Файл: Упражнения со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10—15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.
Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.
Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.
Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.
Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.
Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.
Прыжок в длину с разбега.
Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 лет.
В длину с разбега прыгают таким образом:
- разбег равноускоренный,
- последний шаг перед отталкиванием несколько короче;
- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх;
- в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед;
- приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.
Рассмотрим таблицу 2
Табл.
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движениям |
Старший дошкольный возраст | - У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы; - Дети могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением; - Дети могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: взрыхлить верхний слой в прыжковой яме | - Учить детей примерно определять длину, доступную для выполнения прыжка; - Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки; - Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность | - Обращать внимание на технику выполнения, при приземлении на глубину приседа, на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню; - Разбег не должен превышать 4 –5 м; - При большем разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться. |
Исходя из таблицы 2 видно, что обучение прыжкам в длину с разбега происходит только со старшего дошкольного возраста.
Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.
Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).
Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления, и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.
учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом, согнув ноги, (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.
Прыжок в высоту с места (через шнур, небольшой кубик) и с разбега (не менее50 см) требует приземления вначале на носки с последующим перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора.
Рассмотрим таблицу 3.
Табл.
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движениям |
Младший дошкольный возраст | - Дети прыгают тяжело на всю стопу; - Их ступня не сформирована, движения не координированы | - Вызвать желания детей повторять движения; - Учить детей мягко приземляться на полусогнутые ноги | - Обращать внимание на обучению отталкиванию, следить за тем, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкиваясь, не сгибая колени; - Следить за тем, чтобы не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично |
Средний дошкольный возраст | - Неокрепшая ступня ребенка; - У детей нет понятия о взаимозависимости двигательных действий | - Чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной; - Дети должны освоить подпрыгивания на месте с разными положениями рук | - Следить за дыханием детей: дети должны дышать ровно, ритмично; - Чередовать физические нагрузки с отдыхом |
Старший дошкольный возраст | Дети начинают понимать взаимосвязь двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем выше прыгнешь | Приучить детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимости от ситуации (запрыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее) | Не следует добиваться большой высоты прыжка, следует обращать внимание на технику выполнения прыжка |
Прыжок в высоту с разбега.
По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом, согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.
Прыжок в высоту с разбега, согнув ноги, является самым приемлемым для детей 5—7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.
В этом прыжке
- разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек),
- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх;
- в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях;
- приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны.
Табл.
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движениям |
Старший дошкольный возраст | - У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы; - Они могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением; - Могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: сделать препятствие для прыжка, повесив верёвочку или положив прут на распорки | - Учить детей примерно определять высоту, доступную для прыжка; - Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки; - Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность | - Не следует добиваться большой высоты прыжка, лучше обращать внимание на технику выполнения; - При приземлении обращать внимание на глубину приседа; - Детям трудно удержать равновесие при глубоком приседе; - Обращать внимание на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню; - Разбег не должен превышать 4 – 5 м; - При большом разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться. Вначале высота прыжка должна быть небольшой (15 -20 см), затем больше (30 -40см). Для прыжков в высоту используется верёвка длиной 3 – 3,5 м |
Детей 5—6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности:
- прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги;
- то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх;
- прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет, согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.
На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).
В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.
Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а высоту— до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для каждого вида прыжка существует своя техника обучения. Далеко не всеми прыжками можно обучать детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Таким образом, прыжки развивают мышечную мускулатуру ребенка, улучшают его координацию, делают его активным и подвижным. Прыжкам, как и любому другому спортивному действию нужно обучаться.