Файл: 3 1 Теоретические основы исследования финансовой безопасности страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетная безопасность представляет собой состояние обеспечения платежеспособности государства, учитывая баланс доходов и расходов бюджетов всех уровней и эффективность использования бюджетных средств. Бюджетная безопасность государства характеризуется уровнем ВВП, размером дефицита или профицита бюджета, масштабами бюджетного финансирования и его методами, своевременностью принятия и степенью кассового выполнения бюджета, а также качеством бюджетной дисциплины.

Под понятием налоговая безопасность следует понимать эффективность налоговой политики государства, оптимально объединяющей фискальные интересы государства, а также личные и корпоративные интересы налогоплательщиков. Зачастую проблема налоговой безопасности заключается в обеспечении государства налоговыми поступлениями, которые необходимы для выполнения требований провозглашенной экономической доктрины. Кроме того, необходимо иметь в виду, что значительное повышение налоговых ставок приводит к увеличению теневой экономики, массовым уклонениям от уплаты налогов, а, следовательно, и к уменьшению налогооблагаемой базы [8].

Безопасность кредитно-банковской системы определяется ее финансовой и долговой безопасностью.

Под долговой безопасностью понимается некоторый уровень государственной внешней и внутренней задолженности (с учетом ее стоимости и наиболее оптимального соотношения ) , необходимый для решения важных экономических и социальных проблем, а также позволяющий сохранить устойчивость финансовой системы страны к различного рода угрозам, обеспечить возможность страны своевременно осуществлять выплаты по кредитам и займам , сохраняя при этом суверенитет и поддерживая надлежащий уровень платежеспособности и кредитного рейтинга.

Финансовую безопасность банковской системы следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с позиции последствий ее деятельности для отдельных клиентов, контрагентов и страны в целом. Во-вторых, с точки зрения нейтрализации угроз финансовому состоянию всей банковской системы государства. Сущность финансовой безопасности банковской системы - создание благоприятных условий для реализации экономических интересов кредитных, банковских организаций, их стабильного функционирования и эффективного использования имеющихся ресурсов, а также недопущения различных угроз.


Безопасность финансово-денежного обращения заключается в стабильности национальной денежной единицы, доступности кредитных ресурсов и приемлемом уровне инфляции. Все это способствует росту благосостояния населения, а также экономическому развитию государства.

Инвестиционная безопасность предполагает достижение такого уровня инвестиций, при котором государство может своевременно удовлетворять текущие потребности экономики в капитальных вложениях при оптимальном соотношении иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу. Также инвестиционная безопасность подразумевает положительный национальный платежный баланс, соблюдение взвешенной антиинфляционной политики, снижение дефицита бюджета [13].

Инфляционно-ценовая безопасность проявляется в росте цен, отражающем конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние платежного, торгового и бюджетного балансов. Таким образом, общий инфляционный потенциал экономики, на который оказывают влияние перечисленные выше факторы, зачастую отражает состояние финансовой безопасности в целом.

Под финансовой безопасностью фондового рынка понимается такой объем его капитализации, который способен обеспечить устойчивое финансовое состояние участников: владельцев, эмитентов, организаторов торговли, покупателей, торговцев, посредников (брокеров), регистраторов, консультантов, депозитариев и государства. Давая оценку безопасности фондового рынка, необходимо охарактеризовать рынки государственных и корпоративных ценных бумаг как в целом, так и каждый сегмент в отдельности: рынки облигаций, акций, векселей, сберегательных сертификатов, казначейских обязательств, биржевого и внебиржевого рынков.

Финансовая безопасность страхового рынка предполагает такой уровень обеспеченности компаний-страховщиков финансовыми ресурсами, позволяющий им при наступлении страхового случая возместить оговоренные в договорах убытки их клиентов (страхователей) и обеспечить эффективное функционирование.

Валютная безопасность государства характеризует уровень обеспеченности государства иностранной валютой, которая необходима для выполнения обязательств на международной арене, поддержания стабильности национальной денежной единицы, а также создания оптимальных

условий для развития отечественного экспорта, притока в страну иностранных инвестиций, интеграции к мировой экономической системе [12].

