Файл: Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1868

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Теоретические основы дошкольного образования

Практическое занятие 3

Выполнил:

Обучающийся Нугуманова Гузель Фанисовна

Преподаватель:

Харланова Юлия Викторовна


ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов – 4.

Задание к Разделу 1. Теоретические основы дошкольной педагогики



Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, уже целый месяц сразу же затевает бессмысленную беготню. Его очень трудно переключить на спокойные игры вместе с другими детьми, а если это удастся, то через некоторое время возникает ссора. Воспитатель вынужден отказаться от организации таких совместных игр. В итоге мальчик сам начал вмешиваться в игры других детей...

В беседе с отцом выяснилось, что, переехав месяц назад в новую квартиру, родители вынуждены пока привозить ребенка в детский сад на метро, что занимает много времени.

— Значит, ребенок устает, — сделал предположение воспитатель.

- Да нет, не может быть. Ведь он сидит всю дорогу! — возразил отец. — Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Оцените степень реализации субъект-субъектного подхода к организации взаимодействия между взрослыми и ребенком в условиях семейного воспитания и в детском саду.

Ответ:

В данной ситуации ребенок является субъектом-активно действующий человек, которому хочется: субъектности -общения, активности, со стороны взрослых, но он этого недополучает. Он выражает собственное «Я» в детском саду, так как не может всю свою активность выработать в присутствии родителей и в общении с ними. Ребенку очень тяжело усидеть на одном месте, в силу своего возраста, ему требуется: активность в чем-либо (физическая или общение). Ему хочется, чтобы с ним поиграли, поговорили, соответственно одно положения «сидя» его очень утомляет. Ту, энергию которую ребенок не выработал по дороге в детский сад, он пытается выместить в самом детском саду.


Со стороны родителей, такого ребенка, нужно уделить внимание, взаимопонимание, общение, какие-то совместные игры по пути в детский сад, тем самым он будет отвлекаться, и тем самым приходя в детский сад он будет сдержанней и спокойнее.

Воспитатель сказал правильно, о том, что ребенок устает (от одного положения: морально и физически).

Со стороны воспитателя требуется найти подход к такому ребенку, и направить его активность, переключая его внимание на какие-то игры, или, например: утреннюю зарядку. Соответственно, нужно объяснить и дать совет родителям ребенка.

Ситуация 2. Гриша (4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко говорил, спорил, задирался со сверстниками, отнимал у других игрушки.

Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал: «Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... Ссор у нас не бывает всерьез... А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь?», - а затем к маме: «Зачем папу обижаешь?» А она взяла, да и шутя шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал. Вот и ребятам от него тоже досталось...

Подумайте, как можно решить данную проблемную ситуацию, ориентируясь на субъект-субъектный подход к взаимодействию с ребенком и детьми в группе.

Ответ:

В данном возрасте ребенок учиться подражая и копируя взрослых: их настроение, какие-то поступки. Соответственно в данной ситуации ребенок не понимая поведения родителей, и уж тем более того, за что его шлепнули, тем самым оскорбив его чувства. У ребенка понятие всего происходящего искажается, он мыслит и видит ситуацию с другой стороны, в отличие от взрослых. Естественно ребенок не осознавая поведения родителей, выплеснул злость и эмоциональную атмосферу семьи на детей в группе, копируя своих родителей.

Со стороны родителей: необходимо следить за своими поступками и поведением в присутствии ребенка и внутри семьи. Потому что дети копируют поведение своих родителей.

Со стороны воспитателя: необходимо поговорить с ребенком объяснить, что так делать нельзя, и соответственно, провести беседу с родителями о поведении внутри семьи.

ЗАДАНИЕ 3



Задание к Разделу 3. Современные подходы к физическому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Развитие детей раннего возраста в предметной деятельности

Вы работаете воспитателем в ДОО. Опираясь на предложенный алгоритм, разработайте одну образовательную ситуацию по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определённых задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

 Алгоритм разработки:

1) разработайте комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна (не более 5упражнений);

2) определите цель и задачи гимнастики после дневного сна, в соответствии с возрастом детей (по выбору студента);

3) подберите материалы и оборудование (функциональное и спортивное) для проведения гимнастики после дневного сна;

4) подберите упражнения для гимнастики после дневного сна (не более 5 упражнений), направленных на профилактику плоскостопия, косолапие и искривление осанки детей дошкольного возраста;

5) перечислите условия для проведения гимнастики после дневного сна.

Результаты выполнения задания представьте в виде Таблицы 1 «Технологическая карта образовательной ситуации».

ответ:

Цель: профилактика нарушений осанки, создание гармоничного отношения к физическому развитию и всесторонней физической подготовленности

Задачи:

  • Введение. Роль правильной осанки в жизни детей

  • Воспитание правильной осанки с помощью упражнений в положении лежа

  • Проведение подвижных игр, для закрепления навыков правильной осанки и повышение интереса детей к занятиям

  • Закрепление навыков правильной осанки, развивая силу и выносливость мышц туловища, оказывая общетонизирующее действие на организм.

