стоимостного объема продаж, руб., % | Доля от натурального объема продаж, руб., % | ||||||||
Январь | Январь | Изменение доли | Январь | Январь | Изменение доли | |||||
2020 | 2021 | 2020 | 2021 | |||||||
A Пищеварительный тракт и обмен веществ | 18,8% | 18,9% | 0,1 % | 17,0% | 16,8% | -0,2% | ||||
C Препараты для лечения заболеваний сердечно- сосудистой системы | 14,2% | 14,6% | 0,4% | 13,0% | 14,1% | 1,1% | ||||
R Препараты для лечения заболевания респираторной системы | 13,0% | 11,8% | -1,2% | 16,1% | 15,6% | -0,5% | ||||
N Препараты для лечения заболеваний нервной системы | 11,3% | 10,9% | -0,4% | 15,2% | 14,9% | -0,3% | ||||
J Противомикробные препараты для системного использования | 7,8% | 10,2% | 2,4% | 7,1% | 8,2% | 1,1% | ||||
M Препараты для лечения костно-мышечной системы | 8,0% | 7,8% | -0,2% | 7,5% | 7,7% | 0,2% | ||||
G Препараты для лечения урогенитальных органов и половые гормоны | 7,3% | 6,7% | -0,6% | 2,0% | 2,1% | 0,1% | ||||
D Препараты для лечения заболеваний кожи | 5,8% | 5,5% | -0,3% | 10,3% | 9,2% | -1,1% | ||||
B Препараты, влияющие на кроветворение и кровь | 4,8% | 5,1% | 0,3% | 3,0% | 3,1% | 0,1% | ||||
L Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы | 2,7% | 3,0% | 0,3% | 1,3% | 1,4% | 0,1% | ||||
S Препараты для лечения заболеваний органов чувств | 2,8% | 2,4% | -0,4% | 2,6% | 2,4% | -0,2% | ||||
Препарат без указания АТС - группы | 1,9% | 1,7% | -0,2% | 3,0% | 2,9% | -0,1% | ||||
V Прочие препараты | 0,7% | 0,7% | 0,0% | 0,7% | 0,7% | 0,0% | ||||
H Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) | 0,5% | 0,5% | 0,0% | 0,7% | 0,7% | 0,0% | ||||
P Противопаразитарные препараты, инсектициды, репелленты | 0,2% | 0,2% | 0,0% | 0,4% | 0,4% | 0,0% |
Источник: Фармпром.РФ
1АТС – анатомо-терапевтическая и химическая классификация ЛП. Первый уровень – это 14 основных анатомических групп (классов), обозначаемых одной латинской буквой, которая в коде препарата стоит первой.
В долевом отношении в январе 2021 года, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, произошли заметные сдвиги – изменение долей стоимостного объема было в пределах ±2,4%. Если сравнить абсолютные значения стоимостных объемов продаж, то можно отметить увеличение продаж у 9-и АТС-групп.
Тройка быстрорастущих групп представлена препаратами, имеющими отношение к лечению коронавирусной инфекции:
[J] «Противомикробные препараты для системного использования» (+39,9%);
[L] «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» (+18,9%);
[B] «Препараты, влияющие на кроветворение и кровь» (+13,5%).
Заметим, что высокие продажи на группы [J] и [L] сохраняются с апреля 2020 года. Причем даже летом не было «сезонного» спада продаж.
Препараты-лидеры в 2021 году
Среди ведущих противомикробных препаратов для системного использования в январе 2021 года наибольший прирост объема продаж наблюдался у антибактериальных препаратов «Левофлоксацин» (+463,1% относительно января 2020 года) и
«Цефтриаксон» (+382,4%), а также у противовирусного средства «Арбидол» (+404,7%).
Ключевую роль в росте реализации препаратов группы [L] сыграли иммуномодуляторы
«Ингарон» (+225,4%), «Гриппферон» (+166,3%) и «Бронхо-Мунал» (+57,5%).
Что касается препаратов, влияющих на кроветворение и кровь, то здесь в большей мере повлияли продажи препаратов, предназначенных для профилактики и лечения тромбозов и эмболий: антикоагулянтного средства «Эликвис» (+79,2%), вазодилатирующего препарата «Курантил» (+65,9%) и прямого ингибитора тромбина
«Прадакса» (+37,6%).
По объему закупок в денежном выражении за 2020 год первое место занимали противовирусные препараты «Арбидол» и «Ингавирин» (Рис. 6).
Рис. 6. ТОП-10 препаратов по объему закупок в денежном выражении, январь
2021 г., млн руб.
Источник: PharmaDATA.ru.
В январе 2021 года в аптеках были проданы лекарственные препараты, которые произвели 929 фармацевтических компаний.