Все элементы финансовой безопасности взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены друг другом, и ориентированы на обеспечение финансовой устойчивости. Очевидным является то, что финансовую безопасность можно рассматривать и как процесс, и как состояние, и как многофакторную категорию, и как разноуровневую систему.


Стратегия обеспечения финансовой безопасности России
Обеспечение финансовой безопасности – это такой комплекс мер, методов, а также различных средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.

Финансовая безопасность достигается целенаправленной деятельностью в финансовой сфере, а также во взаимосвязанных с ней сферах, например, экономическая, денежно-кредитной, международно-финансовой и т.д.

Обеспечение финансовой безопасности государства - гарант достижения эффективного экономического роста в Российской Федерации. Применяемые в настоящее время законодательными и исполнительными органами Российской Федерации способы управления обеспечением экономической и финансовой безопасности государства явно недостаточны.

Обеспечение финансовой безопасности РФ — это деятельность государства и всего общества в целом, которая непосредственно направлена на реализацию общенациональной идеи, а также на защиту национальных ценностей и интересов посредством поддержания финансовой независимости и стабильности страны. В свою очередь, они выражаются в наличии необходимых денежных средств, валютных и золотых резервов, сбалансированности финансов, достаточной ликвидности активов и т.д.

Говоря о национальный интересах России в области финансов и финансовых отношений, необходимо обозначить следующие:

  1. повышение эффективности существующей финансовой системы. Этот аспект можно рассматривать как один из важнейших регуляторов рыночных отношений в современном мире, он основан на эффективном распределении государственных расходов при соблюдении таких приоритетных направлений, как инвестирование в наукоёмкое и высокотехнологичное производство.

  2. усиление сдерживания инфляционных процессов;

  3. противодействие утечки отечественного капитала за границу;

  4. привлечение иностранных капиталовложений (в особенности долгосрочных);

  5. создание единой правовой основы, которая будет способна целиком и полностью обеспечивать эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы, социально ориентированного рыночного механизма государства, а также правоохранительного механизма для защиты от воздействия криминальных посягательств.


Стратегия обеспечения финансовой безопасности - это политический и экономический курс в сфере деятельности финансовых органов государственной власти, различных экономических и финансово-банковских структур, который, в свою очередь, направлен на создание таких условий и ресурсов для экономического роста и финансовой стабилизации при всем при этом, сохраняя и укрепляя единство и целостность Российской Федерации, ее экономического пространства и существующей финансовой системы.

Финансовая безопасность государства должна быть обеспечена всей совокупностью средств и инструментов государственной политики, всеми хозяйствующими субъектами и финансовыми институтами, которые участвуют в разработке и реализации сформулированной стратегии безопасности. [5]

В стратегии обеспечения финансовой безопасности необходимо обозначить следующие составляющие:

  1. цели и задачи обеспечения финансовой безопасности для определенных условий ее социально-экономического развития как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе;

  2. средства противостояния и борьбы с угрозами финансовой безопасности;

  3. направления создания необходимых условий для возобновления эффективного экономического роста;

Государственная стратегия обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях должна строиться на:

  1. определении количественных и качественных пороговых значений финансовой системы РФ, которые смогут отвечать абсолютно всем требованиям финансовой безопасности;

  2. определение геофинансовых зон влияния России;

  3. разработке специальных механизмов и мер для распознавания угроз финансовой безопасности;

  4. полной характеристике сфер локализации угроз финансовой безопасности;

  5. разработке методов раннего прогнозирования, выявления и предотвращения влияния внутренних и внешних угроз на финансовую безопасность государства;

  6. определении объектов, предметов, а также параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России;

  7. формировании механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, которые нейтрализуют или смягчают воздействие негативных факторов;

  8. В это же время возникает острая необходимость в разработке такой системы мер по регулированию специальными органами государственной власти в РФ всемирных денежных потоков, которые имеют влияние на Россию, в соответствии с ее национальными интересами.