Файл: Упражнения со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»

Институт среднего профессионального образования

Кафедра дошкольного и специального образования

Курсовая работа(проект)

на тему: «Упражнения со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнил:

обучающийся группы ДОс-21

специальности 44.02.01 «Дошкольное образование

очной формы обучения

Долматова Елизавета Романовна

Научный руководитель:

старший преподаватель Чуйкова Жанна Владимировна

Елец, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….………….3

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ НА СКАКАЛКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….……………………….5

1.1 Роль прыжков для дошкольников……….…………………………..…...…..5

1.2 Особенности организации и проведения упражнений со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста…………..………….……….....................................................................7

ГЛАВА 2. Разработка и реализация методических рекомендаций по организации и проведению упражнений со скакалкой по развитию прыжков у детей старшего дошкольного возраста….…………………………………...…19

2.1 Подбор диагностических методик по выявлению сформированности прыжков у детей старшего дошкольного возраста……………………………19

2.2 Методические рекомендации по организации и проведению упражнений со скакалкой по развитию прыжков у детей старшего дошкольного возраста…………………………..………………..…………………..…………21

Заключение………………………………………………..………….………..…30

Список используемых источников……..………………..…………………….32

ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования прыжков через скакалку как средства развития прыжков у старших дошкольников достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребёнка. Этот цикл повторяется неоднократно, тем самым упражнения со скакалкой способствуют развитию прыжков у детей старшего дошкольного возраста.


Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры в детском саду, так и на улице во время прогулки (Л.И. Пензулаева) [12]. Они способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а так же голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.

Прыжки со скакалкой хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий, поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, туловище выпрямлено. Соблюдение выше сказанного будет проявляться, когда прыжки через скакалку будут освоены. Упражнения с прыжками через скакалку входят не только в общеобразовательные программы дошкольных учреждений, но и в программы по художественной гимнастике.

Проблемы обучения прыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста связаны с отсутствием разработанных методик.

Техника прыжков через скакалку требует определенного сочетания работы разных групп мышц при выполнении отдельных фаз прыжка.

Задача руководителя по физическому воспитанию, воспитателя, а также родителей обучить детей этому непростому двигательному навыку. Для этого взрослым необходимо владеть такими упражнениями, которые будут доступны им для показа, а так же полезны и интересны для выполнения их детьми.

Объект исследования – процесс физического развития дошкольников.

Предмет исследования – особенности формирования элементов техники прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: теоретически изучить проблемы упражнений со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Выявить значения прыжков для физического развития дошкольников.

  2. Раскрыть особенности проведения упражнений со скакалкой для развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста.

  3. Подобрать диагностические методики для выявления техник овладения прыжками старшего дошкольного возраста.

  4. Разработать и написать методические рекомендации по провидению упражнений со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись методы:

  • теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме).


Структура работы:

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы, состоящего из 20 источников.


ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ПРЫЖКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль прыжков для дошкольников
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость.

Прыжки положительно влияют на детский организм. Они развивают все основные группы мышц, суставов, связок, особенно ног. В процессе выполнения прыжков дети развивают свою силу, быстроту, равновесие, глазомер и координацию движений [4].

В отличие от бега в прыжке нет повторяющихся фаз, они нецикличны. Это скоростно-силовое упражнение.

Для детишек дошкольного возраста рекомендованы наиболее простые прыжки: спрыгивание с высоты, прыжки с продвижением, подпрыгивание на месте, прыжки с места и с разбега в длину и в высоту.

Смелость при прыжке ребенок быстрее обретает в игре. Сначала он учится прыгать с помощью взрослого, позже – уже самостоятельно. Начинается обучение с самого простого – подпрыгивания и спрыгивания с высоты. Далее постепенно переходите к более сложным упражнениям – прыжкам с места и с разбега в длину и в высоту.

Сначала ребенок должен научиться прыгать по полу двумя ногами, потом постепенно переходить на одну ногу, еще позже - переходить к спрыгиванию.

Обучение спрыгиванию начинается с очень маленькой высоты –сантиметров с пяти, поэтому сильный замах (взмах) не требуется. Постепенно высота предмета увеличивается. К пяти годам она может составлять до 40 см. При спрыгивании внимание ребенка нужно обращать на приземление. Малыш должен приземляться с прямой спиной и сохранять после приземления равновесие.

