Файл: Курсовая работа по бухгалтерскому учету, аудиту, налоговой системе Дата добавления 09 июля 2013 Язык курсовой Русский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация реализует товары (работы, услуги) физическим лицам, в их адрес выписываются товарные накладные в случае продажи своей продукции, а в случае выполнения работ, оказания услуг - акты выполненных работ (оказанных услуг). Выписанные в адрес покупателя документы, чаще всего, обратно с его подписью не возвращаются.

Товарная накладная — первичный бухгалтерский документ, применяемый для оформления перехода права собственности (путем продажи, отпуска) на товар или другие материальные ценности от продавца к покупателю. В накладной указывается наименование (вид) товара, его цена, количество и общая стоимость, а также сумма НДС. Кроме того, товарная накладная должна содержать реквизиты передающей и принимающей сторон, собственноручные подписи уполномоченных лиц, печать организации.

Бланк товарной накладной содержится в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации под названием –форма ТОРГ-12. Он составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организации-поставщика и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр товарной накладной передается покупателю (грузополучателю) и может служить основанием для оприходования этих ценностей и вычета по НДС.

Товарная накладная, бланк которой не соответствует унифицированной форме, может быть принята к учету организацией-покупателем. Статья 252 НК РФ не требует принимать в качестве подтверждения только унифицированные накладные – важно, чтобы первичные документы доказывали, что организация действительно понесла расходы и содержали обязательные реквизиты. Однако налоговые инспекторы могут отбраковать такой документ, сославшись на пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтом, по возможности необходимо настаивать, чтобы поставщики товара выписывали унифицированную форму товарной накладной.

Оформление накладной также нередко вызывает споры с фискальными органами. Налоговики требуют, чтобы все поля формы торг-12 были заполнены, а сам бланк был скреплен печатью продающей стороны. Иначе ставится под сомнение право покупателя отражать расходы на покупку товара и принимать вычет по НДС. Судебная практика показывает, что в случаях, когда в других документах отражена недостающая информация, а в доверенностях по форме М-2 или М-2а есть оттиск печати торгующей организации, как правило, накладная-12 признается действительной. Но лучше, конечно, перестраховаться и заполнить документ так, как указывает образец товарной накладной.


При участии в операции купли-продажи перевозчика эксперты рекомендуют отказаться от формы Торг-12 и для списания товара у грузоотправителей и оприходования у грузополучателей использовать другой унифицированный документ — товарно-транспортную накладную. В этом случае, в нем необходимо ввести колонку «НДС», а в графах «Цена» и «Сумма» указать «в том числе НДС».

Заполнение накладной лучше начинать с даты. Согласно п. 4 ст. 9 закона о бухучете первичный документ необходимо составлять в момент совершения операции, либо сразу же после ее окончания. Налоговики требуют, чтобы дата в бланке накладной совпадала с датой отгрузки.

Законодательство разрешает внесение несущественных изменений в бланки унифицированных форм первичной учетной документации. Так, при составлении товарной накладной допускается расширение и сужение граф и строк, включение дополнительных строк (в том числе свободных) и складных листов для удобства размещения и обработки информации.

Акт об оказании услуг (выполненных работ) относится к первичным учетным документам. Форма акта выполненных работ (услуг) должна соответствовать требованиям Федерального закона РФ № 129 «О бухгалтерском учете». Установленной законодательством формы данного акта выполненных работ на сегодняшний день не существует(кроме формы кс-2), поэтому рассматриваемая форма является самой распространенной.

Для отражения операций по реализации продукции применяются следующие документы:

Счёта – фактуры,

Расчётные чеки

Заявление на аккредитив

Платёжное требование

Счета-фактуры выписывают все предприятия и организации, реализующие продукцию, оказывающие услуги. Также счет-фактура выписывается при получении авансов. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю счет-фактура необходим для возмещения сумм НДС.

Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой продукции; цена; налоговая ставка и др. реквизиты.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки продукции или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту продукцию.



Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации продукции.

Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течении полных 5 лет с даты последней записи.

Предприятия так же применяют чековую форму расчетов, при которой чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя (покупатель) банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (поставщик). Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Покупатель (чекодатель) не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на забалансовом счете № 006 «Бланки строгой отчетности».

За поставленную продукцию расчеты могут так же вестись с помощью платежных требований, которые являются расчетными документами, содержащими требование поставщика по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежное требование составляется на бланке установленной формы (См. приложение 2). Кроме основных реквизитов, общих для всех расчётных документов (наименование расчетного документа номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; вид платежа, его назначение, сумму и т.д.), в платежном требовании указывается:

а) условие оплаты;

б) срок для акцепта;

в) дата отсылки (вручения) плательщику;

г) наименование товара ;

д) дата поставки товара и другие реквизиты.

Платежные требования бывают двух видов:- с акцептом и без акцепта плательщика.

В платежном требовании
, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом». Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Покупатель в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта.

Покупатель может предоставить исполняющему банку право оплачивать платежные требования, предъявленные к его счету любыми или указанными покупателем кредиторами (получателями средств), при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта (полном или частичном) платежного требования в течение срока, установленного для акцепта.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется «заявлением об акцепте, отказе от акцепта»

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание.

При отсутствии указания «без акцепта»платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта 5 рабочих дней.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику.

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

2.1 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособлено.

Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91»Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на сумму поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.


Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем (заказчиком) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построении аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимы данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплат которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселя дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

У покупателя могут быть и транспортно-заготовительные расходы, которые включаются в фактическую себестоимость приобретенных материальных ценностей и отражаются в составе материальных затрат. Организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике метод учета транспортных расходов. 

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондируется со счетами:

по дебету

по кредиту

46 Выполненные этапы по незавершенным работам

50 Касса

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55 Специальные счета в банках

57 Переводы в пути

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

90 Продажи

91Прочие доходы и расходы

50 Касса

51 Расчетные счета

52 Валютные счета

55Специальные счета в банках

57 Переводы в пути

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

63 Резервы по сомнительным долгам

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям

75 Расчеты с учредителями

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

Типовые проводки по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: