Файл: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по учебному курсу История (история России, всеобщая история).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.03Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №1
по учебному курсу «Методика ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Васина Наталья Егоровна







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-2001а













Преподаватель

Анфисова Светлана Евгеньевна







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2023г.

Практическое задание 1

Содержание ознакомления с окружающим миром в примерных адаптированных основных образовательных программах дошкольного образования для детей с различными нарушениями развития


Содержание ознакомления с окружающим миром в АООП для детей

Нарушение

Задачи

Цели

Разделы программы

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста

Приоритетные задачи Программы:

  • создание специальных психолого-педагогических условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития в период младенческого, раннего и дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса родителей,

  • комплексное изучение развития каждого ребенка для выбора форм, методов и приемов коррекционного обучения с учетом психофизических возможностей детей и определения оптимального образовательного маршрута,

  • создание развивающей пространственно-образовательной среды,

  • формирование сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками в процессе деятельности, соответствующей возрасту (эмоционально-личностное общение, манипулятивная, предметная, игровая деятельность, продуктивные виды (изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация)),

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей,

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности диагностического процесса и коррекционно- развивающего обучения,

  • развитие познавательных интересов и формирование доступных способов усвоения общественного (культурного) опыта, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде,

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с близкими и новыми взрослыми для активизации коммуникативных возможностей в среде сверстников,

  • расширение вербальных (невербальных, альтернативных) средств коммуникации с взрослыми и сверстниками,

  • совершенствование общедвигательных и координационных умений для поддержания, и укрепления сохранения потенциала физической активности,

  • формирование и совершенствование санитарно-гигиенических навыков,

  • укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,

  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,

  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей.

Программа нацелена на создание благоприятных условий для максимально возможного раскрытия потенциала развития детей, имеющих проблемы социализации, обусловленные условиями депривации с младенческого и раннего возраста, трудностями жизненной ситуации. Эти дети нуждаются в динамическом изучении в процессе коррекционного обучения для уточнения их дальнейшего образовательного маршрута.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие раскрывается в следующих направлениях:

  • обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений;

  • формирование способов усвоения общественного опыта: действовать совместно с взрослым по подражанию, показу, образцу и словесной инструкции;

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности;

  • формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование мышления и развитие речи;

  • формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений.

Возраст от 2 месяцев до 1 года

Задачи обучения воспитания

Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка:

  • знакомить с предметным миром, привлекать внимание ребенка к ярким игрушкам-погремушкам, с различными звуками и разной поверхностью;

  • создавать условия для развития зрительного восприятия, активизация реакций на зрительные стимулы - подвешивать яркие игрушки над ребенком, стимулировать прослеживающую функцию глаз на яркие зрительные стимулы;

  • стимулировать развитие слухового восприятия, активизацию реакций на звучание различных игрушек с различной степенью громкости и интенсивности звука (погремушки с крупяным наполнителем звуком, колокольчики, дудочки, бубны, бубенцы, клаксон, музыкальные дидактические игрушки);

  • создавать условия для развития тактильного восприятия, активизировать тактильные ощущения, проявления реакций ребенка на различные тактильные стимулы (подбор дидактических игрушек и предметов из различных материалов и разными поверхностями - щетки, валики, погремушки текстильные, кусочки меха, мячики, шарики и т.п.);

  • активизировать зрительно-моторную координацию: вытягивать тянуть руку к игрушке, наталкиваться на нее, захватывать, ощупывать и рассматривать разглядывать предмет в руках.

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:

  • учить ориентировочно-исследовательским способам обследования разных предметов - рассматривание, ощупывание, перекладывание из руки в руку, захват обеими руками, ротовое обследование и т.п.;

  • учить захватывать предмет различными типами, развивать функциональные возможности руки – захват предметов ладонью, противопоставляя большой палец остальным, пинцетный захват;

  • стимулировать манипулятивные действия с игрушкой: захват предмета рукой, рассматривание, ощупывание, потряхивание, удержание игрушки некоторое время, перекладывание из руки в руку, размер игрушки взрослый подбирает с учетом возможностей руки ребенка.

