Файл: Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет
Государственной противопожарной службы МЧС России»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологий
А.В. Матвеев
«20» апреля 2020 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению курсового проекта
по дисциплине
Информационные технологии
специальность
20.05.01 Пожарная безопасность
Санкт-Петербург
Содержание
Содержание ............................................................................................................................... 2
I. Цели выполнения курсового проекта ................................................................................... 3
II. Структура курсового проекта .............................................................................................. 3
III. Организация выполнения курсового проекта .................................................................... 3
IV. Критерии оценки знаний, умений и навыков .................................................................... 3
V. Темы курсового проекта. ..................................................................................................... 4
VI. Содержание отчета курсового проекта ............................................................................ 21
VII. Требования к оформлению курсового проекта .............................................................. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................................... 32
VIII. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ ДИСЦИПЛИНЫ .................... 33
I. Цели выполнения курсового проекта
Курсовой проект по дисциплине «Информационные технологии» имеет общие и частные цели.
В качестве общих целей выступают: обучение практическому применению знаний по материалу дисциплины «Информационные технологии», формирование у обучающихся умения самостоятельной работы в рамках инженерно-технической деятельности.
Частные цели направлены на приобретение обучающимися умений и навыков в подборе, обобщении и изложении материала в области информационных технологий, оформлении их с помощью современных программных средств, формализованном описании предметной области и разработке ее информационно-логической модели, закрепление опыта применения прикладных программ для построения баз данных.
II. Структура курсового проекта
Курсовой проект состоит из:
1. Реферата, который охватывает материал тем 1-3 («Аппаратное обеспечение информационных технологий»,
«Программное обеспечение информационных технологий» и «Назначение и возможности программ компьютерной графики») и носит название «Обработка и обобщение материалов в области средств компьютерных
технологий».
2. Базы данных, которая опирается на материал темы 5 «Информационные системы» и называется «Разработка фрагмента базы данных».
III. Организация выполнения курсового проекта
Первая часть курсового проекта (реферата) планируется после проведения занятий по теме 1-3 («Аппаратное обеспечение информационных технологий», «Программное обеспечение информационных технологий» и «Назначение и возможности программ компьютерной графики») и носит название «Обработка и обобщение материалов в
области средств компьютерных технологий».
Вторая часть курсового проекта (разработка фрагмента базы данных) планируется после проведения занятий 5 «Информационные системы».
Календарный период выполнения курсового проекта - во время межсессионной работы. Рубежный срок сдачи курсового проекта - не позднее, чем за неделю до экзамена по дисциплине. Список обучающихся, не сдавших курсовой проект к указанному сроку, подается в учебный методический центр университета.
Каждому обучающемуся определяется вариант курсового проекта. Номера вариантов и темы курсовых проектов представлены ниже. Выполнение работы осуществляется во время самостоятельной подготовки (в межсессионный период).
Практическая часть задания отрабатывается на компьютере.
Результаты выполнения курсового проекта оформляются в виде отчета и представляются преподавателю установленным порядком в распечатанном и электронном виде. По результатам проверки выставляется оценка по четырехбалльной шкале.
IV. Критерии оценки знаний, умений и навыков
Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками ”отлично”,
”хорошо”, ”удовлетворительно”, ”неудовлетворительно”. Оценка выставляется:
отлично – обучающийся представил курсовой проект в установленный срок и оформил её в строгом соответствии с изложенными требованиями; аргументировано обосновал актуальность выбранной темы, глубоко и всесторонне раскрыл её, тесно увязав с будущей профессиональной деятельностью, чётко сформулировал выводы; разработал структуру базы данных в виде таблиц и показал связи между ними; дал характеристику полей таблиц (типы и размеры хранимых данных с указанием ключевых полей); создал
запросы, хранимые в базе данных и аргументировал результаты их выполнения; представил заполненные формы отчетов.
хорошо – обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого; если обучающийся испытывает некоторые затруднения: при создании структуры баз данных, при установке типа полей, в создании запросов по одному или нескольким параметрам.
