Файл: 2021 8 электронный научный журнал вектор экономики удк 336. 221 Водный налог практические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2021
№8
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
УДК 336.221
ВОДНЫЙ НАЛОГ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Горячих С. П.
к.э.н., декан факультета экономики и финансов
Вятский государственный университет
Киров, Российская Федерация
Тафийчук И.М.
студент
Вятский государственный университет,
Киров, Российская Федерация
Аннотация
Основополагающим инструментом экономического регулирования использования, охраны и восстановления водных объектов является плата за пользование водными ресурсами - водный налог. Водный налог входит в систему платежей за пользование природными ресурсами, а также является одним из существенных элементов экологического налогообложения в России.
В статье рассмотрены основные элементы данного налога, проведены расчеты по исчислению налога на примере конкретной организации. Для удобства и наглядности исчисления водного налога была разработана и предложена
Справка-расчет, на основе которой будет составляться декларация по водному налогу.
Ключевые слова: водный налог, водные ресурсы, учет расчетов с бюджетом, водопользование, ставки налога.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

2021
№8
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
WATER TAX: PRACTICAL ASPECTS
Goryachikh S. P.
Ph. D. in Economics, Dean of the Faculty of Economics and Finance
Vyatka state University
Kirov, Russian Federation
Tafiychuk I. M.
student
Vyatka state University
Kirov, Russian Federation
Annotation
The fundamental instrument of economic regulation of the use, protection and restoration of water bodies is the payment for the use of water resources - the water tax. The water tax is included in the system of payments for the use of natural resources, and is also one of the essential elements of environmental taxation in
Russia. The article considers the main elements of this tax, calculations for calculating the tax on the example of a specific organization are carried out. For the convenience and clarity of calculating the water tax, a Reference calculation was developed and proposed, on the basis of which a water tax declaration will be drawn up.
Keywords:
water tax, water resources, accounting of settlements with the budget, water use, tax rates.
Важным условием своевременного и правильного выполнения обязательств перед бюджетом является осведомленность предприятий и организаций с перечнем тех налогов и сборов, которые они обязаны платить.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

2021
№8
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
Чем большим количеством информации они владеют, тем больше вероятность своевременного и полного внесения денежных средств в бюджет.
Одним из налогов, информации по которому у организаций и предпринимателей относительно недостаточно, является водный налог.
Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в
2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами. По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня. Экономическое содержание водного налога заключается в рациональном и эффективном использовании водных пространств и водных ресурсов страны, повышении ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия. Данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
Регулируется водный налог гл. 25.2 Налогового Кодекса Российской
Федерации [1] и Водным Кодексом Российской Федерации [2].
В соответствии с положениями о водном налоге Налогового Кодекса РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика. На основании положений законодательства он должен самостоятельно: рассчитать налоговую базу; определить, какой размер ставки ему необходимо использовать; рассчитать сумму, подлежащую к уплате.
Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу [3].
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666


2021
№8
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
Исследовав основные понятия и принципы исчисления водного налога, мы хотим предложить форму учетного документа для исчисления водного налога.
Налогоплательщики. Взимается налог с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня. К таким субъектам относятся: предприятия; индивидуальные предприниматели; физические лица. Налогоплательщиками водного налога признаются субъекты, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Объекты налогообложения водным налогом перечислены в статье 333.9
НК РФ. Льготы по водному налогу не предусмотрены, но определен перечень видов пользования водными объектами, которые не признаются объектом налогообложения.
Налоговая база по объектам налогообложения определяется в отношении каждого такого объекта отдельно. Налоговая база рассчитывается как объем воды при заборе воды из водного объекта.
Результаты первичного учета использования вод фиксируются в унифицированных формах первичной учетной документации, формы которой представляют собой Журналы учета водопотребления и водоотведения, а также качества сбрасываемых сточных вод. Эти формы обязательны для применения на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих водопользование, независимо от их ведомственной подчиненности
[5].
Данные журналов первичного учета являются основой для расчетов платы за забор воды. В организациях, осуществляющих водопользование и не имеющих соответствующих средств измерения, расходы воды по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, могут определяться расчетным путем, исходя из объема выпускаемой продукции, норм
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

2021
№8
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
водопотребления и отведения сточных вод на единицу продукции, характеристик работающих насосов, расхода электроэнергии и т. д.
В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей. Данные о лимитах водопользования берутся из Лицензии на водопользование. Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда (Минприроды) [4].
Если объем забора воды превышает установленный лимит, то ставки водного налога увеличиваются в 5 раз на количество превышения.
Налоговые ставки. Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев: вид водопользования; расположение объекта – наземное или подземное; экономический район, в котором ведет деятельность плательщик; вид объекта водного налога – река, озеро или море. Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в статье 333.12 НК РФ. С
2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1, п.4, п.5 ст. 333.12 НК РФ). Ставка установлена в рублях для каждой единицы налоговой базы – итоговая сумма к уплате определяется путем перемножения этих показателей и округляются до полного нуля по правилам округления.
Налоговым периодом признается квартал, и - это еще одна особенность данного налога. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666


2021
№8
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Для того чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета на предприятиях, осуществляющих водопользование, необходимо повысить его оперативность и аналитичность.
В рамках вышеперечисленных мер можно предложить организации использовать налоговый регистр Справку-расчет для расчета водного налога по форме, представленной в таблице 1.
Справка-расчет содержит все необходимые данные для исчисления налога и, как результат, сумму исчисленного налога за период.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

