Файл: Лабораторная работа 12 дисциплина Информационнокоммуникационные технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цифровизация промышленного предприятия — долгосрочный проект. Необходимо его тщательно спланировать перед тем, как перейти к реализации: провести глубокий анализ деятельности организации, разобраться в должностных обязанностях каждого сотрудника, продумать, как обучить сотрудников, понять, какие сферы деятельности необходимо автоматизировать посредством внедрения информационных систем.

Специалисты рекомендуют подходить к выбору информационных систем осознанно. Необходимо провести глубокий внутренний анализ компании для поиска всех «подводных камней». Также стоит внимательно подходить как к выбору IT-платформы, так и подрядной компании, сопровождающей ее: тогда получится извлечь максимальную пользу от реализованного проекта.
35) ОПК-1.1. Цифровизация производства. 
В настоящее время большая часть данных и документов предприятия хранится в виде файлов и цифровых данных. Перевод данных, ранее предоставлявшихся на бумажных носителях, в цифровую форму без изменения вида и содержания данных и документов известен как оцифровка. На этом этапе не происходит никаких изменений в существующих бизнес-процессах.

По мере внедрения технологий предприятия получают все большее количество данных в цифровой форме. В конечном счете становится возможным создание полного описания предприятия в цифровом виде — цифровой копии (цифрового двойника). Процесс внедрения цифровых технологий для создания такой цифровой копии называется цифровизацией. Цифровая копия создается для всех стадий жизненного цикла производства, от проектирования до эксплуатации и ремонта. Существующие бизнес-процессы автоматизируются и ускоряются с применением данных цифровой копии производства вместо документов, а также программного обеспечения.

По мере того, как цифровая копия становится все более точной и полной, разрабатываются и внедряются новые эффективные бизнес-процессы, которые заменяют старые.

Цифровой трансформацией называется, таким образом, весь процесс от перевода измерений и документов в цифровую форму до создания новых бизнес-процессов, полностью опирающихся на данные цифровой копии и программное обеспечение, обеспечивающее ее актуальность. Цифровая трансформация затрагивает все области деятельности предприятия и поэтому должна осуществляться постепенно.
36) ОПК-1.1, ОПК-1.2. Применение новых технологий в производстве. 

Для успешного конкурирования с китайскими фирмами(и не только) очень важен оперативный обмен информационными данными. Одно предприятие зачастую имеет множество подразделений, расположенных на больших расстояниях друг от друга. Корпоративная информативная система представляет собой открытый интегрированный механизм по автоматизации всех рабочих процессов компании на всех уровнях. Она позволяет обмениваться данными внутри структуры и взаимодействовать с поставщиками. Также, эта система предупреждает о всевозможных проблемах на производстве и текущем состоянии дел.
37) ОПК-1.1, ОПК-1.2. Технологические тренды российского рынка автоматизации энергетики. 
Среди глобальных технологических трендов, как их обозначил на 2021 год Gartner, для российской энергетики наиболее актуальны, на мой взгляд, три: гиперавтоматизация, гипердоступность (Anywhere Operations) и «Интернет поведения» (IoB, Internet of Behavior, приходящий на смену IoT – «Интернету вещей»). Снижение доли рутинных, повторяющихся процессов и действий – цель автоматизации.

Гиперавтоматизация – следующий шаг, в ходе которого автоматизируются уже не отдельные действия и задачи, а процессы, объединяющие несколько задач, а также группы процессов и целые экосистемы, что позволяет более эффективно поддерживать и ускорять процессы принятия решений. На этом этапе масштабно используется роботизация процессов (RPA), искусственный интеллект (AI), интеллектуальное управление бизнес-процессами (iBPM). Данный подход предоставляет множество преимуществ как всему предприятию, так и отдельному сотруднику – от повышения уровня стабильности и промышленной безопасности до роста производительности труда.

Подобные задачи помогает решить и принцип гипердоступности: возможность работать с информацией, бизнес-приложениями и коллегами независимо от местонахождения и используемого устройства. Преимущества этого подхода особенно ярко проявились во время пандемии. Ожидается, что к концу 2023 года применять эту модель для виртуального и физического взаимодействия с клиентами и сотрудниками будут 40% предприятий и компаний мира.

