Файл: К. Г. Юнга, к работе над которым наше издательство уже приступило.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
См.: Augustin. Confess. Lib. XIII. Cap. XXI.

45
«Поднявшаяся из глубин» рыба, ихтос, еще в первые десятилетия существования христианства расшифровывалась как «Иисус Христос,
Божий сын. Спаситель». Так как Рыба является знаком Зодиака,
христианство еще в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ, Якоб Бёме, Ангелус
Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец христианского Эона. В книге «Ответ Иову» эти мысли были развиты. Бог не только милосерден — таковым он стал в ответ на вопрошание Иова:
«Как может человек оправдаться перед Богом?» В процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом
Бога является Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в «Откровении Иоанна Богослова», Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя Ветхий и
Новый заветы, апокрифы,
Юнг пытается представить свое эсхатологическое учение как осмысление 2,5-тысячелетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о «дне гнева»
(его символами являются даже НЛО).

46
Нет ничего удивительного в том, что мы вновь встречаемся со снововидением теолога, поскольку священник по самой своей профессии имеет дело с мотивом восхождения. Он должен настолько часто говорить о нем, что напрашивается вопрос о его собственном духовном восхождении.

47
Замок Святого Грааля — предание о Св. Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе (та чаша, что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям о замке (стоит на скале, отделен пропастью и глубокими водами). В
аналитической психологии Юнга Св. Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, движение от
Эго к Самости.

48
«Велюспа», или «Прорицание вёльвы» — первая книга «Старшей
Эдды». Юнг цитирует немецкий перевод, далекий от русского, в котором нет речи о кипящем источнике: «С черепом Мимира Один беседует.
Трепещет Игградсиль, ясень высокий, гудит древний ствол». (См.
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. 288 М., 1975. С. 188). Один
(Вотан) шепчется с вещим черепом Мимира перед последней битвой,
грядущей «гибелью богов». «Кипящий источник» — это источник Урд в корнях мирового древа Игградсиль. Под корнями мирового древа пребывают подземные воды, а в них обитают хтонические чудовища,
вырывающиеся на волю перед наступлением конца света, гибелью богов
(Рагнарёк).


49
См.: Rochefoucauld F. De La Pensees. LIV.

50
«Калокагатия» — греч. «прекрасное и доброе»; добродетель в античном ее понимании, т.е. без четкой границы между красотой и моральностью.
Прекрасное лицо, например, могло считаться свидетельством прекрасной души. В новоевропейской философии калокагатия (или ее ренессансный аналог) противопоставлялась христианской морали, начиная с Ф. Ницше, который оказал значительное влияние на Юнга.

15
Ср. Linda Feirz — David. Der Liebestraum des Poliphilo 1947.

52
Вilder und Symbole aus E.T.A. Hoffmans Marchen // Gestalltung des
Unbewusten. 1950. S.239 К.

53
Я ссылаюсь здесь только на общедоступные литературные примеры вместо клинического материала. Для наших целей литературных примеров вполне достаточно.

54
Имеется в виду вообще встреча с содержаниями бессознательного.
Она представляет собой главную задачу процесса интеграции.

55
Хорошим примером может служить маленькая книжечка: Schmalz G.
Ostliche Weisheit und westliche Psychotherapie. 1951.

56
«Изображения и лары». Имеются в виду восковые изображения предков, и лары — духи—хранители домашнего очага в Древнем Риме.

57
Ср. Zur Phanomenologie des Geistes im Marchen // Psychologie und
Erziehung, 1946.

58
Ср. мотив «старого короля» в алхимии.

59
Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате («Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…»). Матфей, XX, 1.

60
«Поимандрес»
— первый трактат корпуса герметических произведений, религиозно—философских сочинений I-III вв. н.э.,
приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный аналог египетского бога
Тота). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.

61
«Пастух» «апостолического отца» Гермы (Гермеса), относится к первой половине VI в. В первой части трактата приводятся видения Гермы,
а в двух последующих частях излагаются основные принципы христианской этики. Райцсшптайн понимает «Пастуха» Гермы как конкурирующий с «Поимандресом» христианский текст.

62
Имя
«Люцифер», означающее на латыни
«светоносный»,
«приноситель света», было эпитетом многих античных божеств, чаще всего
Венеры — так называлась «утренняя звезда». Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: «Я видел сатану,
спадшего с неба, как молнию» (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним сатаны.


63
Аvalon Arthur. The Serpent Power Being the Shat-Chakre-Nirupana and
Paduka-Panchaka. 1919.

64
Roussele E. Seelische Fuhrung im lebenden Taoismus // Eranos-Jahrbuch.
1933. S. 135 ff.

65
Таро — древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими изображениями). Точное происхождение неизвестно
(впервые были описаны в конце XVIII в.), но очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют различные интерпретации
Таро
(астрологическая, алхимическая,
магическая, мистическая). Юнг предложил свою интерпретацию, видя в
Таро два аспекта борьбы человека против других и против самого себя:
солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы Юнга.

66
Вernoulli R. Zur Symbolik geometrischer Figuren und Zahlen // Eranos-
Jahrbuch. 1934. S. 397 ff.

67
Альчерринга — «эра сновидений», стародавняя эпоха первотворения в мифологии австралийских племен Аранда.

68
Rulandus. Lexicon Alchemiae. 1612, s.v. meditatio.

69
Отсылаю к моим рассуждениям по этому вопросу в «Symbole der
Wandlung», 1952.

70
Аion. 1951.