Возраст 1-2 года

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:

  • учить выполнять орудийные действия с предметами (стучать молоточком, ловить сачком, рисовать мелком, пересыпать ложкой, совочком):

  • показывать знакомые предметы на картинке, используя указательный жест, соотносить предмет с его изображением;

  • создавать условия для обогащения чувственного опыта: учить наблюдать за изменениями в природе или событиями в природе, фиксировать опыт в словесных высказываниях.

Возраст 2 - 3 года

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:

  • обучать обследовать предмет, выделять главный признак предмета, его назначение (машину катать, молоточком стучать, сачком доставать и т.п.);

  • формировать указательный жест в играх с предметами, по просьбе взрослого выделить игрушку, уметь показывать указательным пальцем на предмет, затем действовать с ним в заданной игровой ситуации;

  • продолжать формировать ручные умения, развивать мелкую ручную моторику в играх с мелкими деталями, предметами, использовать крупную мозаику, конструктор ЛЕГО, крупные бусинки и т.п.

Возраст 3-4 года

Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи:

  • совершенствовать поисковые способы ориентировки – методом проб и ошибок, методом практического примеривания и зрительного соотнесения при выполнении практических и игровых заданий;

  • совершенствовать наглядно-действенное мышление в практических проблемных ситуациях: достать игрушку из воды (выбор предмета-орудия среди других – сачок, лопатка, палочка), учить фиксировать свои действия в речевых высказываниях;

  • формирование наглядно-образного мышления: представления детей о явлениях и предметах окружающего мира (выбери всех зверей; покажи, что бывает зимой?);

  • формировать умение группировать предметы по ведущему признаку: игрушки-посуда, животные-растения; использовать обобщающее слово;

  • закреплять представления о живой – неживой природе (расставить игрушки (изображения) на 2 группы – животные-птицы; посуда-игрушки).

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности:

  • формировать целостность восприятия предметного изображения: учить собирать разрезные картинки (3-4 части предметного изображения) с опорой на образец и без него;

  • совершенствовать тактильно-двигательное восприятие: закреплять и обогащать чувственный опыт ребенка в играх с предметами и дидактическим материалом: осуществлять выбор предметов разных по величине, форме, материалу, опираясь на тактильный образец;

  • учить соотносить предметы с их изображениями в пределах 3-4 образцов;

  • продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие: учить различать громкое и тихое звучание детских музыкальных инструментов, запоминать последовательность звучания музыкальных инструментов, различать звукоподражания животных, птиц; использовать звуковое сопровождение при обыгрывании сюжетов сказки – «Угадай, какой герой сказки к нам пришел?» и т.п.

Возраст 4 - 5 лет

Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование мышления и речи:

  • продолжать формировать целостное восприятие предметов, образы-представления о предметах, их свойствах, выделять основные признаки предметов в процессе различных видов детской деятельности (конструировании, на занятиях с сюжетными игрушками, рисовании и т.п.);

  • закрепить образы восприятия знакомых предметов и их свойства: учить запоминать предметы по основному признаку (мячик – круглый, кубик – квадратный, крыша дома – треугольная), группировать предметы или изображения по основному признаку на 2 части – «Что бывает круглым, что бывает квадратным?»);

  • продолжать формировать образы-представления: учить группировать предметы по заданному признаку, называть словом сходство и различия сравниваемых групп;

  • совершенствовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в игровых заданиях по сюжетам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.: подобрать персонажу сказки нужный предмет и повторить действие этого героя;

  • развивать вкусовые ощущения и умение их словесно описать (сладкое-горькое, кислое, холодное-горячее, вкусно-не вкусно и т.п.).

Возраст - 5-6 лет

Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование мышления и речи:

  • продолжать формировать целостный образ предметов, собирать игрушки и предметы из нескольких частей, предметные и сюжетные картинки из 4-6 частей с разными вариантами разреза, определять какой детали не хватает в предмете;

  • совершенствовать восприятие основных цветов и закрепить в активной речи слова, обозначающие цвет;

  • совершенствовать восприятие основных форм и закрепить слова, обозначающие основные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

  • учить сравнивать предметы по нескольким признакам – величине, форме, цвету, узнавать предметы по описанию (например, угадывать загадки - фрукты-овощи, цветы-деревья), фиксировать основной признак предмета словом;

  • совершенствовать наглядно-образное мышление: учить решать простые задачи; учить раскладывать последовательно сюжетные картинки (3-4), уметь рассказать, что произошло, чем завершилось действие;

  • выявлять причинно-следственные связи и зависимости в конкретной игровой ситуации.