удовлетворительно – обучающийся излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускал ошибки в языковом оформлении излагаемого; испытывает значительные затруднения: при создании баз данных; плохо ориентируется в структуре и типах полей; не может редактировать типы полей таблицы в созданной базе данных, путает понятия база данных и таблица.
неудовлетворительно – обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего материала реферата; допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл; беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет работать с информационными системами.
При принятии решения об оценке преподаватель может требовать от обучающегося демонстрации практической части курсового проекта на компьютере. Поэтому настоятельно рекомендуется хранить всю информацию курсового проекта на носителях
USB Flash или диске CD-RW — до объявления оценки.
V. Темы курсового проекта.
1. Реферат «Обработка и обобщение материалов в области средств
компьютерных технологий».
Каждому обучающемуся определяется тема в соответствии
с его двумя последними цифрами зачетной книжке.
Пример по номеру зачетной книжки:
1.
№ 01314 = 14, тема реферата №14, фрагмент базы
данных №14;
2.
№00125 = 25, тема реферата №25, фрагмент базы
данных №10;
3.
№ 01176 = 76, 7+6=13, соответственно тема
реферата №13, а фрагмент базы данных №13.
4.
№ 01188 = 88, 8+8=16, соответственно тема
реферата №16, а фрагмент базы данных №1.
хорошо – обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого; если обучающийся испытывает некоторые затруднения: при создании структуры баз данных, при установке типа полей, в создании запросов по одному или нескольким параметрам.
удовлетворительно – обучающийся излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускал ошибки в языковом оформлении излагаемого; испытывает значительные затруднения: при создании баз данных; плохо ориентируется в структуре и типах полей; не может редактировать типы полей таблицы в созданной базе данных, путает понятия база данных и таблица.
неудовлетворительно – обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего материала реферата; допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл; беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет работать с информационными системами.
При принятии решения об оценке преподаватель может требовать от обучающегося демонстрации практической части курсового проекта на компьютере. Поэтому настоятельно рекомендуется хранить всю информацию курсового проекта на носителях
USB Flash или диске CD-RW — до объявления оценки.
V. Темы курсового проекта.
1. Реферат «Обработка и обобщение материалов в области средств
компьютерных технологий».
Каждому обучающемуся определяется тема в соответствии
с его двумя последними цифрами зачетной книжке.
Пример по номеру зачетной книжки:
1.
№ 01314 = 14, тема реферата №14, фрагмент базы
данных №14;
2.
№00125 = 25, тема реферата №25, фрагмент базы
данных №10;
3.
№ 01176 = 76, 7+6=13, соответственно тема
реферата №13, а фрагмент базы данных №13.
4.
№ 01188 = 88, 8+8=16, соответственно тема
реферата №16, а фрагмент базы данных №1.
Номера вариантов и темы первой части курсового проекта
представлены ниже.
№ Варианта
Темы
1
Персональные компьютеры (ПК) и их архитектура.
2
Геоинформационные системы
3
3D технологии
4
Информационные технологии в деятельности современного специалиста по пожарной безопасности
5
История создания робототехнике в России
6
История развития IT-технологий
7
Особенности индустриальных (промышленных) ПК.
8
Голосовой и визуальный поиск информации
9
Современные материнские платы.
10
3D печать и сканирование
11
Оперативная память ПК.
12
Системные шины ПК.
13
Облачные сервисы
14
Инструменты поиска информации в Интернет.
15
Построение интеллектуальных систем.
16
Виртуальная реальность
17
Оптические носители информации.
18
Беспилотные системы
19
Устройства ввода и вывода графической информации.
20
Перспективы ввода речевой информации в ПК.
21
Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
22
Голографические системы
23
Жидкокристаллические дисплеи.
24
5G Интернет
25
Лазерные принтеры.
26
Современные компьютерные технологии в России.
27
Правонарушения в сфере информационных технологий.
28
Персональный компьютер и телевидение.
29
Устройства коллективного пользования (панели, проекторы).
30
Развитие робототехники
31
Кибератаки и реальный мир
32
Современный парк ЖК мониторов
33
Конструктивы системных блоков ПК.