 Следует отметить, что все тренды взаимосвязаны и у них есть важное следствие: огромный объем данных, источником которых становятся не только процессы и «умные» устройства, но и мы сами. Поэтому концепция «Интернета вещей» (IoT) расширилась до «Интернета поведения» (IoB). Здесь критически важно умение применять технологии мониторинга поведения пользователей и оборудования: распознавание образов, отслеживание местоположения, оперативная и предиктивная аналитика на основе big data. Эта область очень важна для таких задач энергетики, как управление состоянием оборудования и инфраструктуры, обеспечение их надежной работы и оптимизация затрат.


38) ОПК-1.1, ОПК-1.2. Цифровая трансформация энергетической отрасли. 
В широком смысле цифровизация – это преобразование информации и результатов измерений в численный формат, после чего их можно обрабатывать, хранить и передавать в электронном виде. Цифровые технологии предполагают

1. Глубокую аналитику данных, которая включает в себя прогнозную аналитику, большие данные и интеллектуальный анализ данных на базе машинного обучения и искусственного интеллекта. Глубокий анализ данных и искусственный интеллект уже влияют на то, как энергетические компании принимают решения, и в будущем изменят status quo для всех участников цепочки поставок в энергетической отрасли. Что касается разведки новых месторождений и добычи ископаемого топлива, развитие цифровых технологий будет способствовать появлению новых методов разведки нефти и газа.

2. Дополненную, ассистирующую и виртуальную реальность (AR/VR) на базе которых можно создавать различные экспертные системы, интерактивные электронные технические руководства, выводить информацию о режимах работы оборудования (включая телеметрию) и пр. В результате внедрения AR/VR-технологий повышается производительность труда за счет сокращения времени при выполнении операций, времени на подготовку к операциям, оптимизации перемещений персонала.

3. Оцифровку бизнес-­процессов, что позволит оптимально перераспределить персонал по проектам, сократить количество ошибок и аварий и обеспечить прозрачность коммерческих решений.

4. Облачные вычисления – предоставление сетевого доступа по требованию к некоторому общему фонду конфигурируемых вычислительных ресурсов (серверам, хранилищам, базам данных, программному обеспечению). Облачные вычисления позволяют более быстро внедрять инновации, обеспечивают гибкость ресурсов и экономию за счет роста масштабов. Облачные технологии станут высокоценным ресурсом и для покупателей энергоресурсов, позволяя фирмам реализовывать инициативы, направленные на привлечение потребителей, например, способствуя созданию «зеленого» образа компании.

5. Кибербезопасность – защита систем, сетей и программ от цифровых атак. Обычно «кибератаки» нацелены на получение доступа к данным, изменение или уничтожение конфиденциальной информации, нарушение бизнес-­процессов. В качестве примера можно привести кибератаку на крупный энергетический объект в Норвегии в 2019 году. Жертвой атаки стала металлургическая компания Hydro. На восстановление ее работоспособности потребовалось несколько недель, а ущерб составил около 70 млн долл. США.


6. Блокчейн и распределенные реестры – совместно используемые и распределенные структуры данных или реестры, которые могут безопасно хранить информацию о цифровых транзакциях без использования центральной точки управления. Блокчейн и технология распределенного реестра могут использоваться для риск-менеджмента или торговли «зелеными» сертификатами.

7. Интернет вещей (IoT) и промышленный интернет вещей (IIoT) – это обширная сеть подключенных вещей и людей, которые собирают данные и обмениваются данными об окружающей среде, о самом устройстве и о том, как оно используется.

8. Цифровой двой­ник – виртуальная копия технического объекта, воспроизводящая и задающая структуру, состояние и поведение объекта в реальном времени. Цифровой двой­ник является ключевым базовым элементом высокотехнологичной системы управления. К числу высокотехнологичных объектов, управление которыми целесообразно организовывать на базе технологии цифровых двой­ников, относятся, например, современные системы распределенной энергетики, включающие разнообразные энергоприемники, локальное генерирующее оборудование и накопители электроэнергии.