Возраст - 6-7 лет

  • продолжать формировать слуховое внимание, представления о звуках окружающей действительности (различать звуки природных явлений, бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и речь человека).

Примерная адаптированная

Основная образовательная программа дошкольного образования

Детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Достижение целей Программы осуществляется путем решения ряда задач:

 создание специальных образовательных условий, способствующих гармоничному становлению психологических достижений в соответствии с возрастными, индивидуальными психофизическими особенностями развития, особыми образовательными потребностями и состоянием здоровья детей с ТМНР по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому;

 использование в образовательном процессе для каждого ребенка с ТМНР адекватных средств коррекции сенсорных и двигательных нарушений с учетом медицинских рекомендаций и ИПРА;

 формирование у каждого ребенка с ТМНР системы коммуникации с учетом его индивидуальных психологических возможностей и образовательных потребностей;

 своевременная оценка актуального психологического состояния детей с ТМНР для внесения необходимых изменений и обогащения содержания образования с целью последовательной амплификации психического развития и формирования позитивных психических свойств и личностных качеств;

 создание в образовательной организации и отдельных образовательных группах атмосферы гуманного, уважительного и доброжелательного отношения к детям с ТМНР и ко всем участникам образовательной деятельности как необходимого условия реализации личностного потенциала каждого обучающегося и его эмоционального благополучия;

 обеспечение условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ТМНР, определение и соблюдение оптимальной образовательной нагрузки с учетом рекомендаций специалистов ПМПК и ИПРА;

 целенаправленное комплексное индивидуально ориентированное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНМР во время реализации образовательной деятельности для достижения планируемых результатов и целевых ориентиров обучения, развития способностей и личностного потенциала, формирования социальных способов взаимодействия с детьми, взрослыми и окружающим миром, позитивных личностных качеств при сохранении и укреплении здоровья;

 разработка содержания индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи с учетом данных о состоянии здоровья, особенностях психического и физического развития ребенка, актуальных и потенциальных психофизических возможностей, объективной жизненной ситуации;

 создание условий для формирования разнообразных видов детской деятельности и обеспечения возможности включения детей с ТМНР в социум;

 организация регулярного взаимодействия с семьей путем консультирования и методической поддержки для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ТМНР, создания в семье оптимальных условий для полноценного психического развития ребенка;

 соблюдение преемственности и единства требований к воспитанию и обучению детей в условиях Организации и семьи;

 подготовка детей с ТМНР к следующей ступени обучения (начальная школа) путем обеспечения преемственности задач в содержании образования и воспитания дошкольной образовательной организации и начальной школы, а также за счет учета целевых ориентиров.

Цель Программы – проектирование содержания образовательной и коррекционно-развивающей деятельности для развития физического и психологического потенциала детей с ТМНР, формирования более совершенных возрастных психологических достижений и последовательной социализации, предупреждения появления психологических отклонений вторичной и третичной природы, за счет специальным образом организованной совместной деятельности взрослых с детьми и взаимодействия со сверстниками в соответствующих актуальным психологическим достижениям видах деятельности.

В области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» основными задачами образовательной деятельности являются:

  • создание предметно-развивающей среды для продолжительной продуктивной самостоятельной игры-исследования;

  • развитие навыка ориентировки на свойства предметов, различения и объединения в группы согласно одному сенсорному признаку;

  • использование сохранных анализаторов для ориентировки в пространстве;

  • совершенствование различения на слух речевых/неречевых звуков и их отраженному повторению путем подражания;

  • совершенствование качества целенаправленных предметно-орудийных действий в процессе выполнения игровой и продуктивной деятельности;

  • использование накопленного практического опыта для ориентировки во внешних признаках предметов (цвет, форма, размер и количество);