34
Устройства архивирования информации.
2. База данных «Разработка фрагмента базы данных».
Порядковый
номер
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
№ Варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вариант 1. Учет и выдача сведений об участии обучающихся в кружках научного общества на месяц:
Код научного кружка
Название научного кружка
Руководитель кружки (ФИО - самостоятельно)
Номер группы
(самостоятел ьно)
Количество обувающихся
(самостоятель но)
Дата проведения
(самостоятель но)
Кол-во час.
01
Пожарной техники
2 02
Гражданского права
2 03
Криминалистики
4 04
Международного права
2 05
Системного анализа и управления
2 06
Пожарной тактики
4 07
Криминалистики
2 08
Компьютерных технологий
2 09
Пожарной тактики
2 01
Пожарной техники
2 06
Пожарной тактики
2 1. В Access создать базу данных «Научные кружки», состоящую из двух таблиц
(«Руководитель»» и «Обучающиеся»). Состав полей каждой таблицы, типы данных, ключевые поля назначить самостоятельно. Учесть, что одинаковые кружки имеют одинаковые коды, не должно быть дублирующих записей.
2. Заполнить созданную базу имеющимися данными поля с ФИО заполнить самостоятельно. Для выбора кружка в таблице «Обучающиеся» предусмотреть подстановку из таблицы «Руководитель».
3. Отсортировать таблицу «Обучающиеся» одновременно по дате и количеству.
4. Настроить и сохранить в виде запросов следующие фильтры: a. Название кружка на букву «Т» b. Количество обучающихся больше 5, больше или равно 10.
5. Создать и сохранить следующие запросы: a. Все данные из обеих таблиц (как в исходной таблице в начале задания) b. Данные о руководителях научного кружка и номере группы c. Данные о проведении научных кружков в период с 12.03.2019-30.03.2019 года d. Номера групп и количество обучающихся по кружкам каждого типа (с групповой операцией).
6. Создать форму для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц.
7. Создать отчет на основании запроса d.
8. Создать таблицу в Excel по запросу пункта «b», которая будет связана с данными из файла Access . Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.
Вариант 2. Имеются следующие данные по рабочему времени сотрудников:
Табельный номер
ФИО
Дата рождения
Пол
Отдел
(цыфра)
Должность
Дата
Отработано час.
12/1 01.02.19 8,3 12/3 01.02.19 9,2 10/4 01.02.19 7,8 10/2 01.02.19 8,2 10/1 01.02.19 9,2 12/3 02.02.19 6,5 12/1 02.02.19 8,0 10/2 02.02.19 6,6 10/1 02.02.19 6,8 10/4 02.02.19 7,8 10/4 03.02.19 10,8 12/1 03.02.19 7,3 10/2 03.02.19 9,2 12/3 03.02.19 8,2 10/1 03.02.19 8,2 1. В Access создать базу данных «Учет рабочего времени», состоящую из двух таблиц
(«Сотрудники» и «Рабочее время»). Состав полей каждой таблицы, типы данных, ключевые поля назначить самостоятельно. Учесть, что одинаковые сотрудники имеют одинаковые табельные номера, не должно быть дублирующих записей, один и тот же сотрудник за день не может отработать более одного раза.
2. Заполнить созданную базу имеющимися данными. Для выбора сотрудника в таблице «Рабочее время» предусмотреть подстановку из таблицы «Сотрудники».
3. Отсортировать таблицу «Рабочее время» одновременно по дате и сотруднику.
4. Настроить и сохранить в виде запросов следующие фильтры: a. Сотрудники мужского пола b. Данные за 02.02.09.
5. Создать и сохранить следующие запросы: a. Все данные из обеих таблиц (как в исходной таблице в начале задания) b. Данные об отработанном времени Терещенко с указанием даты и часов. c. Данные о сотрудниках, родившихся с 1965 по 1970г. d. Данные об отклонении отработанных часов от ежедневной нормы
(вычисляемое поле - разность между «Отработано» и числом 8,2) с указанием ФИО, отдела, должности и даты. e. Суммарное количество отработанных часов каждого сотрудника (с групповой операцией).
