Файл: К. Г. Юнга, к работе над которым наше издательство уже приступило.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
notes
1
Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. L., 1963. Р. 62—64.
2
Jung C.G. Bewussnes und Unbewustes. Olten, 1971. S.24.
3
Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. С. 307
4
Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. P. 130
5
Jung C.G. Uber die Psychologie des Unbewusten. Frankfurt a.M., 1975. S.
72-73
6
Jung C.G. Psychologiy and East. L., 1978. Р. 99
7 7. Jung C.G. Symbole der Wandlung. Zurich, 1952. S. 23.., 1978. Р. 99
8
Jung C.G. Psychology and Religion. New Haven, L., 1938. Р. 58
9
Jones H. The Gnostic Religion. Boston, 1963. P. 328
10
Jung C.G. Psychology and Religion. P. 64
11
Jung C.G. Uber die Psychologie des Unbewussten. S. 119
12
Юнг впервые использовал термин
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
«мистическое участие»,
заимствовав его у антрополога Леви-Брюля, в 1912 г. для обозначения таких отношений между субъектами, при которых один человек стремится добиться влияния на другого. Мистическое участие, или проективная идентификация, представляет собой вид психологической зашиты, в особенности в детском возрасте, но встречается также и во взрослой патологии. В повседневной жизни мистическое участие может проявляться в ситуации, когда, скажем, два человека могут предвосхищать желания друг друга, заканчивать начатую другим мысль и т.п.
13
Комплекс — важное понятие аналитической психологии, основанное на опровержении идеи о «многоликости» личности. По определению самого Юнга «комплексы суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций». Комплексы влияют на поведение человека, как правило,
сопровождаются известным аффектом вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет. Наличие комплексов у человека —
явление вполне естественное и сами по себе комплексы являются необходимыми составляющими психической жизни.
14
Питекантроп Дюбуа — представитель группы древнейших людей—
архантропов, костные останки которого найдены на о. Ява. Впервые скелетные остатки питекантропа были открыты в 1890-1892 гг.
голландским ученым Эженом Дюбуа.
15
В начале века в ряде районов Северной Германии (в частности, в местечке Блейкеллер) были обнаружены так называемые болотные трупы.
Это были останки доисторических людей, либо утонувших в тамошних болотах, либо похороненных там. Местная болотная вода содержит гуминовую кислоту, растворившую кости и одновременно задубившую кожу, в результате чего кожа, а также волосы прекрасно сохранились.
Произошел процесс естественной мумификации.
16
Экстраверт, интроверт — типы личности. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время как интроверт в большей мере поглощен внутренними заботами, мыслями и чувствами собственного «Я».
17
Тень — термин введен Юнгом. Обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своем сознании; сумма всех личностных психических элементов в силу несовместимости с избранным сознательным отношением их носителя, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсаторно по отношению к сознанию, следовательно, ее эффект может быть как негативным, так и позитивным.
18
Апокатастасис — всеобъемлющее просветление и возвращение к первозданному состоянию благости, окончательное восстановление всего и всех, несмотря на греховную природу происхождения и независимо от воли сотворенных существ.
19
Ориген (185-253) — античный философ и теолог, один из авторов учения об Апокатастасисе, окончательном «восстановлении» всякого творения в первоначальной чистоте, т.е., выражаясь церковным языком, его спасении.
20
Кватерность — один из архетипов, выделенных Юнгом. Образует логическую основу для любого сколь-нибудь целостного суждения, сводя ее к четырехкратности. К примеру, четыре времени года, четыре части света и т.д.
21
Коан — понятие из дзэн—буддистской практики. Означает краткий текст, содержащий неразрешимую проблему, который используется в беседе мастера с учеником в форме быстрых вопросов и ответов. Пример такого текста—коана. Мастер спрашивает ученика: «Если хлопнуть двумя руками, возникает звук. Каким будет звук, если хлопнуть одной ладонью?»
Требуется быстрый ответ ученика.
22
Паттерн — функциональная единица, состоящая из различимых частей, но действующая как единое целое. Термин заимствован из психологии.
23
Раймунд Луллий — философ, богослов, каталонский писатель. В
тридцать лет оставил жизнь блистательного придворного и поэта, вступил в орден францисканцев, став миссионером. Проповедовал в Северной
Африке, где, согласно легенде, претерпел мученическую смерть.
Крупнейший знаток иудейской и мусульманской теологии, Луллий явился одним из родоначальников европейской арабистики.
24
Элевсинские мистерии — религиозные празднества в Аттике (Др.
Греция) в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны (Коры), культ которых относится к числу древнейших аграрных культов.
