Файл: 1 изучить юридическое лицо как субъект административной ответственности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность работы. Юридическое лицо является особым субъектом во всех отраслях права, и по его правовой природе существует немало дискуссионных вопросов. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо считается субъектом административной ответственности.
В КоАП РФ можно увидеть, что законодатель уделил достаточно большое внимание юридическим лицам, как особым субъектам административной ответственности.
Если в действиях юридического лица содержится состав правонарушения, предусмотренный либо статьями Особенной части КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, то такое лицо подлежит административной ответственности
Вопрос административной ответственности юридических лиц является достаточно дискуссионным, что отмечается многими специалистами и учеными в области административного права в юридической науке и практике.
Актуальность данной темы бесспорна, так как можно отметить в последнее время возрастающее количество правонарушений со стороны организаций, которые своими действиями посягают на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Это обусловлено настоящей существующей свободой экономической деятельности. Также способствует тот факт, что сам институт административной ответственности юридических лиц появился сравнительно недавно. Все выше сказанное свидетельствует о необходимости исследования особенностей данного вида юридической ответственности.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с административной ответственностью юридических лиц.
Предмет исследования - нормативные акты, регламентирующие административную ответственность юридических лиц.
Цель работы - охарактеризовать с позиции комплексного анализа административную ответственность юридических лиц.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить юридическое лицо как субъект административной ответственности;
2) рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом;
3) выполнить анализ материалов правоприменительной практики.
Нормативной базой исследования явились нормы российского административного и налогового законодательств.
1. Юридическое лицо как субъект административной ответственности
Особыми субъектами административной ответственности являются юридические лица.
Советское законодательство об административной ответственности долгое время не допускало ответственность организаций, возлагая ее на конкретное виновное должностное лицо. Однако развитие рыночных отношений повлекло за собой возврат к признанию юридических лиц субъектами административной ответственности, что было сделано сперва в различных федеральных законах, а затем и в КоАП РФ.
Статья 2.10 КоАП РФ содержит положения об основных принципах административной ответственности юридического лица, основывающихся на признании его самостоятельным субъектом административного правонарушения.
В качестве общего правила в ч. 1 данной статьи установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
По смыслу данной нормы, придаваемому ей судебной практикой, если ни в диспозиции, ни в санкции статьи Особенной части КоАП РФ юридическое лицо не указано в качестве субъекта административной ответственности, то предусмотренное в ней правонарушение может быть совершено как физическим, так и юридическим лицом (в одних составах), или же только физическим лицом (в других составах). Применительно к каждому составу административного правонарушения этот вопрос подлежит разрешению путем толкования закона с учетом особенностей объективной стороны правонарушения, включенных в число признаков состава деяния, а также видов наказаний, установленных в санкции соответствующей статьи.
Например, требования ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа), предусматривающей административную ответственность в виде административного штрафа, административного ареста или обязательных работ, распространяются как на физических, так и на юридических лиц, которые в санкции данной нормы прямо не указаны, за исключением возможности применения к последним административного наказания в виде административного ареста и обязательных работ.
В случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются общие положения КоАП РФ, определяющие задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях. Исключение составляют случаи, когда по смыслу норм статей разд. I, III, IV, V КоАП РФ данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. Так, к юридическим лицам не применяются положения КоАП РФ о формах вины (ст. 2.2), невменяемости (ст. 2.8), совершении административного правонарушения группой лиц (п. 4 ч. 1 ст. 4.3).
Нормы ч. 3-8 данной статьи корреспондируют с нормами ст. 57-59 ГК РФ, регулирующими вопросы реорганизации и правопреемства юридических лиц.
Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
- Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних.
- Присоединением юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу.
- Под разделением юридического лица понимается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам.
- Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.
- Преобразование юридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы.
Определяя принципы административной ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений, законодатель исходит из того, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения административную ответственность несет лицо, присоединившее юридическое лицо, а при слиянии юридических лиц, разделении, выделении или преобразовании юридического лица - то лицо, к которому перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица к административной ответственности привлекается вновь возникшее лицо3.
