Файл: К. Г. Юнга, к работе над которым наше издательство уже приступило.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
88
Священный дуб Вотана в Гисмаре, центре германского язычества, был срублен Св. Бонифацием из Кредитона (680-755 гг.), распространявшим христианство среди германских племен и принявшим мученическую смерть (его называют иногда «апостолом Германии»).
89
А. Г. Анкетиль дю Перрон (1731-1805) — французский востоковед,
специалист по иранской религии. В 1755 г. отправился в Индию, где сохранилась община парсов—зороастрийцев; перевел на латинский язык,
наряду с «Зенд Авестой», и несколько Упанишад. Этот первый европейский перевод был сделан не с санскрита, а с персидской версии XVII в., отсюда и название «Упнек-хат».
90
Блаватская, Елена Петровна (1831-1891) — основательница теософии, Анни Безант (1847-1933) — ее последовательница, долгое время возглавляла теософское общество.
91
Блаватская, Елена Петровна (1831-1891) — основательница теософии, Анни Безант (1847-1933) — ее последовательница, долгое время возглавляла теософское общество. Рудольф Штайнер (1861-1925) —
начинал свою деятельность в теософском обществе, но разошелся с ним
(прежде всего в трактовке Иисуса Христа); в 1913 г. был вместе со своими последователями исключен из теософского общества и создал свое собственное, антропософское.
92
Рамакришна (1836-1886) — индуистский жрец храма Кали в
Дакшинешваре, признанный аватарой — воплощением Вишну. Выполнял исламские и христианские обряды, провозглашая Кришну, Будду, Христа и
Магомета воплощениями одного и того же божественного начала,
проповедовал единство всех вероисповеданий. Религиозная организация
«Миссия Рамакришны» была основана в 1897 г. учеником Рамакришны —
Вивеканандой.
93
«Христианская наука» — религиозная организация, основанная М.
Бейкер Эдди (1821-1910). «Христианская наука» утверждает, что материальный мир иллюзорен, а единственной реальностью является сознание; страдания и смерть суть результат ложного мышления;
исцеление от болезней происходит путем противопоставления иллюзиям правильного мышления — богопознание, осознание универсальной гармонии дают не только ясность мысли, но и телесное здоровье.
«Христианская наука» получила широкое распространение в англоязычных странах; издаваемая в Бостоне газета «Христианской науки» является старейшей из общенациональных газет США.
94
Имеется в виду созданная в начале нашего века немецким врачом И. Г.
Шульцем система аутотренинга и психотерапии; на основе наблюдений за методами йоги он предложил систему упражнений по расслаблению мышц,
дыханию и самовнушению.
95
«Подвешенность» — другое выражение для «выжидания»; ср.
преамбулу к настоящим примечаниям. В герметической традиции —
символ обретения самости через смерть.
96
Достопримечательно, что один протестантский теолог в своем сочинении по гомилетике имел смелость требовать целостности личности проповедника — исходя из этической точки зрения — как раз со ссылкой на мою психологию.
97
Артефакт — искусственно созданная вещь.
98
Экхарт Иоганн (Майстер, «Учитель») (1260-1327) — крупный немецкий богослов неортодоксального толка, выдвигал учение об имманентности абсолюта душе.
99
Догма богоподобия столь же много значит при оценке человеческого фактора, не говоря уже о догме боговоплощения.
100
То, что и черт может владеть душой, ни в коем случае не уменьшает ее значения.
101
Поэтому с точки зрения психологии совершенно немыслимо, что Бог есть просто «совсем иное»; ибо «совсем иное» никогда не может быть кем- то сокровеннейше близким душе, кем Бог как раз и является.
Психологически правильны только парадоксальные и антиномические высказывания об образе Бога.
102
«Великое таинство» — термин, связывающийся прежде всего с неофициальными традициями богопознания (от гностиков до Якоба Бёме).
103
Тертуллиан: «Душа от природы христианка».
104
Поскольку здесь речь идет о вопросах, затрагивающих тему человеческого усилия, я не рассматриваю акты благодати, которые находятся по ту сторону человечески—значимого.
105
«Жених» и «невеста» — термины, используемые как христианством,
так и алхимиками. В христианстве «жених» — Христос, «невеста» — с одной стороны, душа (особенно у мистиков), а с другой — церковь как совокупность верующих (но она же — мистически — земное тело Христа).
106
По-немецки «богоборец» также означает «штурмующий небеса».
107
Амплификация — усиление; здесь может означать «возвеличивание».