25
Осирис в египетской мифологии — Бог производительных сил природы, царь загробного мира. Гор в египетской мифологии — Божество,
воплощенное в соколе. Сын Исиды и Осириса.
26
Великая Мать — название общего архетипического образа,
извлеченного из коллективного культурного опыта. Теория архетипов привела Юнга к гипотезе о том, что влияние, оказываемое матерью на своего ребенка, не обязательно исходит от нее самой как личности и от реальных черт ее характера. Младенец стремится организовать свой опыт ранней уязвимости и зависимости от матери вокруг позитивных и негативных полюсов. Позитивный полюс сводит воедино такие качества,
как материнская забота и симпатия, магический женский авторитет,
мудрость и др. Это все сводится к Хорошей Матери. На негативном полюсе сосредоточено все, что сводится к Плохой Матери.
27
Мана — меланезийское слово для обозначения сверхобыденной силы,
исходящей из человеческого бытия, либо из другого объекта (в частности,
духов). Обозначает также здоровье, престиж, способность совершать волшебство и исцелять.
28
Индивидуация — понятие аналитической психологии. Юнг определяет индивидуацию как становление единого, гомогенного бытия; насколько
«индивидуальность» охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразрешимую неповторимость, настолько она включает также и становление Самости. Поэтому индивидуацию можно представить как
«путь к себе», или «самореализацию».
29
Самость — центральный архетип, суммативность личности. Юнг пишет о самости, что она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие… самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как Эго есть центр сознательного разума… самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью».
30
В своих поздних работах Фрейд несколько изменил упомянутую здесь позицию: инстинктивную психику он назвал «Оно», а его термин «Сверх—
Я» стал обозначать частью осознаваемое, частью бессознательное
(вытесненное) коллективное сознание.
31
Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое
представление». Архетип сам по себе является гипотетическим,
недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется «раttern of behavior». См. Theoretische Uberlegungen zum Wesen des Psychischen // Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich, 1954.
32
Аллегория есть парафраза сознательного содержания; символ,
напротив, является наилучшим выражением лишь предчувствуемого, но еще не различимого бессознательного содержания.
33
Cp. Jung und Kerenyi. Einfuhrung in das Wesen der Mythologie. 1942.
34
Blanke Fr. Bruder Klaus von Flue. 1948. S. 92 f.
35
См.: Alban stokli P. Die Visionen des seligen Bruder Klaus. 1933.S.34.
36
См.: Lavaud M.B. Vie Profonde de Nicolas de Flue. 1942. Здесь прекрасно показана параллель с текстом Генриха Сеузе Ноrologium
Sapientiae, в котором апокалиптический
Христос является, в
противоположность Иисусу Нагорной проповеди, яростным и гневным мстителем.
37
См.: Blanke Fr. Op. Cit. S. 95 ff.
38
Ср. Gastaltung des Unbewussten. 1950.S.96. Таf.2.
39
Речь идет о получившей распространение в нацистской Германии пропаганде древнегерманских языческих культов, противопоставляемых
«расово чуждому» христианству. Напомним, что первое издание статьи относится к 1934 г.
40
Имеется в виду стихотворение Гёте «Ученик чародея» — переработка сказки.
41
Бюфос — первый из 30 Эонов в гностической космологии Валентина
— «бездна», нерожденная монада, беспредельный, невыразимый,
трансцендентный Бог, ничего не знающий о мире и не вмешивающийся в его дела. София — последний, тридцатый Зон. Ее грех заключался в попытке проникнуть (из любопытства) в божественную «бездну». За это
София наказывается падением. Хотя она и не выходит за пределы плеромы,
но, соединившись с желанием, она порождает вожделение, бесформенную материю, изгнанную из плеромы. Для искупления греха и возвращения ее в плерому всеми Зонами порождается Спаситель—Христос, миссией которого является создание «кеномы», звездного царства — по образу и подобию высшего мира плеромы.
42
«Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал,
какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн, V, 4).
43
Термин «нуминозное» (от «пишем Божество») Юнг берет у Р. Отто,
автора книги «Священное», в которой феноменологически описывается опыт «божественного» как ужасающего, всемогущего, подавляющего страхом, но в то же время величественного, дающего полноту бытия.
Словом, у Отто речь идет о восприятии сверхъестественного в духе иудео
—христианской традиции, причем в ее протестантско—лютеровском прочтении. Перед Богом человек чувствует, что он лишь «прах и пепел», но эта же сила поднимает его. Отто специально подчеркивает трансцендентность нуминозного, это опыт «иного». У Юнга о трансцендентном Боге не говорится ничего, а описание опыта запредельного в большей мере напоминает то, что «философы жизни»
писали о вызывающем ужас дионисийски—хтоническом (Ницше,
Шпенглер).