Файл: Занятие по профилактике асоциального и деструктивного поведения несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тренинговое занятие по профилактике
асоциального и деструктивного поведения несовершеннолетних.
ВВремя: 1 час 30 минут
Участники: учащиеся 9 класса
Цель: выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.
РЕКЛАМА
Оборудование и материалы: покрывало; мячик; карточки с утверждениями «Да», «Нет», «Не уверен»; карточки с понятиями «Проступок», «Правонарушение», «Преступление» и их определениями; белые листы бумаги и черные; ручки; анкеты обратной связи.
Ход занятия
Приветствие. Представление цели занятия.
Упражнение «Парашют».
Цель: снятие напряжения, сплочение группы, настрой на совместную работу.
Описание: участники встают по периметру покрывала, берутся за его края, поднимают с пола и растягивают так, чтобы образовалась ровная поверхность. Ведущий кладет на покрывало мячик. Задача участников — не допустить, чтобы мячик упал с натянутого до предела покрывала на пол. Донести мячик до линии финиш. Только отлаженное взаимодействие всех участников игры не позволит скатиться мячику на пол.
Упражнение «Сказка».
Цель: осознание нужности и важности правил, законов в обществе.
Описание: ведущий предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку.
Обсуждение по вопросам: в какой стране народу жилось лучше? Почему?
Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
Нужны ли законы вообще? Какова их роль?
Игра «Точка зрения».
Цель: способствовать оценке собственных установок относительно противоправного поведения в целом и своего в частности.
Описание: на трёх стенах комнаты крепятся карточки с утверждениями «Да», «Нет», «Не уверен». После каждого зачитанного вопроса участники перемещаются по помещению, выбирая утверждения, соответствующие их позиции. Ведущий организует дискуссию, по очереди обращаясь к каждой группе за пояснением, в течение игры каждый участник имеет право сменить позицию. Ведущий регулирует ход игры, даёт возможность высказаться каждому желающему. В заключение координатор выступает в роли эксперта, отмечает наиболее актуальные вопросы.
Утверждения:
«Законы создаются для того, чтобы их нарушать...»
«Преступление, совершенное в подростковом возрасте, накладывает отпечаток на судьбу человека на всю жизнь».
«Хулиганство - это не правонарушение».
«Каждый человек хоть раз в жизни что-то украл».
«Незнание закона не освобождает от ответственности».
Упражнение «Три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление».
Цель: расширение представлений о противоправном поведении.
Описание: участникам необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Нарушение правил поведения; вызывающее поведение. (Проступок.)
Нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. (Правонарушение.)
Серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. (Преступление.)
Информация для ведущего.
Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и нарушающее какие-либо нормы, правила поведения.
Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.
Преступление – нарушение законов государства, действия, которые могут навредить людям и их собственности.
Ситуации «Преступление, правонарушение, проступок».
Ведущий предлагает на рассмотрение ситуации и просит определить, какие из них следует отнести к преступлению, правонарушению или проступку:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
7. Упражнение «Рояль».
Цель: выработка у участников эффективных поведенческих способов противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях.
Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».
Описание: участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояля. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.
Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».
Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».
Упражнение «Мишень».
Цель: рефлексия, получение обратной связи.
Отметьте баллом ответы на вопросы:
1. Насколько важна, актуальна затронутая тема? 5 4 3 2 1
2. Представленный материал был доступен и понятен? 5 4 3 2 1