108
Пробабилизм — от лат. «вероятный». Пробабилизм был свойствен также античным скептикам, но в смысле оценки истинности суждений.
109
Цёклер дает такое определение: «Пробабилизмом называют, вообще говоря, образ мыслей, который в ответах на научные вопросы удовлетворяется большей или меньшей степенью вероятности.
Рассматриваемый нами здесь моральный пробабилизм заключается в основном положении, согласно которому в актах нравственного самоопределения следует действовать не по совести, а в соответствии с вероятно правильным, т.е. по тому, что рекомендовано авторитетом жизни или учения». Иезуитский пробабилист Эскобар (ум. в 1669)
придерживается, например, мнения, что если исповедующийся ссылается на пробабильное мнение как причину своего поступка, то исповедник вынужден отпустить грех, даже если он не разделяет этого убеждения. По вопросу о том, насколько часто в течение жизни нужно давать обет любви к
Богу, Эскобар цитирует ряд иезуитских авторитетов. Согласно одному из мнений, достаточно одноразовой любви к Богу незадолго до смерти,
согласно другому, — один раз в год или один раз в каждые три-четыре года.
Сам он приходит к выводу, что достаточно любить Бога один раз — при первом пробуждении разума, а затем по разу в каждые пять лет и, наконец,
один раз в смертный час. По его мнению, большое число различных моральных наставлений является главным доказательством в пользу благого провидения Божьего, ибо благодаря этому ноша Христа становится легче (1.с., 5.68). Ср. об этом у Гарнака.
110
Марии Профетиссе («Пророчице»), или Марии Египетской (III в.),
приписывается авторство некоторых алхимических текстов.
111
Философский Меркурий (в отличие от телесного Меркурия, т.е. ртути)
— огненный водяной дух, воздушный мировой дух, меркуриальная вода,
философское море, — у алхимиков всеобщая мировая субстанция, «первая материя металлов». В алхимическом процессе меркурий выполняет функцию посредничества между противоположностями духа и тела, т.е.
функцию души. Сам Юнг пользуется этим символом («Правильный путь к целостности…» и т.д.).
112
«Первая материя» — первоначальный хаос, от которого алхимику предстоит пройти путь к духу, т.е. к «философскому камню».
113
Tehom (древнееврейск.) в русской Библии упоминается как те «воды»,
над которыми носился Дух Божий, творя мир. Позднейшей традицией было осмыслено как символ первой, бесформенной материи: в каббалистическом трактате «Сефер Иецира» — линия, извивающаяся вокруг мира.
114
Тиамат — в аккадской мифологии богиня, воплощавшая первоначальный хаос; ее образ связывался с морем и драконом.
115
«Макрокосмическим сыном» — т.е. меркурием (архетип младенца у
Юнга). В качестве «матери» у алхимиков выступает первичный хаос, или первая материя.
116
«Великое дерево» — церковь как источник спасения. «Подвешены на излечении» — т.е. вынуждены идти по пути, предлагаемому психологией (и алхимией), чтобы достичь самости («твердой опоры») как спасения, ибо в религии они его уже не находят.
117
Contritio, «cокрушение», есть «совершенное» покаяние. Attritio,
«раскаяние» — есть «несовершенное» покаяние (“contritio imperfecta”, к которому относится также
“contritio naturalis”,
«естественное сокрушение»). Первое рассматривает грех как противоположность высочайшего блага; последнее отвергает грех, потому что он зол и мерзок,
и из страха перед наказанием.
118
Совершенно естественно, что ввиду трагичности судьбы, которая есть неумолимая часть целостности, пользуются религиозной терминологией как единственно адекватной в этом случае. «Моя неумолимая судьба»
означает то же, что демоническая воля к именно этой судьбе, воля, которая не обязательно совпадает с моей «Я»—волей. Но если она противопоставлена этому «Я», то нельзя не ощутить в ней «силу», т.е.
божественное или инфернальное. Покорность судьбе называется волей
Божьей; бесперспективная и изнурительная борьба против предопределенного увидит в ней скорее черта. Во всех случаях эта терминология общепринята и к тому же глубокомысленна.
119
Католичность — всемирность, вселенство.
120
“Imitatio” — «Только верой (спасется человек)», лозунг лютеранской
Реформации, смысл которого в эмансипации религиозной автономности субъекта: для спасения, «оправдания» нужно не внешнее служение, а вера в искупление греха крестной смертью Христа. Эта позиция существовала в христианстве задолго до Лютера (Тертуллиан, Августин, Бернар
Клервоский). Противоположная ей зафиксирована в Новом Завете (Иак.
