Файл: 1 изучить юридическое лицо как субъект административной ответственности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, примечание к ст. 19.28 КоАП РФ может быть дополнено положениями о том, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности, если:
органы управления юридического лица активно способствовали раскрытию и (или) расследованию деяния, совершенного заинтересованным физическим лицом;
имело место вымогательство денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав со стороны должностного лица;
после факта передачи, предложения или обещания заинтересованным физическим лицом должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав орган управления юридического лица добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело или дело об административном правонарушении16.
При оценке правовых возможностей освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения необходимо проанализировать общие положения законодательства об административных правонарушениях, предусматривающих освобождение от административной ответственности.
Во-первых, ст. 1.5 КоАП РФ, закрепляющая принцип презумпции невиновности, устанавливает, что любое лицо, в том числе юридическое, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Определение вины юридического лица надлежит осуществлять в соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Квалификация данных обстоятельств, установление факта принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по недопущению передачи, предложения или обещания в его интересах физическим лицом юридическому лицу каких-либо материальных благ требует обращения к законодательству о противодействии коррупции.
Частью 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции17. В части 2 данной статьи приводится перечень мер по предупреждению коррупции, принимаемых в организации, которые могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данный перечень мер носит примерный и рекомендательный характер и не ограничивает организации в разработке и принятии мер по предупреждению коррупции.
Таким образом, меры, предпринятые юридическим лицом по недопущению нарушения запрета, установленного ст. 19.28 КоАП РФ, могут квалифицироваться как принятие зависящих от юридического лица мер по соблюдению указанных правил и норм и должны учитываться судом при рассмотрении административных дел по указанной статье.
Во-вторых, в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В их числе действия лица в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, отсутствие состава административного правонарушения, включая отсутствие вины как признака субъективной стороны.
Принятие всех зависящих от юридического лица мер по недопущению совершения правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, его сотрудниками, означает, что юридическое лицо исчерпало все имеющиеся у него возможности для обеспечения соблюдения соответствующих правил и норм. В этих условиях можно говорить об отсутствии вины юридического лица в соответствии с положениями ст. 2.1, 24.5 КоАП РФ, что исключает возможность его привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем формулировки, использованные законодателем при конструировании данных законоположений, не позволяют однозначно квалифицировать комплекс принятых юридическим лицом мер по недопущению коррупционных актов как исчерпывающий. Не представляется возможным определить, что означает конструкция "все зависящие от него меры". Очевидно, здесь использованы оценочные категории, допускающие субъективную оценку полноты принятых юридическим лицом мер правоприменителем.
В-третьих, общие правила назначения административных наказаний, изложенные в гл. 4 КоАП РФ, требуют от правоприменителя при назначении административного наказания юридическому лицу учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, установлены ст. 4.2 КоАП РФ. Кодекс не относит принятие мер по недопущению правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, непосредственно к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме того, в ходе реализации своей антикоррупционной политики юридическое лицо может предпринять действия, являющиеся обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Например, если в ходе реализации антикоррупционной политики юридического лица возникли обстоятельства, смягчающие административную ответственность: добровольное сообщение в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении и т.д., то данные обстоятельства могут быть признаны смягчающими административную ответственность.
Кодекс об административных правонарушениях не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По смыслу гл. 4 КоАП РФ установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен снижать верхний предел административного наказания (при относительно определенных санкциях).
В постановлении КС РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П содержится указание судьям впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 тыс. руб. и более, снижать при необходимости ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции РФ и правовых позиций КС РФ, выраженных в данном постановлении, а также в постановлении от 17 января 2013 г. N 1-П.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с правилами, установленными ст. 1.8 КоАП РФ, деяние, обладающее признаками административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, влечет административную ответственность при условии, что оно было совершено на территории Российской Федерации18.
Следовательно, передача, предложение или обещание материальных благ должностному лицу, имевшие место за пределами Российской Федерации, не образуют состава данного административного правонарушения, даже если все участники противоправного отношения являются российскими лицами. Это касается как физического, так и юридического лица. При расширении пределов действия ст. 19.28 КоАП РФ на случаи совершения соответствующего административного правонарушения за пределами Российской Федерации и затрагивающего интересы Российской Федерации потребуется изменение общих принципов российского законодательства об административных правонарушениях.
Часть 2 ст. 1.8 КоАП РФ может быть дополнена следующим положением: юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.
Проведенное нами исследование еще раз подтверждает тезис о том, что развитие и применение законодательства требует непрерывного научного анализа. Лишь на его основе может быть достигнута задача повышения качества и эффективности действующих нормативных правовых актов и разрабатываемых проектов.
Заключение
Подводя итоги настоящей работы, представляется возможным сделать следующие выводы.
Понятие юридического лица дано в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего 33 имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. КоАП РФ определяет принципиальные положения, касающиеся юридических лиц как субъектов административной ответственности.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В КоАП РФ кодифицированы на федеральном уровне нормы об административной ответственности юридических лиц и учтены особенности процессуального положения юридических лиц как субъектов административной ответственности. Установлено, в частности, что при слиянии юридических лиц, при присоединении, при разделении юридического лица, при преобразовании одного юридического лица в другое административную ответственность несут соответственно вновь возникшее лицо, присоединившее лицо, юридическое лицо, к которому перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено правонарушение, а также вновь возникшее лицо. При этом не имеет значения, было ли известно привлекаемому к ответственности лицу о факте административного правонарушения до завершения соответствующей реорганизации.
Юридическое лицо является особым субъектом административной ответственности. Несмотря на достаточную регламентацию его положения некоторые вопросы до сих пор остаются дискуссионными. Больше всего вопросов возникает по поводу вины юридических лиц. Наиболее приемлемым считается подход, сочетающий в себе оба критерия: объективный и субъективный. Остальными особенностями являются правосубъектность юридического лица, ограниченное количество применяемых административных наказаний, более