  • формирование умения дифференцировать предметы по функциональному назначению;

  • формирование практических способов ориентировки (пробы, примеривание);

  • формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров – по длине, ширине, высоте, величине;

  • формирование умения выделять и группировать предметы по заданному признаку;

  • формировать умение выделять 1, 2 и много предметов из группы;

  • формировать умение сопоставлять равные по количеству множества предметов: «одинаково»;

  • формирование умения сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета;

  • обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

  • развитие навыка ориентировки в помещениях и их взаимном расположении (раздевалка, игровая комната, спальня, туалет, площадка группы), обозначение помещений доступным коммуникативным способом;

  • совершенствовать умение узнавать и обозначать доступным коммуникативным способом предметы в знакомом пространстве (дом, квартира, группа);

  • учить выполнению движений путем ориентировки «от себя», расположению игрушек и других предметов в ближайшем пространстве вокруг себя справа-слева, вверху-внизу, впереди-позади;

  • развитие умения сообщать доступным коммуникативным способом о том, что происходит вокруг и где он находится, что делает;

  • формирование умения ориентироваться в пространстве и частях предмета путем ориентировки от другого человека;

  • формирование умения определять и устанавливать взаимосвязи между пространственным положением предметов в помещении: шкаф, кровать, игрушки;

  • совершенствование чувствительности и восприятия, способности анализа и ориентировки на ощущения, полученные с сохранных анализаторов;

  • обучение ориентировке на плоскости листа, расположению предметов в пространстве изначально ориентируясь от положения собственного тела «от себя», а затем исходя из положения другого человека;

  • обучение конструированию, рисуночной деятельности и моделированию путем ориентировки на основные пространственные направления: вверх, низ, слева и справа;

  • развитие подражания новым простым схемам действий;

  • развитие навыка достижения поставленной цели путем ориентировки в ситуации, выбора и воспроизведения результативной последовательности действий по памяти, при затруднении использование метода целенаправленных практических и поисковых проб;

  • воссоздание знакомых реальных предметов в виде конструкций и моделей из 2-4 частей (при наличии остаточного зрения);

  • создание условий для формирования целостной картины мира;

  • формирование ориентировки во времени: ночь, день, светло-темно, вчера, сегодня, завтра, было, сейчас, будет, тепло-холодно, зима, лето;

  • формирование умения наблюдать за изменениями в природе и погоде.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

1) формировать общую культуру личности слепого дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

2) обеспечивать развитие компенсации слепоты, профилактики появления и при необходимости коррекции вторичных нарушений, обусловленных трудностями чувственного отражения в условиях ограничения сенсорной сферы, с освоением ребенком умений и навыков пространственной ориентировки, развитием чувственной основы ориентации, познания окружающего, умений формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия, умений и навыков моторного поведения в разных видах деятельности;

3) обеспечивать освоение слепым дошкольником целостной картины мира с расширением знаний и формированием представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, связей предметных причинно-следственных, родовых, логических;

4) формировать у слепого ребенка образ Я с освоением схемы тела, развитием знаний и представлений о себе, развитием интересов об окружающем, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;

5) обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слепых детей с учетом и удовлетворением им особых образовательных потребностей;

6) создавать условия формирования у слепого ребенка предпосылок учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению рельефно-точечного шрифта, письма и чтения по системе Брайля, с развитием компенсаторных способов познавательной деятельности, личностных психологических образований;

7) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слепых детей.

Цель Программы – создание образовательной среды, обеспечивающей слепому дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение им особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.

Младенческий и ранний возраст

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: создание условий для развития у слепого ребенка потребности во взаимодействии с предметным миром, ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира, освоения ощупывания и действий с предметами (манипуляциями, по назначению, игровыми), познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый организует практическое взаимодействие ребенка с предметами быта и игрушками, учит узнавать их на основе тактильных и слуховых впечатлений, обоняния, на основе ощупывания и осязания. Взрослый методом пассивных движений и сопряженных действий в сочетании со словесным инструктированием знакомит ребенка со способами использования окружающих предметов, с их назначением и свойствами. Он стремится повысить активность и самостоятельность ребенка в освоении предметной окружающей действительности, опознании со знанием точного словесного обозначения предметов окружения в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий. Взрослый учит ребенка и помогает ему освоить действия с бытовыми предметами-орудиями и игрушками с формированием компенсаторных способов деятельности. Особое внимание он уделяет освоению ребенком ориентировочно-поисковых действий и умений, повышает его способность в собственной организации взаимодействия с предметным миром. Взрослый владеет и умело пользуется сигнификативной функцией речи, выступая для ребенка образцом точного обозначения предметов, их частей, деталей, свойств, признаков, действий с предметами.