Задачи гимнастики после дневного сна :

  • Увеличить тонус нервной системы ;

  • Укрепить мышечный тонус ;

  • Способствовать профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата ;

  • Способствовать профилактике простудных заболеваний ;

  • Развитие физических навыков ;

  • Сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;

  • Учить детей дышать через нос

  • Воспитывать привычку здорового образа жизни .


Оборудование: коврики, стульчики

  • Введение в ситуацию

Цель: создать условия для желания у детей потребности включиться в деятельность

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о правильной осанке. Что такое осанка? Это ровная, стройная, красивая спинка. Наверное, вы все смотрите мультики, и видели в них королев, а какая у них красивая изящная спинка, как она держит свою спинку: ровненько, голова высоко приподнята, а у принцев? Тоже ровненькая спинка. А давайте вспомним волка из какого-нибудь мультфильма. У волка спина изогнута, не красива. Медведь вообще неуклюжий. Спинки у них как колесо.

Правильная осанка-это не только красиво, но и полезно для вашего здоровья. Поэтому необходимо, даже важно следить за своими спинками: как правильно сидите, как правильно стоите, как ходите и обязательно делать зарядку для профилактики.

-А какую спинку вы хотите? Как у королевы? Или как у верблюда?

2) Актуализация воспитания правильной осанки в положении лежа.

Цель: воспитать у детей навык правильной осанки с помощью упражнений проводимых лежа на полу(коврик)

Упражнение 1:

Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

-Понимаем свои головки и смотрим на свои носочки(3 раза)

Упражнение 2:

Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

-Поднимаем ручки вверх перед собой и опускаем в низ за голову.

Упражнение 3:

Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

-Сгибаем ножки и прижимаем к груди охватывая их руками. Покачаемся на своих спинках вправо и влево.(3 раза)

3) Актуализация воспитание и закрепление навыков правильной осанки

Цель: улучшить функции вестибулярного аппарата, укрепление навыков правильной осанки


Воспитатель: ребята давайте мы немного с вами поиграем

Цапля:

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит

Не хотите ли узнать?

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно. (стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, ручки в стороны и постоять немножко, затем поменять на левую)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

«Слушаем внимательно»

Дети ходят по залу:

На слове «пень»-встать на одно колено, опустить голову и руки

На слове «елка»-остановиться и оставить опушенные руки от туловища, принять правильную осанку

На слове «Сноп»-остановиться и поднять руки вверх, соединив над головой, контролируя правильность осанки.

4) Актуализация развиваем силу и выносливость мышц

Цель: укрепить мышечный корсет, развить силу и выносливость

Упражнение 1:

Исходное положение: стоя ноги врозь, руки вниз

-Руки перед грудью ладонями вниз; руки к плечам, локти в сторону; руки за голову, локти в сторону (3раза)

Упражнение 2:

Ветер дует нам в лицо(наклоны туловища, то в одну сторону, то в другую)

Закачалось деревце

Ветер тише, тише, тише(присесть руками обхватив колени)

Деревце все выше-выше(выпрямляемся встать на носки, руки вверх)

Осмысление:

  • Давайте поговорим какая спинка должна быть?

  • Что необходимо и важно делать, чтобы ваши спинки были здоровыми и красивыми?

  • Что необходимо выполнять каждый день, для профилактики и укрепления спины и правильной ее осанки?



Таблица 1 – Технологическая карта образовательной ситуации

Наименование этапов бодрящей гимнастики

Содержание бодрящей гимнастики

Методы и приёмы

Проектирование предметно-пространственной  развивающей среды

 Вводный

  «Разбудим глазки». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.

«Потягушки». П.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок»

«Посмотри на дружочка». И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо

«Сильные ножки». И.п. сидя, ноги вместе, руками упор сзади.

 Поморгать глазками, открывая и закрывая их.

Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. -выдох.

Повернуть голову вправо, вернуться в и.п. То же влево.

Поднять правую ногу, согнутую в колене. Вернуться в п.п. То же левой ногой.

 Дети выполнят упражнения лежа в постели, сидя в кровати, стоя на прикроватных ковриках.

 Основной

 Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

Для начала пусть дети несколько раз потянут стопы на себя, затем максимально подгибают пальчики во внутрь стопы. Движения лучше делать не торопясь, но с амплитудой побольше.

движение - сгибание пальчиков с одновременной постановкой стопы на внешнюю ее сторону. Затем пусть дети несколько раз сводят стопы внутрь, каждый раз возвращаясь в исходное положение.

Игра Цапля

Исходное положение: стоя ноги врозь, руки вниз. Руки перед грудью ладонями вниз; руки к плечам, локти в сторону; руки за голову, локти в сторону (3раза)

 Поднимаем свои головки и смотрим на свои носочки(3 раза)

Поднимаем ручки вверх перед собой и опускаем в низ за голову

 Дети выполнят упражнения лежа на ковриках

Сидя на стульчиках

Стоя на ковриках

 Заключительный

 Дыхательная гимнастика «Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки.

«Пересаживаемся в автомобиль» И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища.

«Водители» И.п. – стойка на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь.

 Вдох - и.п: выдох - вращать согнутые руки (один вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «P-р-p- p». Повторить 4-6 раз.

Вдох - и.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!», Повторить 4-6 раз. Вдох - или выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

 Стоя на ковриках