6. Создать форму для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц.
7. Создать отчет на основании запроса с.
8. Создать таблицу в Excel по запросу пункта «d», которая будет связана с данными из файла Access . Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.
Вариант 3. Имеются следующие данные о сдаче обучающимися сессии:
Номер зачетки
ФИО
Дата рождения
Пол
Курс
Дисциплина
Дата экзамена
Оценка
12/1 01.02.19 12/3 01.02.19 10/4 01.02.19 10/2 01.02.19 12/3 06.02.19 12/1 06.02.19 10/2 06.02.19 10/1 06.02.19 10/4 06.02.19 12/1 11.02.19 10/2 11.02.19 12/3 11.02.19 10/1 11.02.19 1. В Access создать базу данных «Экзаменационная сессия», состоящую из двух таблиц («Обучающиеся» и «Экзамены»). Состав полей каждой таблицы, типы данных, ключевые поля назначить самостоятельно. Учесть, что каждый обучающийся имеет свой номер зачетки, не должно быть дублирующих записей, один и тот же обучающийся по дисциплине может получить не более одной оценки.
2. Заполнить созданную базу имеющимися данными. Для выбора обучающегося в таблице «Экзамены» предусмотреть подстановку из таблицы «Обучающиеся».
3. Отсортировать таблицу «Экзамены» одновременно по дисциплине, оценке и обучющимуся.
4. Настроить и сохранить в виде запросов следующие фильтры: a. Данные о обучающихся 2-х второго курса b. Только сведения о обучающихся, сдавших экзамен на 4 или 5.
5. Создать и сохранить следующие запросы: a. Все данные из обеих таблиц (как в исходной таблице в начале задания) b. Данные о сдаче экзаменов с указанием даты экзамена, названия дисциплины и оценки. c. Данные о сдаче экзаменов только 1 февраля. d. Данные о возрасте обучающихся (вычисляемое поле - разность между сегодняшней датой и датой рождения, деленная на 365) с указанием ФИО, пола, курса и даты рождения. e. Количество экзаменов, сданных каждым обучающимся (с групповой операцией).
6. Создать форму для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц.
7. Создать отчет на основании запроса с.
8. Создать таблицу в Excel по запросу пункта «b», которая будет связана с данными из файла Access . Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.
Вариант 4. Учет и выдача сведений об участии обучающихся в кружках научного общества на месяц:
Код научного кружка
Название научного кружка
Руководитель кружки (ФИО - самостоятельно)
Номер группы
(самостоятел ьно)
Количество обувающихся
(самостоятель но)
Дата проведения
(самостоятель но)
Кол-во час.
01 2
02 2
03 4
04 2
05 2
06 4
07 2
08 2
09 2
01 2
06 2
1. В Access создать базу данных «Научные кружки», состоящую из двух таблиц
(«Руководитель»» и «Обучающиеся»). Состав полей каждой таблицы, типы данных, ключевые поля назначить самостоятельно. Учесть, что одинаковые кружки имеют одинаковые коды, не должно быть дублирующих записей.
2. Заполнить созданную базу имеющимися данными поля с ФИО заполнить самостоятельно. Для выбора кружка в таблице «Обучающиеся» предусмотреть подстановку из таблицы «Руководитель».
3. Отсортировать таблицу «Обучающиеся» одновременно по дате и количеству.
4. Настроить и сохранить в виде запросов следующие фильтры: a. Название кружка на букву «О» b. Количество обучающихся больше 5, больше или равно 10.
5. Создать и сохранить следующие запросы: a. Все данные из обеих таблиц (как в исходной таблице в начале задания) b. Данные о руководителях научного кружка и номере группы c. Данные о проведении научных кружков в период с 02.02.2019-28.02.2019 года d. Номера групп и количество обучающихся по кружкам каждого типа (с групповой операцией).
6. Создать форму для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц.
7. Создать отчет на основании запроса d.
8. Создать таблицу в Excel по запросу пункта «b», которая будет связана с данными из файла Access . Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.