Дошкольный возраст

Расширение знаний о деятельности человека с формированием элементарных представлений о внешнем виде, использовании им предметов или орудий, об основных действиях человека, выполняющего ту или иную деятельность: труд (работа), учеба, отдых, бытовая деятельность. Развитие представлений о занятиях детей. Обогащение опыта сюжетных игр с куклой, моделирующих деятельность человека.

Развитие представлений об объектах живой (животные дома) и неживой (комнатные растения) природы, наполняющих пространства жизни человека, о роли и деятельности человека для них.

В области познавательного развития слепого ребенка основной задачей образовательной деятельности является создание условий для развития:

- любознательности, познавательной активности, познавательных способностей;

- образов восприятия и представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности;

- компенсаторно-адаптивных механизмов познавательной деятельности.

Обогащение чувственного опыта c развитием способности к дифференциации ощущений, опыта восприятия объектно-предметного наполнения окружающей действительности

Расширение опыта практического взаимодействия с предметами и объектами действительности, наполняющими предметную среду мест жизнедеятельности. Способствовать освоению ребенком опыта физического контакта с предметами окружения разной текстуры: деревянные, резиновые, пластиковые, тканевые, кожаные, металлические, бумажные (бумага, картон), почва, камни, растительные объекты; с предметами, имеющими разные тактильные признаки поверхностей: гладкие, шероховатые, ребристые, ячеистые, колючие, пористые, с рельефным рисунком, с (без) царапин, тактильные признаки: плотность, мягкость. Развитие остроты тактильных ощущений в их разнообразии, способности к дифференциации ощущения фактуры (характер поверхности, поверхностный рельеф) бумаги: гладкая, тесненая, бархатная, наждачная, фольга, гофрированная, тонкая, картон; металла: алюминиевая, хромовая, медная, стальная, чугунная; пластмассы: пластик с гладкой поверхностью, пластик с ребристой поверхностью, пластик с рельефной поверхностью, линолеум, пленочные материалы; ткани: «вафельная», махровая, вельвет, шерсть, шелк, хлопок, букле, ворсистая, меховая, драп; деревянных предметов: поверхности натурального дерева, лаковая, окрашенная; резины: гладкая, гладкая со швом, с рельефным рисунком, исключает острые углы; стекла: гладкая, гладкая со швом, с рельефным рисунком, холодная. Повышение температурной и вибрационной чувствительности.

Развитие осмысленности тактильных впечатлений, формирование первичного понимания физической сущности предметного мира. Расширять умения исследовательской деятельности: познание свойств материалов, предметов и объектов неживой природы с обогащением опыта тактильной дифференциации (картон сухой/мокрый; листья деревьев, кустарников «сочные»/сухие; сухой песок сыпучий – его трудно удержать в кулаке, но можно удержать в ладони «ковшичком», можно захватить щепотью и, выполнив соответствующее действие, достаточно точно насыпать его на ограниченную поверхность (например, на ладонь другой руки), влажный песок можно формировать с помощью ладони, емкости; вода обладает текучестью – можно зачерпнуть рукой, но трудно удержать и др. Расширять опыт выполнения трудовых поручений: с помощью сухой салфетки для уборки очистить поверхность от остатков пластилина; влажной салфеткой вытереть столешницу, водой промыть листья комнатного растения с плотными, гладкими листьями, вытереть разлитую воду; после деятельности навести порядок на рабочем месте – собрать предметы в обозначенную емкость (коробка, банка, ящик); проверить, как одежда висит в шкафу после раздевания. Формирование умений и навыков ручного труда: работа с картоном (например, из заготовки собрать коробку) и бумагой (например, мягкую бумагу нарвать клочками, скатать из них шарики – «кудряшки» шерсти овцы), приклеить шарики на трафарет овечки и др.; работа с предметной деревянной заготовкой, деталями из других материалов (ткань, бумага, пластик); работа по созданию новых фактур с помощью сыпучих материалов, пластилина, лоскутков тканей, клочков бумаги и др.

