Файл: Программа и методика исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Институт педагогического образования и социальных технологий

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Олигофренопедагогика» (Обучение и воспитание лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА)
Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

Автор:

Авдошина Анастасия Николаевна

Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Бысюк Анна Сергеевна

Допущен(а) к защите:

И.о.руководителя ООП

_______________

(подпись, дата)

Тверь 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

1.1. Понятие «графомоторные навыки» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….7

1.2.Особенности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью………………………………………………………………..14

1.3.Развитие графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка………………………………….18

Выводы по первой главе……………………………………………….…24
Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

2.1. Программа и методика исследования……………………………….25

2.2. Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе…….28

2.3. Формирующий этап эмпирического исследования………………..36

Выводы по второй главе………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………43
Приложение………………………………………………………………48

Введение
Актуальность темы исследования

Формирование графомоторных навыков является одной из сторон общего развития обучающихся на начальном уровне образования. Способность человека с помощью графических знаков выражать содержание речи считается необходимым навыком в современном мире.


В исследованиях таких авторов, как Н. А. Агаркова, М. М. Безруких, О. Б. Иншакова, Р. Д. Тригер, Н. С. Пантина, О. С. Филиппова навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма». Термин «графомоторный навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв.

Проблема исследования. Актуальность данной проблемы состоит в том, что одним из основных составляющих процесса письма является графомоторный навык. Проблема развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Связано это с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо. У детей с нарушением в интеллектуальном развитии графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственновременной ориентировки и самоконтроля

Психолого-педагогические исследования развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

таких авторов, как Г. Н. Рахмакова, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер доказывают, что к началу школьного обучения у обучающихся с умственной отсталостью недостаточно развита мелкая и общая моторика, а также наблюдается слабость мышечного тонуса.

Трудность усвоения графомоторных навыков во многом объясняется особенностями учебной деятельности обучающихся данной категории. Им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать полученную информацию и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без дополнительной помощи учителя обучающиеся не стремятся контролировать свои действия, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. Графомоторные навыки обучающихся данной категории отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации. У обучающихся нарушена ориентировка на листе бумаги, наблюдается неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, а также слабая развитость мелкой моторики. Формирование графомоторных навыков является одним из сложных этапов для обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне образования, в связи с этим проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции продолжает оставаться актуальной. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью и несовершенство решения этой проблемы на практике создают необходимость обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.



Таким образом актуальность проводимого нами исследования не вызывает сомнений.

Объект исследования: графомоторные навыки у обучающихся с умственной отсталостью.

Предмет исследования - развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

Цель работы: на основе теоретического и эмпирического изучения проблемы, разобрать конспекты заданий с использованием различных методических приемов по развитию графомоторных навыков младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии на занятиях по русскому языку.

Исходя, из цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать и провести диагностику развития графомоторных навыков младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии.
Разработать конспекты занятий с использованием упражнений направленных на развитие графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.
Обобщить результаты и сделать вывод.
Разработать практические рекомендации.

Для решения задач исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы исследования (диагностические задания); методы обработки данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).

Теоретические методы исследования: анализ научной литературы; эмпирические - анализ продуктов деятельности детей,

Эмпирические методы исследования: Развитие графического навыка (По критериям предложенными Н.В. Нижегородцевой). Исследование уровня состояния графических навыков (Д. Элтон, Д. Тейлор).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что определение особенностей графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии может способствовать подбору упражнений и заданий, позволяющих преодолеть затруднения в обучении таких детей на уроках русского языка.

База исследования: МБОУ «СОШ ст.Старица»

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

1.1 Понятие «графомоторные навыки» в психолого-педагогической литературе
Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языкат включает в себя определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Писать буквы красиво, разборчиво, четко, быстро позволяет только правильно сформированный графический навык. Неправильно сформированный графический навык приводит к ряду трудностей письма: медленный темп, неразборчивый, небрежный почерк. А переделка неправильного графического навыка непросто затруднена, но порой невозможна.

Слухо-зрительно-моторная координация - важнейшая функция процесса формирования графомоторного навыка. Исследуя процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, ряд ученых (А.Р. Лурия, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, С.Е. Гаврина и др.) пришли к выводу о том, что они зависят от сформированности:

- зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации);

- пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);

- координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);

- «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);

- пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение;

- умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);

- чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда). Всё это говорит о том, что обучение графомоторным навыкам в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса.

С точки зрения Н. Н. Волосковой, графомоторный навык – это конкретные привычные расположения и движения пишущей руки, дающие возможность письменно отражать фонемы и их соединения. Верно сформированный графомоторный навык способствует формированию красивого и разборчивого почерка.

Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка включает ряд сложностей: небрежный, неразборчивый почерк, инертный темп. Кроме того, преобразование неверного графического навыка не просто усложнено, но порой невозможно.Графомоторные навыки являются составной частью двигательных умений индивида. Процесс становления графомоторных навыков физиологически и психологически труден.


Их развитие основывается на формировании и совершенствовании тонких согласованных движений руки, формировании зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации. В ходе письма в согласованную работу вовлекаются кора головного мозга, органы слухового и зрительного анализаторов, большое количество мышц тела [11].

Е. М. Рахманов сообщает, что графический навык представляет собой речевое и двигательное действие. Игнорирование становления этого навыка отрицательно сказывается на овладении навыком письма и формировании личностного развития [48].

Как указывала И. Н. Садовникова, процесс письма обусловлен работой всех участков коры головного мозга, хотя их значение в разных видах письма неодинаково. К периоду школьного возраста у детей еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально сформированы, в частности лобные доли, что усложняют процесс усвоения письма [50].

Н. Г. Агаркова отмечает, что для формирования навыка нужно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению данному навыку. При этом всякий навык обладает собственными специфическими чертами, которые должны быть в состоянии готовности к моменту развития навыка. Иногда он может образоваться лишь на основе уже достаточно развитого другого навыка [1].

Становление мелкой моторики способствует подготовке руки к обучению графическому навыку письма. Т. П. Сальниковой отмечено, что мелкая моторика должна быть развита на довольно высоком уровне для того, чтобы обучающийся на начальном уровне образования мог верно держать ручку и быстро не утомляться при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [50].

Формирование графомоторных навыков в онтогенезе испытывает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Так, рисуя, дети опираются на «память руки», а зрительный контроль над движениями почти полностью отсутствует. 

В формировании графомоторного навыка обучающихся на начальном уровне образования Т. П. Сальникова выделяет три основных этапа. [42,c.90]