2:14; 2:17). Она выражает точку зрения католицизма, так что Юнг в этом важном вопросе как бы более консервативен, чем протестантские теологи
(его противники и пациенты). Но по смыслу этой формулы он выходит за рамки обеих конфессий.
121
Ляпис — лат. «камень», т.е. «философский камень» алхимиков.
Поздний алхимик (XVIII в.) дает такое определение: «Камень мудрых есть небесная, духовная, всепроникающая устойчивая субстанция, которая делает совершенными все металлы, превращая их в чистое золото, и выдерживает (оно) любую пробу». Алхимия формулирует свою цель как совершенствование, исцеление, излечение несовершенных по природе
(больных) субстанций (металлов), почему и называет себя часто медициной. Кстати, этот медицинский аспект алхимии яснее всего выражен в столь любимой Юнгом восточной традиции. У даосских алхимиков выплавление «золотой пилюли бессмертия» (аналога «философского камня») происходит непосредственно в теле человека. Цель этого процесса,
как явствует из наименования пилюли, — полное одухотворение и приобретение бессмертия, т.е. приобщение к Богу.
Здесь важно отметить три момента. Первый — некоторая степень апофатизма в характеристике камня: он — камень и в то же время «не камень». Второй — то обстоятельство, что он, говоря словами того же алхимика, «есть в каждом человеке, и его можно найти в любое время и в любом месте». Третий — то, что, в отличие от меркурия, который посредничает между противоположностями, камень является их актуальным совпадением, тождеством. У Юнга камень — архетип Самости.
122
Еще Парацельс говорил о «богах»; так же и сочинение Абрахама
Элеамра, находившегося под влиянием Парацельса (XVIII век).
123
Часть алхимиков вообще настаивали на нерукотворности процесса.
124
«Краеугольный камень» — еще одно название абсолюта алхимиков.
125
«Нигредо» (лат. «чернота») — первая стадия на пути превращений алхимической субстанции, сублимации — диссолюция (растворение) тела,
когда «грубое становится тонким». Этот процесс описывается как столкновение и последующее сочетание («химическая свадьба»), но также и как смерть (уничтожение, «гниение» тела), и по достижении субстанцией полной черноты постепенно идет к белизне, альбедо (одухотворению субстанции). Алхимики подчеркивают, что именно на стадии нигредо, как нигде, от адепта требуются мужество, терпение и выдержка, чтобы не прийти к сомнению и не погубить все дело, потому что процесс идет так же медленно, как наступление ночи. Для достижения полной темноты нужно сорок дней. Ср. «выжидание» у Юнга.
126
«Меланхолия» по-гречески «черная желчь» (см. гравюру А.Дюрера).
127
«Cошествие в преисподнюю» равнозначно не столько всему «деянию»,
сколько нигредо.
128
Следует добавить, что некоторые алхимики прямо заявляли, что алхимия — «благородное искусство познавать себя самого», и что причина неудач на этом пути — «извращенные аффекты».
129
Имеется в виду механистически—рационалистический позитивизм
XIX в., ассоциирующийся с именами Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Юнг относил к этой традиции также и Фрейда.
130
Сам Юнг, конечно, относится к «слишком человеческому» без чрезмерного благоговения, следуя в своей радикальной критике современного сознания за Ницше, философию которого он считал лучшей
«подготовкой к современной психологии». Ницше в предисловии 1886 г. к книге «Человеческое, слишком человеческое» (1878) назвал свое философствование «специфически немецким способом заниматься тем же самым, что существует под названием психологии во Франции и в России».
131
Гете Фауст. М., 1975. 4.1. С. 74 (строки 2031-2032, пер. Б. Пастернака).
132
Нарциссизм был «открыт» психоаналитиками в 1911-1914 гг. Было обнаружено, что многие импульсы, исходящие на первый взгляд от «я»,
диктует либидо, которое направляется на саму личность, уподобляющуюся,
таким образом, самовлюбленному Нарциссу. Поскольку в состоянии творчества художник остается наедине с самим собой, он ярко выраженный
«нарцисс». С другой стороны, поскольку художник создает образы,
выходящие по своему значению за пределы его личности, и способные к самостоятельному существованию, он уже не «нарцисс», а «пигмалион».
Это противоречие в рамках психоанализа, по Юнгу, неразрешимо.