По смыслу закона возбуждение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица, которое в ходе дальнейшего производства по данному делу было реорганизовано, не исключает возможность привлечения к административной ответственности существующего (при присоединении) или вновь возникшего (в остальных случаях) юридического лица в порядке универсального правопреемства. В этом случае вступление в процесс правопреемника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, возможно на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, а также в исполнительном производстве, что позволяет говорить как о материальном, так и о процессуальном правопреемстве по аналогии со ст. 44 ГПК РФ
4.
Из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. При этом административные наказания, назначенные юридическому лицу до завершения его реорганизации, применяются с учетом положений ч. 3-6 данной статьи.
2.Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом
Административная ответственность юридических лиц является видом юридической ответственности, которая представляет собой применение уполномоченными органами административных взысканий к юридическому лицу, совершившему правонарушение. Для привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения. Хоть составные элементы состава правонарушения совпадают, но применимо к юридическому лицу они обладают определенными особенностями и отличиями6
1) объект это общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права. Данные общественные отношения указаны в ст. 1.2 КоАП РФ;
2) субъект- определенное юридическое лицо, совершившее противоправное деяние;
3) объективная сторона действие (бездействие) юридического лица, в результате которого был причинен вред общественным отношениям, охраняемым административным правом;
4) субъективная сторона это психическое отношение лица к содеянному, которое выражено виной, мотивом и целью. Определить указанные признаки у юридического лицо не всегда представляется возможным. Поэтому этот вопрос является дискуссионным и интересным по сегодняшний день.
Еще даже не раскрывая конкретные особенности юридического лица и опираясь на характеристику элементов состава правонарушения, видно, что юридическое лицо представляется собой особый субъект административной ответственности.
1. Такое понятие как вина юридического лица является, наверно, самым спорным вопросом в институте административной ответственности. Вследствие этого существует много точек зрения в юридической литературе. Первая точка зрения связана с объективным критерием, сторонником которой является Е. Морозов. В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что юридическое лицо имело возможность соблюсти правила и нормы, установленные КоАП РФ и законами субъектов РФ, но данное лицо не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина юридического лица исходит из фактических действий, то есть принятия или непринятия мер, необходимых для исполнения обязанностей.
Другой точки зрения придерживается М.П. Петров, который указывает на решающую роль людей, действующих в рамках определенного коллектива, которые и совершают правонарушения, то есть на коллективный характер вины.
В этой позиции вина юридического лица рассматривается как вина физических лиц данной организации, то есть в основе лежит субъективный критерий. Основным аргументом данной точки зрения является тот факт, что сама организация действовать самостоятельно не может. Но применить определение вины, как психического отношения к совершаемому им противоправному деянию и последствиям представляется нецелесообразным. И до настоящего времени среди ученых и юристов нет единого понятия вины юридического лица, как коллективного субъекта. Например, В.Р. Якупов рассматривает вину, как юридическую фикцию, которой практически вовсе не существует7.
Отчасти, вторая позиция была отражена в действующем КоАП РФ. Необходимо указать на одно положение, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ физическое и юридическое лицо могут быть одновременно субъектом административной ответственности. Важно, чтобы была доказана вина как юридического, так и физического лица уполномоченным органом.
Но данная позиция также неоднократно критикуется, так как происходит смешение двух отдельных видов ответственности.
Важным считается факт, что если будет доказано, что сотрудник организации, нарушая закон, действовал исключительно в своих корыстных целях, и не было никакой заинтересованности самой организации, то субъективный критерий не действует и вина юридического лица исключается.
Так или иначе вина юридического лица в совершении правонарушения является следствием вины работников организации, то есть физических лиц, которые также не освобождаются от привлечения к административной или уголовной ответственности.
2. Также, при привлечении организации к административной ответственности, необходимо учитывать ее статус в качестве юридического лица, так как гражданская правосубъектность не совпадает с административной. Организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица или же приобрести такой статус по иному законному основанию. Исходя из этого, невозможно привлечь к административной ответственности такие образования, как религиозные группы.