Файл: Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1776

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.
Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.
В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.
Детей можно научить рисовать натуру с определенной точки зрения, если положение ее не очень сложно.
В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.
Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.
Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно. На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.
В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.
Для того чтобы научить дошкольника правильно изображать фигуру человека, ему нужно рассказать об основных пропорциях человеческого тела, где за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в размере фигуры 6-7 раз, у ребенка — 4-5 руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени — посредине ноги. Следует обратить особое внимание на пропорции головы человека. Нужно рассказать, что общее ее очертание во фронтальном положении близко к овалу, который делится линией глаз приблизительно на две одинаковые части. Лицо можно схематически поделить на три части: от начала роста волос до линии бровей, от нее — к концу носа и от конца носа до подбородка. Верхний край уха должен быть расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа. Линию глаз во фронтальном положении головы можно условно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторая и четвертая будут равны размеру глаз. Ширина носа равняется длине глаза, а рот немного шире носа.
В подготовительной к школе группе усложняется предварительная подготовка детей к рисованию. Они уже более наблюдательны на прогулке, во время экскурсий, дома. Процесс обучения поэтому состоит из организации наблюдений «на натуре» и объяснения конкретных приемов рисования. Обучая дошкольников рисовать с натуры, воспитатель учит их обращать внимание на форму предметов, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различие, находить главное, правильно передавать пропорции, цвет.
При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.



2)Никакого различия не будет. Дети ещё не в состоянии определять форму объекта с характерными нюансами. Будут каракули обыкновенные, хоть чеши, хоть крути-верти. Да, будут. Когда человек видит и может потрогать, он нарисует более точно. Конечно, не будут! В том то и дело, что дети еще маленькие и не могут рисовать так шикарно. Хотя, они немного будут отличаться, но только так, немного, а вообщем будут каракули только разные.

3)Ход обследования: В начале занятия рассмотреть с детьми игрушку, уточнить форму частей, пропорции, обратить внимание на то, как устойчива игрушка: козел стоит, расставив ноги немного в стороны. Передавать выразительные особенности игрушки (немного удлиненная шея, маленькая по сравнению с туловищем голова; рога, уши, короткий хвост), какого цвета козел.

ЗАДАНИЕ 6
Максимальное количество баллов – 15.

Вы являетесь участником регионального чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание». Одно из заданий чемпионата — представление разработки, организации и руководства свободной совместной деятельностью воспитателя с детьми дошкольного возраста с включением дидактической игры с использованием ИКТ и элементами самостоятельной деятельности детей. 

Подберите содержание по теме «Банк», определите цели фрагментов мероприятий, отобразите их в календарно-тематическом плане воспитательно-образовательной работы воспитателя.

1.Продумайте методы и приёмы, направленные на решение целей фрагментов мероприятия.

2.Разработайте организационно-мотивационную беседу с детьми.

3.Подберите ИКТ в соответствии с возрастом детей.

4.Разработайте дидактическую игру с использованием ИКТ, целями фрагментов мероприятия.

5.Разработайте сюжетно-ролевую игру, распределите роли.

Обратите внимание, что ответ необходимо представить в форме календарно-тематического плана мероприятий второй половины дня с включением беседы, дидактической и сюжетно-ролевой игры с элементами самостоятельной деятельности детей.

Результаты выполнения задания представьте в виде Таблицы 2 «Календарно-тематический план мероприятий по теме «Банк». 

Таблица 2 – Календарно-тематический план мероприятий по теме «Банк»

Фрагменты мероприятия

Цель проведения

для детей

Методы и приёмы

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды

Способы взаимодействия ребёнка со сверстником

Организационно-мотивационная беседа

 Сформировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Банк»

Расширить знания детей о банке и проводимых в нем операциях

Сформировать коммуникативные навыки

 Словесный (художественное слово; вопрос-ответ)

Сюрпризный момент (просмотр видеоролика)

 В результате создания предметно-пространственной среды ребенок приобретает уверенность в себе, ответственность и самостоятельность; способность принимать решения, выбирать задачи и решать их.

Наглядный метод (просматривание картинок и атрибутов)

 Диалог, слушают и высказывают точку зрения друг друга; Проявляют уважение к мнению другого.

Дидактическая игра на ИКТ оборудование

 Научиться оценивать деятельность банка и его работу, проявлять интерес к соревновательной деятельности в условиях игры.

Узнать о банке и его деятельности, проявлять интерес к соревновательной работе в условиях игры.