Наименование организации
Таблица 1 -Справка-расчет водного налога за 4 квартал 2020 г.
Исполнитель ______________________
№ п/п
Наименование водного объекта
Объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (тыс. куб. м), в том числе
Лимит водопользования
(тыс. куб. м)
Налоговая ставка
Коэффициент, установленный пунктом 1.1 статьи 333.12
НК РФ
Коэффициент, установленный пунктом 4 статьи 333.12
НК РФ
Коэффициент, установленный пунктом 5 статьи 333.12
НК РФ
Сумма налога, подлежащая уплате в пределах установленного лимита сверх установленного лимита в пределах установленного лимита сверх установленного лимита,
= (3 × (6 × 8
× 9 × 10)) +
(4 × (7 × 8 ×
9 × 10))
= 336 × 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 1
Артезианская скважина № 5391 0,400 0,050 0,350 336 1680 2,31 1,1 0
512 2
Артезианская скважина № 6699 0,300 0
0,400 336 1680 2,31 1,1 0
256 3
Артезианская скважина № 6068 1,050 0
1,050 336 1680 2,31 1,1 0
896
Итого
1,750
0,050
1,800
1 664
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

Рассмотрим пример расчета водного налога и заполним справку-расчет за 4-й квартал 2020 года.
Предприятие имеет лицензию на забор воды из 3-х скважин, расположенных в бассейне реки Волга Волго-Вятского экономического района.
Приборы учета объема потребления на предприятии отсутствуют.
Объектом налогообложения водным налогом, в рассматриваемом примере, является забор воды из водных объектов. Наименования водных объектов проставляются построчно в столбце 2.
Квартальный лимит водопользования в разрезе водных объектов составляет 350 куб.м., 400 куб. м. и 1 050 куб. метров соответственно. Лимит водопользования (тыс. куб. м) вносится в столбец 5. Если не утверждены квартальные лимиты забора воды, то такие лимиты устанавливаются из расчета
1/4 годового лимита;
Предприятие за 4-й квартал 2020 года осуществила забор 450 куб.м., 300 куб.м., 1 050 куб.м. воды. Объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (тыс. куб. м), в том числе в пределах установленного лимита, сверх установленного лимита отражаются соответственно в столбцах 3 и 4.
Объем воды, забранной сверх установленного лимита, рассчитывается как разница между лимитом и фактическим объемом поднятой воды.
Налоговые ставки в пределах установленного лимита и сверх установленного лимита отражаются, соответственно, в столбцах 6 и 7.
Коэффициенты, установленные статьей 333.12 НК РФ (столбцы 8, 9, 10).
Заключительный столбец реестра содержит информацию о сумме налога, подлежащего уплате в бюджет с формулой расчета по столбцам таблицы.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициенты, установленные статьей 333.12 НК РФ. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога по каждому объекту налогообложения.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666


Таким образом, за 4-й квартал 2020 года предприятие в срок до 20.01.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
512 + 256 + 896 = 1 664 руб.
В справке-расчете водного налога данные суммы отразятся в столбце 11.
Справка-расчет должна составляться ежеквартально. После ее заполнения должна быть проведена проверка правильности и полноты внесенных сведений, а также правильность произведенных в ней расчетов.
Для того чтобы начать применять разработанную Справку-расчет, ее должен утвердить руководитель предприятия отдельным распоряжением, либо приложением к Учетной политике предприятия.
Уплата налога производится на основании платежного поручения.
Все операции с водным налогом отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 10.
Бухгалтерские проводки по начислению и уплате водного налога приведены в Таблице 2.
Таблица 2 - Бухгалтерские проводки по начислению и уплате водного налога в МКП «ЖКХ» Богородского района за 2020 г.
Содержание хозяйственных операций
Основание
Дебет счета
Кредит счета
Сумма, руб.
Начислен налог
Справка-расчет водного налога
20 68.10 1 664,00
Осуществлена оплата налога
Платежное поручение и выписки банка
68.10 51 1 664,00
Таким образом, практические аспекты исчисления водного налога помогут хозяйствующим субъектам производить правильные расчеты по налогу, а предложенная Справка-расчет облегчит составление отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также налоговой декларации по водному налогу.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

Библиографический список:
1.
Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: ч.2 от 05.08. 2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп.). Режим доступа: справ.- поисков. система «КонсультантПлюс».
2.
Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 03.06.2006 N 74-ФЗ (с изм. и доп.). Режим доступа: справ.-поисков. система
«
КонсультантПлюс».
3.
Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по водному налогу в электронном виде [Электронный ресурс]: Приказ ФНС
России от 9 ноября 2015 г. № ММВ-7-3/497@. – Режим доступа: справ.-поисков. система «КонсультантПлюс».
4.
Гульпенко, К.В. Рассмотрение основных проблемных вопросов, связанных с учетом водопользования и водопотребления. Разработка условий организаций учетно-информационного обеспечения налогооблагаемых объектов для расчета, учета и составления отчетности по водным платежам [Электронный ресурс] / К. Гульпенко, - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/. –
Загл. с экрана.
5.
Елисеев, Д.В. Налогообложение предприятий в сфере жилищно- коммунального хозяйства: вопросы финансового регулирования [Текст] / Д.В.
Елисеев // Проблемы учета и финансов. – 2012. - № 3 (7). – с. 62-66.
Оригинальность 85%
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666