Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственные гарантии уровня и качества образования – единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения на всей территории Российской Федерации.
ДОО – тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. ДОО вправе также реализовывать дополнительные ООП.
Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Межведомственное взаимодействие – партнерство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества.
Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность – организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.
АООП – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
АООП ДО – комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Особые образовательные потребности – индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Отношения в сфере образования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией прав на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации прав на образование.
Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Педагогика, профессиональная переподготовка, повышение квалификации – обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компенсации, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.
Преемственность основных образовательных программ
– преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Равенство возможностей – обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологическое особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающими таких детей.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условия; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Социокультурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребёнку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества.
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) – совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и /или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребёнок.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет) при сохранном слухе и интеллекте. При алалии имеются нарушения звукопроизношения, различения звуков на слух и др.
Анамнез – совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и /или знающих его лиц.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражениями головного мозга.
Вербальное общение – использование в качестве знакомой системы человеческой речи, естественного звукового языка, т. е. системы фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Визуальная информация – информация, воспринимаемая органами зрения (текстовая, числовая и графическая).
Глухие (неслышащие) дети – дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретённым в раннем детстве или врожденным.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, при котором нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика (мелодико-интонационные и темно-ритмические характеристики речи).
Дисфункция – нарушение деятельности.
Задержка психического развития (ЗПР) – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых)
Заикание