Файл: 3 1 Теоретические основы исследования финансовой безопасности страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которая выражает основные свойства финансов в развитой экономической системе рыночного типа. Именно в условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей.

Обеспечивая государство необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Кроме того, механизм исчисления налогов, их размеры, виды, а также применяемые налоговые льготы могут существенно влиять на развитие производства, совершенствование его территориальной и отраслевой структуры, стимулирование различных видов деятельности, следовательно, иметь экономическое значение [13].

Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских  государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.[14] Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).  

Внутренние и внешние угрозы создают отрицательные воздействия, ухудшают показатели безопасности соответствующих элементов и в принципе могут их вывести за пределы установленных пороговых значений. Внутренние угрозы могут быть обусловлены факторами внутренней конкуренции, криминогенными и субъективными составляющими.
3. Пути повышения финансовой безопасности РФ в современных условиях

Одной из ключевых проблем современных финансовых систем является обеспечение финансовой безопасности и устойчивости.

Важным направлением, которое способствует устойчивому развитию, является совершенствование финансового механизма, целью которого является создание благоприятных финансово-экономических условий для устойчивого развития.

Говоря о способах повышения уровня финансовой безопасности России в современных условиях необходимо обозначить следующее:


1. установление пределов иностранного участия в капитале российских компаний;

2. отраслевые ограничения различного рода (ограничение или полный заперт к доступу иностранных инвестиций в отрасли, являющиеся особо важными для экономического и социокультурного развития страны);

3. меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

4. требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;

5. разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований. [15]



Рисунок 3 – Мероприятия по обеспечению финансовой безопасность [6]

На рисунке 3 представлена таблица, в которой перечислены различные мероприятия по обеспечению финансовой безопасности государства.

Путями повышения финансовой устойчивости государства также могут являться:

1. Снижение бюджетных расходов. Это один из наиболее быстрых и действенных инструментов, позволяющих сбалансировать государственный бюджет. Государство может отказаться от лишних трат, временно заморозить капиталоемкие инвестиционные проекты и т.д. Нельзя считать оправданным здесь сокращение социальных расходов, кроме случаев их чрезмерного завышения, которые невозможно исполнять государством при данном уровне ВВП на душу населения;

2. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля путем приведения системы государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с международными принципами и стандартами;

3. Повышение прозрачности бюджетной системы, расширение доступа к информации о финансовой деятельности органов власти, государственных (муниципальных) учреждений, результатах использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества и т. д.

4. Эмиссия денег. Теоретически, государство, обладая возможностью «производства» денег, может профинансировать бюджетные расходы за счет денежной эмиссии. Такой вариант является наименее желательным из-за дестабилизации национальной экономики и вызвать негативные социальные последствия. Инфляция здесь сама по себе выполнит уравновешивающую функцию между номинальными бюджетными обязательствами государства и объемом его покрытия. Однако в реальном выражении бюджетные обязательства не будут покрыты вследствие обесценения денег. Используя механизм эмиссии денег, государство обладает возможностью обслуживать (погасить) и государственный долг, номинированный в национальной валюте;



5. Формирование финансовых резервов. Финансовые резервы могут быть сформированы посредством накопления профицитов бюджета (возможен вариант, когда профициты бюджета расходуются на погашение государственного долга, а в этом случае создание финансовых резервов не будет происходить).

Для России, экономика которой подвержена сильной зависимости от колебаний цен на энергоресурсы, оказывается необходимостью проведение политики по формированию финансовых резервов в благоприятный период (высокие цены на нефть и газ). Именно такая политика способна обеспечивать финансовую устойчивость государственным финансам.

Таким образом, обеспечение финансовой безопасности входит в число приоритетных задач экономической политики нашего государства. Это объясняется, в первую очередь тем, что финансовая стабильность способствует эффективному размещению экономических ресурсов и распределению рисков, и как следствие, стимулирует экономическую активность и повышает благосостояние в стране. Соответственно для повышения финансовой стабильности России необходимо повысить публичность информации об управлении государственными финансами, состоянии и тенденциях динамики бюджетной системы Российской Федерации, использовании бюджетных средств, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, результатах деятельности органов власти, государственных и муниципальных образований, а также снизить бюджетные расходы. От эффективной работы и надежности финансовой системы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации. Обеспечение финансовой устойчивости в России позволит сформировать фундамент для экономического роста и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Целью системы обеспечения финансовой безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз.


Учитывая сложность системы обеспечения финансовой безопасности, устранение угроз в отдельных сегментах должно решаться в комплексе взаимосвязанных мер в других сферах. Диспропорции в движении финансовых ресурсов обостряют критические ситуации в экономике, нарушая нормализацию жизнедеятельности общества. Перед финансовыми органами стоит задача по разработке такой стратегии управления финансовой безопасностью, которая будет способна обеспечить безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.

Внутренние и внешние угрозы негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство.

Обеспечение финансовой безопасности входит в число приоритетных задач экономической политики нашего государства. Это объясняется, в первую очередь тем, что финансовая стабильность способствует эффективному размещению экономических ресурсов и распределению рисков, и как следствие, стимулирует экономическую активность и повышает благосостояние в стране. Соответственно для повышения финансовой стабильности России необходимо повысить публичность информации об управлении государственными финансами, состоянии и тенденциях динамики бюджетной системы Российской Федерации, использовании бюджетных средств, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, результатах деятельности органов власти, государственных и муниципальных образований, а также снизить бюджетные расходы. От эффективной работы и надежности финансовой системы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации. Обеспечение финансовой устойчивости в России позволит сформировать фундамент для экономического роста и развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)".

Федеральная служба государственной статистики - https://rosstat.gov.ru/

Бережной А.Р., Бережной Г.Р. Денежно-кредитная политика в России // В сборнике: Результаты научных исследований: теория и практика. 2015. С. 9-15.


Бурцев, В. В. Факторы финансовой безопасности России//Менеджмент в России и за рубежом. 2016 . N 1. - С. 55-69.

Буянова М.Э, Рассказов Е. С. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. 2019. Т. 21, № 2. С. 19–33.

Глотова И.И., Курбанмухаметова А.Э. Финансовая безопасность РФ в условиях финансового кризиса. - Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика. г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2016.

Горюнов Е.Л., Дробышевский С.М., Трунин П.В. Денежно-кредитная политика банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. 2018. № 4. С. 53-85.

Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. – М.: Проспект, 2016. – 641 c.

Ефимов В.С., Бушуева Н.В., Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности, Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление Выпуск № 2 (8) / 2017

Соловьев, И.Н. Защита финансовых интересов государства. Противодействие фирмами-однодневками и уклонению от уплаты налогов. Учебное пособие: моногр. / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2017. - 668 c.

Кондрат, Елена Николаевна Международная финансовая безопасность в условиях глобализации. Основы направления правоохранительного сотрудничества государства / Кондрат Елена Николаевна. - М.: Форум, 2020. - 114 c

Степанков, Д.В. Реализация функций Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Банковское право. - 2006. - № 6. - С. 2-5.

Федорова А.Ю.Финансовая безопасность и факторы, влияющие на нее Текст научной статьи. Социально-экономические явления и процессы Выпуск № 8 / том 11 / 2016.

Акматалиева, А. С. Современная концепция финансовой безопасности Российской Федерации: текущее состояние и оценка индикаторов / А. С. Акматалиева, Ж. Б. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71237/ (дата обращения: 23.05.2021)

Дуванов Н.В. Ключевые аспекты финансовой безопасности// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/03/16475 (дата обращения: 22.05.2021)