Вариант 5. Имеются следующие данные по оплате транспортных расходов сотрудников:
Табельный номер
ФИО
Дата рождения
Пол
Отдел
Должность
Дата
Оплачено
12/1 12 01.02.19 12/3 12 01.02.19 10/4 10 01.02.19 10/2 10 01.02.19 12/3 12 02.02.19 12/1 12 02.02.19 10/2 10 02.02.19 10/1 10 02.02.19 10/4 10 02.02.19 12/1 12 03.02.19 10/2 10 03.02.19 12/3 12 03.02.19 10/1 10 03.02.19 1. В Access создать базу данных «Оплата транспортных расходов», состоящую из двух таблиц («Сотрудники» и «Оплата»). Состав полей каждой таблицы, типы данных, ключевые поля назначить самостоятельно. Учесть, что одинаковые сотрудники имеют одинаковые табельные номера, не должно быть дублирующих записей, один и тот же сотрудник за день не может получить оплату более одного раза.
2. Заполнить созданную базу имеющимися данными. Для выбора сотрудника в таблице «Оплата» предусмотреть подстановку из таблицы «Сотрудники».
3. Отсортировать таблицу «Сотрудники» одновременно по отделу и фамилии.
4. Настроить и сохранить в виде запросов следующие фильтры: a. Данные только с оплатой более 1500 b. Данные только об оплате расходов агентам.
5. Создать и сохранить следующие запросы: a. Все данные из обеих таблиц (как в исходной таблице в начале задания) b. Данные об оплате Пинчуку с указанием даты и суммы оплаты. c. Данные о сотрудниках, родившихся после 1980г. d. Данные о возрасте сотрудников (вычисляемое поле - разность между сегодняшней датой и датой рождения, деленная на 365) с указанием ФИО, отдела, должности и даты рождения. e. Суммарная оплата каждому сотруднику (с групповой операцией).
6. Создать форму для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц.
7. Создать отчет на основании запроса с.
8. Создать таблицу в Excel по запросу пункта «b», которая будет связана с данными из файла Access . Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.
Вариант 6. Имеются следующие данные о проведении занятий преподавателями:
Табельный номер
ФИО преподавателя
Должность Часовая ставка
Дисциплина
Дата занятия
Группа
Кол-во час.
12/1 150 12/1 150 12/3 120 10/4 100 10/4 100 10/2 150 10/2 150 12/1 150 12/1 150 12/1 150 12/3 120 12/3 120 12/1 150 10/4 100 10/2 150 10/2 150 1. В Access создать базу данных «Учет занятий», состоящую из двух таблиц
(«Преподаватели» и «Занятия»). Состав полей каждой таблицы, типы данных, ключевые поля назначить самостоятельно. Учесть, что у каждого преподавателя есть свой табельный номер и ведет он только одну дисциплину, не должно быть дублирующих записей, один и тот же преподаватель за день в одной и той же группе может провести только одно занятие.
2. Заполнить созданную базу имеющимися данными. Для выбора преподавателя в таблице «Занятия» предусмотреть подстановку из таблицы «Преподаватели».
3. Отсортировать таблицу «Занятия» одновременно по дате и группе.
4. Настроить и сохранить в виде запросов следующие фильтры: a. Данные только о доцентах b. Данные только о занятиях с количеством часов больше 2.
5. Создать и сохранить следующие запросы: a. Все данные из обеих таблиц (как в исходной таблице в начале задания) b. Данные о занятиях, проведенных Бондаревым, с указанием даты, группы, дисциплины и часов. c. Данные о занятиях с 1 по 3 февраля. d. Данные о стоимости занятий (вычисляемое поле - произведение часовой ставки на количество часов) с указанием ФИО, даты, группы, дисциплины и часов. e. Суммарное количество отработанных часов каждого преподавателя (с групповой операцией).
6. Создать форму для ввода, просмотра и редактирования данных таблиц.
7. Создать отчет на основании запроса с.
8. Создать таблицу в Excel по запросу пункта «b», которая будет связана с данными из файла Access . Построить по этой таблице график или сделать диаграмму, отобразить в ней название осей, задать имя диаграммы или графика.