Развитие и обогащение игрового опыта: предметные игры, дидактические игры на тактильное восприятие.

Повышение слухоразличения, развитие опыта восприятия звуков и шумов окружения, способности к их осмыслению:

- Шумы в помещении. Человеческая речь, шепот, спокойный разговор, многоголосье, гам; бытовые шумы: шум воды, скрип, захлопывание (закрывание/открывание) дверей, звуки падающих предметов; производственные шумы: работа стиральных машин, работа кухонных приборов.

- Уличные шумы. Естественные природные шумы: шелест листвы, птичьи голоса, легкий плеск воды, гром; шумы от работающего транспорта: движение и сигналы автомобилей, автобусов, железнодорожного, воздушного транспорта, сигналы специального транспорта, звуки-сигналы предупреждения об опасности.

Расширение опыта действий с предметами с осмыслением возникающего звучания: от манипуляций (потрясти, постучать, бросить и т. п.) слышим шумы: бренчание, треск, стук, хлопки, удар; звуки, соотносимые со свойствами материалов, отражающие физическое строение предмета (полый, твердый, с наполнителем и др.).

От действий по назначению слышим:

- звук или шум как результат деятельности человека (мелодию, аудиоматериал, работу механизма, прибора, бытовые шумы и др.);

- звуки от орудийных действий, такие как звуки от соприкосновения предметов; звуки, отражающие материалы, из которых сделаны предметы, звуки действия, движения: размешивание, зачерпывание и др.,

- звуки от действий: нанизывание, переворачивание, насыпание и высыпание, опускание предмета в емкость, наливание и выливание и др.

Повышение способности к осмысленной дифференциации звуков по их предметно-объектной соотнесенности: звуки ближайшей окружающей действительности (бытовые, музыкальные, звуки движения, голосовые звуки; по психофизической характеристике – громкость, высота; по пространственной ориентации – сторона и удаленность от ребенка источника звука. Развитие способности к локализации звука в пространстве относительно собственного тела: спереди, сбоку, вверху, внизу.

Расширение представлений о звучащем мире: звуки и шумы природы (звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных); звуки и шумы человеческой деятельности; акустический облик человека. Способствовать освоению ребенком картины мира на основе слухового восприятия действительности.

Обогащение опыта восприятия музыки. Расширение опыта действий с различными музыкальными игрушками, с доступными для деятельности музыкальными инструментами культурно-фиксированными способами.

Обогащение опыта переживаний, связанных со слуховым восприятием окружающей действительности. Развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на слуховое восприятие, предметные игры.

Развитие интереса к миру запахов, к освоению умений использовать обонятельную чувствительность для получения информации, ориентировки в пространстве. Развитие способности по запаху, аромату ориентироваться в окружающей действительности: обращать внимание, выделять, различать, называть ароматы продуктов (яблоко, апельсин); запах пищи (свежая выпечка, каши, тушеные овощи, напитки); специфические запахи помещений (медицинский кабинет, кухня, прачечная); запахи от профессиональной деятельности человека (уборка помещений, малярные работы); запахи улицы. Обогащение опыта использования обонятельной чувствительности в познавательной деятельности; опыта дидактических игр с использованием обоняния.

Повышение способности к дифференциации вкусовых ощущений во время приема пищи: сладкий, кислый, горький, соленый, пресный.

Побуждение ребенка с практической слепотой к использованию (подключение к деятельности других органов чувств как дополнительного канала) остаточного зрения в предметно-пространственной ориентации.

Освоение ребенком опыта игр, в которых происходит объединение информации разной модальности – тактильной и слуховой, тактильной и обонятельной. Сначала актуализация ощущений одной модальности, затем, через игровую ситуацию, – другой.