Файл: 3 1 Теоретические основы исследования финансовой безопасности страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, я считаю, необходимо выделить следующие:

1. быстрое развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства, проще говоря глобализации;

2. непрерывное увеличение и без того большой массы капиталов, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне, так и на глобальном уровне

3. быстро растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), которые обладают внушительной финансовой властью и имеют влияние на народохозяйственные комплексы отдельных стран.

4. высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе современных информационных технологий;

5. большое разнообразие финансовых инструментов и их динамизм;

6. всецелое взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше становятся зависимыми от мировых финансов;

7. усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;

8. сильная зависимость национальных экономик от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, которая делает их финансовые системы крайне уязвимыми;

9. постоянное нарастание нестабильности мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных явлений, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

Учитывая многоаспектность категории финансовой безопасности, сложность взаимосвязей и взаимозависимости различных ее элементов, нельзя моментально определить все критические точки и тем более - предложить однозначный рецепт их ликвидации.

Возможности системы финансовой безопасности зависят от принципов ее построения, взаимодействия элементов, применяемых средств и способов.

К таким принципам относятся [10]:

  • необходимость разработки и принятия государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности в составе соответствующих концепций и программ;

  • определение приоритетов и основных направлений государственной политики в сфере финансовой безопасности;

  • наличие совокупности основных критериев финансово-кредитной сферы с точки зрения соблюдения ее безопасности;

  • необходимость определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности и их сравнения с текущим состоянием;

  • необходимость структурного формирования и правового оформления системы финансовой безопасности;

  • постоянный мониторинг основных индикаторов безопасности финансово-кредитной сферы.


Вместе с тем такая позиция, во-первых, отождествляет категории «финансовая безопасность» и «безопасность финансово-кредитной сферы», тогда как вторая является лишь составной частью первой. Во-вторых, приведенный перечень именно к принципам организации финансовой безопасности как основных, исходных положений любой теории, основных правил деятельности можно отнести весьма условно.

На мой взгляд, система обеспечения и повышения финансовой безопасности должна базироваться на принципах:

  1. законности (легитимности) (деятельность всех субъектов финансовой безопасности должна осуществляться исключительно на действующей правовой основе, в рамках компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами);

  2. обоснованности (все составляющие системы должны базироваться на четкой теоретической и методологической основе);

  3. управляемости (обусловленность иерархичности структуры самой системой, сложностью и важностью задач, возлагаемых на систему обеспечения финансовой безопасности, необходимостью безусловного и непрерывного контроля над их исполнением);

  4. справедливости и равноправия;

  5. многомерности (учет всех аспектов проявления финансовой безопасности);

  6. комплексности (ни один компонент финансовой безопасности не может полностью компенсировать отсутствие другого;

  7. обеспечения баланса финансовых интересов на макро- и микроуровне;

  8. взаимоответственности всех субъектов финансовой безопасности на всех ее уровнях;

При этом следует помнить, что сочетание компонентов системы не является чем-то постоянным: роль составляющих системы финансовой безопасности меняется в зависимости от ситуации, обусловливает необходимость в непрерывном обновлении.

Исходя из вышеизложенного, могут быть сделаны выводы о том, что понятие финансовой безопасности настолько же широкое, как и собственно толкование финансов как системы экономических отношений, которые возникают в процессе создания и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, образованной рядом подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития.

Таким образом, повышение уровня финансовой безопасности государства может быть достигнуто только в результате взаимодополняющего использования комплекса финансовых, социальных, общеполитических мер.




2.3 Организация системы обеспечения финансовой безопасности государства

Формирование эффективной системы финансовой безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, т.е. полномасштабной и многоуровневой системы отслеживания динамики всех ключевых экономико-финансовых показателей государства. Однако сложность состоит в определении точных критериев и уровней финансовой безопасности.

На финансовую деятельность воздействует совокупность факторов, которые относятся как к внутренним, так и к внешним условиям функционирования организаций. Финансовая несостоятельность действующих предприятий в развитых странах на 1/3 обусловлена внешними факторами, а на 2/3 - внутренними (в соответствии с усредненными экспертными оценками). В Российской Федерации переходного периода финансовое состояние в большей степени находится под влиянием внешней среды (инфляция, общеэкономический кризис, платежный кризис и др.) [9].

Понимание финансовой безопасности как объекта исследования должно основываться на осознании сущности финансовой системы, не ограничиваясь лишь ее функциями аккумуляции денежных ресурсов, распределения и перераспределения. Она состоит из определенных финансовых инструментов, которые в некоторой степени отражают характер отношений собственности, а также формирование и движение капиталов в рамках реализуемой денежно-кредитной политики.

С переходом к рыночной системе хозяйствования роль финансов значительно возросла. Перспективы экономического развития во-многом зависят от возможностей финансовой сферы Российской Федерации. Основную отечественной экономике в ближайшем будущем представляют именно внешние условия.

И если российское правительство не в состоянии воздействовать на внешние условия, то отсрочка реформы финансовой сферы выступит в качестве ключевой проблемы экономической политики в ближайшее время.

В основе поступательного развития российской экономики должен лежать рост капитальных инвестиций.

Регулирующие действия монетарных властей должны быть направлены на развитие финансового рынка, что будет способствовать достижению максимальных темпов экономического роста и развитию банковской системы.

В рамках четко очерченной государственной финансовой политики такой критерий, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, выступает в качестве основного показателя развития и эффективности функционирования отечественной финансовой системы.


Приоритетными направлениями, способствующими увеличению данного показателя являются: расширение банковского кредитования реального сектора, а также активизация посреднической деятельности банков при подготовке инвестиционных проектов и привлечении российских и иностранных инвесторов. Однако незначительное развитие данной деятельности в настоящее время приводит к снижению (недополучению) национального дохода.

Реализация указанных мероприятий возможна лишь при существовании эффективной банковской системы, финансовых рынков и наличии инструментов регулирования состояния национальных финансов денежными властями (в первую очередь эффективными процентными ставками).

Национальные интересы России (в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации) представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в социальной, экономической, международной, внутриполитической, военной, экологической, информационной, и других сферах. Они отражают ключевые цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики России. Национальные интересы Российской Федерации обеспечиваются институтами государственной власти, которые осуществляют свои функции, взаимодействуя с различными общественными организациями [11].

Важнейшую роль в общей финансовой системе играют государственные финансы (государственный бюджет, финансы государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственный долг и кредит), которые оказывают значительное влияние на социально-экономические процессы, обеспечивают необходимыми ресурсами реализацию основных функций государства.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами мобилизации необходимых денежных средств, основными из которых являются взимание налогов, осуществление займов и эмиссия.

Система государственных доходов должна выполнять не только фискальную функцию, т. е. формировать государственные финансы, но и решать экономические и социальные задачи.

Центральное место в системе госдоходов занимают налоги. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией