Файл: Упражнения со скакалкой как средство развития прыжков у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10—15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.

Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.

Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

Прыжок в длину с разбега.

Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 лет.


В длину с разбега прыгают таким образом:

- разбег равноускоренный,

- последний шаг перед отталкиванием несколько короче;

- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх;

- в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед;

- приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.

Рассмотрим таблицу 2
Табл.

Возраст


Особенности выполнения движения детьми

Программные требования


Педагогические требования при обучении движениям

Старший дошкольный возраст


- У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы;

-  Дети могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением;

-  Дети могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: взрыхлить верхний слой в прыжковой яме


- Учить детей примерно определять длину, доступную для выполнения прыжка;

- Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки;

- Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность

- Обращать внимание на технику выполнения, при приземлении на глубину приседа, на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню;

- Разбег не должен превышать 4 –5 м;

- При большем разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться.


Исходя из таблицы 2 видно, что обучение прыжкам в длину с разбега происходит только со старшего дошкольного возраста.

Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.

Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).

Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления, и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.



учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом, согнув ноги, (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.

Прыжок в высоту с места (через шнур, небольшой кубик) и с разбега (не менее50 см) требует приземления вначале на носки с последующим перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора.
Рассмотрим таблицу 3.
Табл.

Возраст


Особенности выполнения движения детьми

Программные требования


Педагогические требования при обучении движениям

Младший дошкольный возраст


- Дети прыгают тяжело на всю стопу;

- Их ступня не сформирована, движения не координированы


- Вызвать желания детей повторять движения;

- Учить детей мягко приземляться на полусогнутые ноги


- Обращать внимание на обучению отталкиванию, следить за тем, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкиваясь, не сгибая колени;

- Следить за тем, чтобы не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично

Средний дошкольный возраст


- Неокрепшая ступня ребенка;

- У детей нет понятия о взаимозависимости двигательных действий


- Чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной;

- Дети должны освоить подпрыгивания на месте с разными положениями рук


- Следить за дыханием детей: дети должны дышать ровно, ритмично;

- Чередовать физические нагрузки с отдыхом

Старший дошкольный возраст


Дети начинают понимать взаимосвязь  двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем выше прыгнешь


Приучить детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимости от ситуации (запрыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее)

Не следует добиваться большой высоты прыжка, следует обращать внимание на технику выполнения прыжка




Прыжок в высоту с разбега.

По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом, согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.

Прыжок в высоту с разбега, согнув ноги, является самым приемлемым для детей 5—7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.

В этом прыжке

- разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек),

- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх;

- в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях;

- приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны.
Табл.

Возраст


Особенности выполнения движения детьми

Программные требования


Педагогические требования при обучении движениям


Старший дошкольный возраст


- У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы;

- Они могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением;

- Могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: сделать препятствие для прыжка, повесив верёвочку или положив прут на распорки

- Учить детей примерно определять высоту, доступную для прыжка;

- Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки;

- Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность


- Не следует добиваться большой высоты прыжка, лучше обращать внимание на технику выполнения;       - При приземлении обращать внимание на глубину приседа;

-  Детям трудно удержать равновесие при глубоком приседе;

-  Обращать внимание на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню;

-  Разбег не должен превышать 4 – 5 м;

-  При большом разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться. Вначале высота прыжка должна быть небольшой (15 -20 см), затем больше (30 -40см). Для прыжков в высоту используется верёвка длиной 3 – 3,5 м


 

Детей 5—6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности:


- прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги;

- то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх;

- прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет, согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.

На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).

В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.

Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а высоту— до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для каждого вида прыжка существует своя техника обучения. Далеко не всеми прыжками можно обучать детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Таким образом, прыжки развивают мышечную мускулатуру ребенка, улучшают его координацию, делают его активным и подвижным. Прыжкам, как и любому другому спортивному действию нужно обучаться.