71
Рsychologie und Alchemie. 2 Aufl., 1952.

72
Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале нашей эры выступали как соперники христианства. Митраизм — религия римских легионеров и ряда «иллирийских» императоров III в.н.э. — была преобразованным культом иранского бога Митры: Аттис и Кибела
фригийские божества, вошедшие в греческую мифологию, основные фигуры оргиастического культа Великой Матери; Мани (нач. III в.н.э. —
273 г.) — основатель манихейства, синкретической религии, соединявшей в себе элементы зороастризма, христианства и гностицизма; Гермес
Трисмегист — божество позднеантичного герметизма (именуемого иногда
«языческим гнозисом»). Он имеет ряд черт египетского бога Тота —
изобретателя наук и искусств, которому приписывается авторство тайных книг по магии, астрологии и алхимии. Поскольку для Юнга бессознательное современного человека воспроизводит архетипические образы, встречаемые в трудах гностиков и алхимиков II-IV вв, то все подавленные в свое время христианством религии представляют для него особый интерес — становится понятным содержание бессознательного современности.

73
Греческое слово
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

«гордыня», обозначающее дерзость, наглость, вызов,
встречается в текстах греческих философов, и характеризует нарушение божественной меры, гармонии какой-то частью, которая несет за это наказание со стороны целого. Гильгамеш — герой шумеро—аккадского эпоса (возможно, реальное лицо 27-26 вв. до н.э.). Этот эпический герой стремится обрести бессмертие, недостижимое для человека, в этом его
«гордыня».

74
Бухман Франк (1878-1961) — американский лютеранский священник,
посетил Индию и Дальний Восток. Основал в Англии «Оксфордскую группу»; в 50-е годы движение получило широкое распространение в высших кругах Англии.

75
Юнг неоднократно обращался к дионисийству Ницше, который не только противопоставлял Диониса Христу, но в последних своих, уже полубезумных, письмах отождествлял себя с Дионисом. Вопреки общепринятому диагнозу Юнг считал, что безумие Ницше связано не с прогрессирующим параличом, а с подъемом из глубин бессознательного расового архетипа, олицетворяемого воинственным германским богом
Вотаном. Увлеченный классической филологией, Ницше отождествлял
Вотана с античным Дионисом. Германский нацизм, прославлявший арийское язычество, был, по мнению Юнга, также связан с воздействием этого архетипа — Ницше стал пророком этих перемен в сознании немцев первой половины нашего века, но заплатил за это безумием.

76
Неканоническая логия, упоминаемая в «Гомилиях» Оршена, входит в гностическое «Евангелие от Фомы», открытое вместе с другими рукописями из Наг-Хаммади в конце 1945 г. В этом варианте логия звучит так: «Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали меня,
вдали от царствия» (См. Апокрифы древних христиан. М.,1989.0.259).

77
Quaternarium, или четверица, имеет долгую историю. Она присутствует не только в христианской иконологии и мистической спекуляции, но играет, пожалуй, еще большую роль в гностической философии, и с тех времен проходит через Средние века вплоть до XVIII в.

78
В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.) Бог представляет собой как бы идеальное состояние космического бытия.
Идеальная форма пифагорейцев — шар — выражает законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайросом, идеально закругленной всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона «Пир» говорится об андрогинах с
«округлым телом» — «страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов», за что были разрезаны пополам Зевсом — так возникли мужчины и женщины, «половинки»
прежнего целого, стремящиеся друг к другу.


79
Адам Кадмон — «Адам первоначальный», «изначальный человек». В
иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как
«небесный человек» он является образцом для творения «земного человека». Развитые в каббале представления об Адаме Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.

80
По традиции авторы Евангелий изображались следующим образом:
Марк — лев, Лука — агнец, Иоанн — орел, Матфей — человек.

81
Карпократ—гностик (II в. н.э.) — основатель гностической секты в
Александрии.

82
«Соперником» там является не «телесный человек» (как в трактовке
Юнга), а один из космических ангелов, который выводит падшие души из мира. Тело мыслилось Карпократом и его последователями как тюрьма.
Вероятно, Юнг опирался на приводимый другим отцом церкви, Климентом
Александрийским, отрывок из труда сына Карпократа, Эпифания, где телесным влечениям предоставлена полная свобода.

83
Апис, священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте с древнейших времен вплоть до христианской эры. Мумии быков в саркофагах складывались в катакомбах мемфисского некрополя в Саккара.

84
Герон Александрийский (ок. I в.) — математик и инженер, изобретатель технических устройств, приводимых в движение нагретым или сжатым воздухом или паром. Эти механизмы употреблялись в основном в конструкциях механических игрушек.

85
«Гностическая церковь Франции» — одна из экзотических религиозных организаций начала века.

86
Кундалини — духовная энергия, частица божественного начала,
которая потенциально присутствует в каждом человеке и может быть активизирована специальными упражнениями. Местом пребывания
Кундалини считается чакра Муладхара, расположенная у основания спинного хребта. С помощью особой техники концентрации йога способствует пробуждению и подъему духовной энергии от чакры к чакре,
пока, наконец, не наступает просветление и соединение с универсальным сознанием.

87
Культ Разума был введен во время французской революции эбертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров). По инициативе Шометта в Соборе Парижской Богоматери 20 брюмера (10
ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были заменить христианское богослужение. Парижская актриса, изображавшая Богиню
Разума, была возведена на трон. После разгрома эбертистов (март 1794 г.)
культ Разума был отменен.