Файл: Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1805

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Задание 4.

В средней группе, куда привели Сашу, был достаточно организованный, дружный детский коллектив, с хорошей традицией: справедливо распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались главные.

С первых дней 
пребывания в группе Саша проявил активность, богатую фантазию, инициативу. Он любил мастерить игрушки, строить, проявлял большой интерес к коллективным играм, при этом у него проявлялось выраженное стремление быть смелым, сильным.

Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а несколько: он и капитан корабля, и радист (ему эта роль особенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распределять сам, приводя такие аргументы: «Я так хочу!», «Они ничего без меня не умеют!» Мог ударить не подчинившегося в игре товарища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят.

Вопрос:

1.     Каково значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка? В чем вы видите роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми?

Ответ:

Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпеливая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, 
делиться игрушками, у него появляется желание совместно играть.

Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только 
сюжет игры, но прежде всего содержание детских игр. При первом знакомстве с родителями детей, посещающий ДОУ, психолог знакомит взрослых со своими функциями и рас сказывает о приоритетных сферах своей деятельности. Особенный акцент делается на том, что психолог, в первую очередь, выступает как координатор взаимодействий семьи и детского сада. В связи с этим, он может познакомить родителей с основными принципами, определяющими успешность воспитания детей дошкольного возраста, которые были приняты в Международный год ребенка:

• 
Люби своего ребенка! Принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в твоем доверии — дай ему повод любить тебя. Для ребенка главными признаками того, что его любят, является «особое время вместе с мамой и папой», интерес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновение объятия) и зрительный контакт (глаза — глаза), со взрослым.

• 

Будь добрым примером для своего ребенка! Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются Идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое поведение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей.

Играй со своим ребенком! Уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры серьез, войди через них в картину Его мира и взгляни на других и себя Его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка, предвосхищение и проигрывание в игре реальных событий, их моделирование и т. д.

Сюжетно-ролевая игра

Среди всех игр особое, ведущее место занимает 
сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - космонавт»«Я - доктор», но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы. Чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу. Устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты. От умения воспитателя, зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Вопрос:

2.   Как использовать в игре организаторские способности Саши и в то же время приучить его считаться с товарищами, воспитать чувство коллективизма?

Ответ:

Предложить Саше роль ведущего или зрителя и, чтобы Саша посмотрел со стороны, как дети справятся со своими ролями, или дать ему незначительную роль в игре, и привить навык "по очереди", в дальнейшем, использовать жеребьевку в выборе ролей, "случайность", научить Сашу обговаривать и четко следовать ПРАВИЛАМ игры.

Для 

формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения. («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать»«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья,  В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая»«Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.
ЗАДАНИЕ 5

Задания к Разделу 4. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в общении, игровой, познавательной и художественно-эстетической деятельности


Педагогическая задача:
Дошкольникам предложили нарисовать игрушку с натуры, предварительно обследовав её разными способами. Дети первой подгруппы гладили игрушку, уточняли её строение. Дети второй подгруппы рассматривали игрушечную белку и иллюстрации, посвящённые жизни этого животного в природе.


Представьте в письменной форме обоснованные ответы на следующие вопросы:
1. В чём заключается роль воспитателя при организации занятия рисования с натуры?
2. Будут ли различаться рисунки детей? Обоснуйте ответ.
3. Перечислите порядок обследования игрушки с натуры.


1) Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:
- развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление;
- прививать желание рисовать;
- учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры;
- учить продумывать и планировать работу заранее;
- знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;

- учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;
- учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
- на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;
- учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;
- учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров;
-совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.
Темы для рисования должны быть простыми и понятными детям. Они рисуют: сбор урожая осенью, работы на полях, в огороде, саду; изображают осеннюю природу; различные виды транспорта (автобус, троллейбус, легковые и грузовые автомобили, подъемные краны и т.п.); фигуру человека в профиль (школьник, пешеход, солдат); передают впечатления от праздников, рисуют по памяти деревья, несложные конструкции из детского строительного материала, животных из уголка живой природы; изображают зимнюю природу, игры и развлечения, новогодний праздник; весной рисуют ледоход, разлив рек, цветение садов и парков.
В соответствии с программой занятия рисованием в дошкольной группе проводят дважды в неделю, продолжительность их - 30 мин. Чтобы выявить творческие способности воспитанников, целесообразно дважды в месяц проводить рисование по замыслу. Детей учат анализировать предметы (пропорции, строение, форму, цвет), последовательно их изображать, начиная с определения общей формы и постепенно переходя к деталям.