9. Дроны и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – беспилотные транспортные средства, в основе работы которых лежат такие технологии, как компьютерное зрение и искусственный интеллект. Сегодня БПЛА используются, например, для плановой диагностики и инспекции состояния ЛЭП, проведения аварийно-­восстановительных работ, создания цифровых и кадастровых планов, сопровождения работ по строительству и реконструкции ЛЭП и мн. др.

10. Робототехнику, которая существенным образом меняет энергетическую отрасль, трансформируя такие процессы, как производство, эксплуатация и диагностика различного оборудования. Например, применение роботов, которые могут перемещаться по газораспределительной системе и с помощью датчиков измерять толщину стенок и напряжения, может значительно сократить объем земляных работ, необходимых для проверки трубопроводной системы.
39) ОПК-1.1, ОПК-1.2. Корпоративные системы на службе электроэнергетики.
В российских электроэнергетических компаниях фактически нет комитета по этике при СД, создание которого рекомендовано ККП при формировании корпоративного управления, хотя именно в компетенции этого Комитета находятся выявление и предупреждение случаев нарушения законов, этических норм поведения, принимаемых на себя компанией во внутреннем документе «Правила этики». Введение этих Правил в состав внутренних документов компании могло бы, в частности: способствовать соблюдению стандартов качества энергии, норм экологической безопасности, охраны труда; препятствовать использованию служебного положения сотрудниками во вред компании и третьим лицам; следовать основным социальным ценностям компании, включающим честность, справедливость, взаимоуважение. Более того, при низкой ликвидности российского рынка ценных бумаг, неразвитости банковской системы ни фондовый рынок (как в аутсайдерской модели), ни головной банк (вокруг которого, как правило, формируется система инсайдерского корпоративного контроля) не могут контролировать финансово-хозяйственную деятельность российских электроэнергетических компаний. Следовательно,
такая важная роль, скорее всего, должна быть у Советов директоров этих компаний. В этой связи для достижения высокого уровня профессионализма необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам избрания СД, формирования их состава, набора функций и обязанностей. Не менее важным становится создание в компаниях объективных и фактически независимых от менеджмента органов внутреннего контроля (включая разработку принципов назначения руководителей подразделений внутреннего контроля и критериев оценки их деятельности, порядок взаимодействия между этими подразделениями и Комитетом по аудиту при СД), формирование независимой и прозрачной системы выбора внешних аудиторских организаций. Принятие электроэнергетическими компаниями мер по улучшению качества корпоративного управления, ответственность за их выполнение, непременно способствовали бы, на наш взгляд, значительному увеличению доверия к этим компаниям, как со стороны акционеров, так и со стороны заинтересованных сторон, включая потенциальных инвесторов, росту репутации компаний.
40) ОПК-1.1, ОПК-1.2. Цифровые возможности современных приборов учета.

Функционал дистанционных электросчетчиков


Приборы с функцией удаленной передачи показаний анализируют уровень потребляемой электроэнергии и корректируют свою работу, увеличивая эффективность в рамках договора, подписанного с энергетической компанией.

Такой электросчетчик способен выполнять сразу несколько функций:

  • подключение и отключение абонентов к электросети в удаленном режиме;

  • поддержка нескольких тарифов работы — в разное время суток могут применяться различные тарифы в зависимости от нагрузки на сеть;

  • направление сигнала в управляющую компанию и к поставщику о том, что нужен вызов электрика (в случае диагностики проблем на линии);

  • уведомление собственника о месячном и дневном расходе;

  • предоставление данных о характеристиках электрической энергии — уровне напряжения, отклонениях от нормы и т.д..

В счетчиках с дистанционной передачей данных, по утверждению производителей, сохраняется вся информация, включая проблемы с сетью. Сведения будут храниться в системе 3,5 года. Если в результате резкого перепада напряжения сломаются какие-либо электроприборы, абонент сможет подтвердить причину неисправности в суде и попытаться взыскать денежную компенсацию с поставщика электроэнергии.