Чтобы занятия проходили с интересом, нужно давать ребенку задание. Детям постарше можно нарисовать линию или кружок на расстоянии 15-20см от того предмета, с которого ребенок спрыгивает, и попросить его приземлиться за эту линию или кружок. По мере овладения техникой прыжков с высоты задания можно усложнять, прыгать, например, боком, с хлопками и т.д.

Выполнение прыжка включает исходное положение, замах и разбег, толчок, полет и приземление. От правильного выполнения каждого элемента прыжка зависит общий успех. Исходное положение поможет правильно выполнять замах при прыжках с места или разбег при прыжках с разбега. Замах определяет силу толчка. При разбеге развивается скорость, которая дает силу для толчка. Все в комплексе определяет дальность полета.


При прыжке с места толчок осуществляется двумя ногами одновременно, а при прыжке с разбега – одной, более сильной ногой. Силу толчка определяют размах или разбег.

Основная задача при приземлении – погашение скорости полета без резких толчков и сотрясений и сохранение равновесия.

Прыжки можно разделить на два типа: прыжки толчком двумя ногами и прыжки толчком одной ногой (с разбега).

Дети очень часто путают эти две разные техники. Поэтому для начала лучше не смешивать эти прыжки в одном занятии. Один день выполнять только прыжки с толчком двумя ногами, а в другой – с разбега.

Прыгать желательно на мягкое покрытие (матрац, мат), а в уличных условиях - на траве или на песке, обязательно в обуви. Можно оборудовать дорожку препятствий в домашних условиях из нескольких положенных на пол предметов: стульев, стола, гладильной доски и бельевой веревки (ее закрепите низко над землей). Пусть ребенок с вашей помощью преодолевает созданные препятствия, поочередно подлезая, перешагивая и взбираясь на них, соскакивает на ковер (высота соскока должна быть не выше уровня пояса ребенка).

На открытом воздухе оборудовать дорожку препятствий можно при помощи веревки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т.п. Преодоление дорожки повторять ребенок должен не менее четырех раз. На некоторых участках позвольте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно контролируйте его, чтобы исключить любую возможность возникновения какой-либо травмы. В процессе такой игры у ребенка развивается самостоятельность.

Таким образом, видно, что обучение прыжкам детей дошкольного возраста происходит постепенно. Прыжки благоприятно влияют на весь организм ребенка, а точнее, на его мышечный каркас, также прыжки развивают ловкость и координацию малыша.
1.2 Методика обучения дошкольников прыжкам

Стоит отметить, что прыжок – это движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.

Можно выделить следующие виды прыжков:

- прыжки в длину с места,

- прыжки в длину с разбега,

- прыжки в высоту с места,

- прыжки  в высоту с разбега.

Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие [19].


Прыжки в длину с места.

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство.

Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление.

Умением прыгать в длину с места дети самостоятельно овладеть не могут. При специальном же обучении этому движению дети довольно быстро усваивают его. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам — на расстояние 25—40 см. За этот период происходят и значительные качественные изменения: появляется энергичный толчок, приседание перед прыжком, приземление на две ноги. Обратимся к таблице 1.
Табл.

Возраст


Особенности выполнения движения детьми

Программные требования


Педагогические требования при обучении движениям

Младший дошкольный возраст


- Дети не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук; - Приземляются тяжело на всю ступню


- Учить детей синтезировать приобретённые умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени;

- Учить мягко приземляться на полусогнутые ноги;

- Учить реагировать на ориентиры

- Обращать меньше внимания на толчок и взмах руками. Внимание обращать на приземление на полусогнутые ноги


Средний дошкольный возраст


- У детей нет понимания взаимозависимости двигательных действий.

- Не сформирована ступня


- Учить детей сочетать отталкивание с резким взмахом рук;

- Учить поддерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперёд

- Обращать внимание на глубину приседа – он не должен быть глубоким;

- Обращать внимание на сильный толчок и резкий взмах руками

Старший дошкольный возраст


- Дети не умеют группировать в полёте и выносить ноги вперёд;

- Не умеют рассчитывать точность приземления в определённое место


- Учить детей рассчитывать точность приземления в определённое место;

- Учить группировать в полёте и выбрасывать вперёд ноги;

- Соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть

- Не следует добиваться большой длины прыжка, обращать внимание на технику выполнения;

- При приземлении обращать внимание на глубину приседа. Детям трудно удерживать равновесие при глубоком приседе