 Наглядный (показ игровых действий на ИКТ-оборудовании)

 ИКТ-оборудование

 Выстраивают очередность в выполнении заданий, не перебивают и вежливо доказывают свою правоту.

Сюжетно-ролевая игра

 Понять сюжет игры, принять игровую роль и отработать самостоятельные ролевые действия.

 Словесный (наводящие вопросы)

Моделирование ситуации

 Рассматривание иллюстраций к сказкам по финансовой грамотности.

Изготовление кошелька в технике оригами. Сочинение рассказа на тему: «Если я буду банкиром»

Презентация:

«Познавательный маршрут «Банкомат».

 Дидактическая игра «Для чего нужны деньги». Рисование денег в технике «Фроттаж». Загадывание загадок о деньгах.

Дидактическая игра «Орудия труда банкира». Рисование денег в технике «Фроттаж».


Заключительный этап – рефлексия по всем фрагментам мероприятия

 Сделать вывод о собственных затруднениях и успешности в процессе участия в мотивационной беседе, дидактической и сюжетно-ролевой играх.

 Словесный (наводящие вопросы, выражение собственных мыслей)

 Наглядный (применение ИКТ-оборудования) ИКТ-оборудование

 Смайлики, значки для поощрения выслушивают позицию другого, проявляют терпимость; выражают согласие.

Итог занятия

Чем занимаются банки?

Какие действия (операции) банк может осуществлять с деньгами?

Как банки получают прибыль?

Почему люди хранят деньги в банках?

За что человек, положивший деньги в банк, получает от банка проценты?

На каких условиях банк выдаёт кредиты?

Нужно ли брать кредиты на покупку всего того, что хочется, или следует копить и не жить в долг?

Можно ли жить без банков?

Где лучше хранить свои сбережения: дома или в банке?

Почему люди пользуются услугами банков?

Если останется время, можно посмотреть мультфильм «Смешарики». Финансовая грамотность. Золушка» и еще раз обсудить одну из услуг банка - кредит и его условия.

VIII. Домашняя работа

Составить синквейн «Банк».



ЗАДАНИЕ 7
Максимальное количество баллов – 2.
Задание к Разделу 5. Развивающая предметно-пространственная среда. Современные проблемы и инновации дошкольного образования

В обязанности воспитателя ДОО входит организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Выполните краткое описание развивающей предметно-пространственной среды в группе (возраст – по выбору) по одному из перечисленных далее направлений, с указанием особенностей её организации:
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие;
– речевое развитие;
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие.
Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.


Задание 8:

Задание к Разделу 6. Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнерами. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования



Вы являетесь опытным воспитателем. Вам предстоит транслировать собственный профессиональный опыт на педагогическом совете, который будет проводиться в рамках темы «Новые формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников как социальными партнерами детского сада».



Заполните Таблицу 3 «Классификация форм взаимодействия в системе «детский сад-семья».



При заполнении столбца 3 «Описание основных характеристик форм взаимодействия в системе «детский сад – семья», помимо лекционного теоретического материала, используйте информацию из новейших открытых информационных источников.

Особое внимание уделите вопросу анализа архива персональной педагогической практики и поиска творческих решений по осуществлению взаимодействия педагога с родителями воспитанников детского сада и при заполнении столбца 4 «Описание творческих решений по использованию форм взаимодействия в системе «детский сад-семья» в педагогической практике» отразите наиболее значимую информацию по данному вопросу.





 

Наименования форм взаимодействия в системе «детский сад-семья»

Описание основных характеристик форм взаимодействия в системе «детский сад-семья»

Описание творческих решений по использованию

форм взаимодействия в системе «детский сад-семья»

1.

Индивидуальные формы взаимодействия

 Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. Цель первого прихода педагога заключается чаще всего в изучении общих условий семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения.

 необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей; визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей; беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам; необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным; советы (единичные!) давать тактично и ненавязчиво; желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главной теме. В ходе беседы необходимо так ставить вопросы, чтобы родители активно на них отвечали и приводили примеры из собственного опыта. Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.


2.

Коллективные формы взаимодействия

 Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.

Организация совместных мероприятий

 В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов. Повестка дня родительских собраний включает: педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме; выступления старшей медицинской сестры; выступления специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель ИЗО, инструктор по физическому воспитанию и др.); сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал. Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.

участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу;

участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;

участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;

участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)

участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.