Файл: "Физическое и психическое принуждение".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.4

Психическое принуждение и насилие

Психическое принуждение имеет ряд коллизий и разностей с психическим насилием, хоть и два этих понятия имеют схожий портрет воздействия. В уголовном праве термин “психическое насилие” не присутствует, однако встречается в Особенной части УК РФ и коррелирует с иными терминами, к одним из которых относятся угроза насилия, шантаж и тому подобные. Психическое насилие имеет в себе ряд известных в уголовно-правовой сфере форм:

1) Угроза физического насилия совместно с угрозой в будущем лишить жизни, посредством которых человек поддаётся сильному психическому давлению.

2) Угроза, направленная на повреждение либо уничтожение какого-либо имущества потенциального потерпевшего, либо повреждение имущества, а после угроза его уничтожения при несоблюдении требований, выдвигаемых принуждающими лицами.

3) Угроза разглашения нежелательных к разглашению сведений о принуждаемом лице либо аналогичных сведений об его близких. Такой расклад событий, как правило, именуется как “шантаж”.

Психическое насилие может проявляться во множестве различных действий, которыми являются, например, психическое давление с помощью повышено поставленного тона с выкриками угроз, жестами угрожающего характера и т.п.

Психическое насилие имеет в себе объективные признаки, проявляющиеся во время того, когда лицо проводит определённые действия, схожие с преступным поведением, но, как правило они косвенно исходят от другого лица – того, которое оказывает воздействие на потерпевшего с нужной долей интенсивности.

Что же касается непосредственного психического принуждения, так это перечень различных воздействий на психику человека, но в более узком смысле. Это перечень состоит из:

1) Манипулирования. Своего рода такое воздействие на человека психически, что не смотря на его реальные желания, он под этим самым воздействием выполняет иное действие, а именно – действие принуждающего (воздействующего).

2) Побуждение. Подталкивание человека на совершение какого-либо действия (бездействия) посредством предложения своеобразной награды за его совершение.

3) Психическое воздействие. Весьма обширный перечень методов принуждения, воздействующих на потенциального потерпевшего и принуждающих его совершать те или иные действия (бездействие).


Довольно часто психическое насилие находит свою реализацию через введение потенциального потерпевшего в заблуждение, запутывание его и прочие манипуляции, способствующие дезориентации жертвы. Кроме того, существуют способы, реализующиеся на чрезмерном доверии жертвы, внесении ложной информации, в которую эта жертва верит и многое другое.

Также существует метод психического воздействия, оказываемый на потенциального потерпевшего через своеобразную власть в различных формах своей реализации, которые в результате, вероятно, окажут негативные последствия в адрес личности.

Психическое воздействие, которое оказывает субъект данного воздействия может дать своеобразную характеристику последовательности или плана реализации преступного деяния, которое намерен через свою жертву осуществить преступник.

Характеристика вины психического воздействия или психического насилия таится в его умышленности, которая олицетворяется в отношении воздействующего лица к форме насилия, которую он применял.

Психическая угроза кроме объективной оценки также имеет и субъективную, которая достигается путём анализа содержания вины, которая может быть только умышленной.

1.5

Физическое принуждение и насилие

Насилие является своеобразным ответвлением от общего понятия физического принуждения и представляет собой непосредственный физический контакт с потенциальным потерпевшим, оказывающий на него воздействие, посредством которого он, если принуждение будет непреодолимым, выступит в качестве орудия преступления.

Насилие может выражаться в различных видах, например, нарушение физической неприкосновенности человека посредством нанесения последнему увечий различной степени тяжести, пытки и тому подобное. Кроме как в качестве орудия принуждения насилие также может выступать в качестве орудия подавления, и по словам австрийского специалиста в области международного права Франца фон Листа, насилие является инструментом значительной силы для разлома значительного сопротивления.

Что касается непосредственно физического принуждения, так это, как было указано ранее, это совокупность множества различным форм физического воздействия, обёрнутых в этот термин “физическое принуждение”.

В него входят как непосредственные физические контакты с жертвой через насилие, так и, своего рода, более “мягкие” методы, например, инъекции против воли потерпевшего различных препаратов, под воздействием которых человека смогут использовать в качестве своего орудия преступления.



Также, в качестве примера подобного рода воздействия можно привести стоящего на посту дежурного, в пищу которого, без его ведома, были внесены указанные выше препараты, к примеру, одурманивающие его и поспособствовавшие тому, что дежурный уснул на посту, пропустив потенциальных преступников в охраняемое место. Стоит отметить, что при данном развитии обстоятельств подвержен ответственности данный человек не будет.

Глава II. Правовой анализ физического и психического принуждения

2.1

Ответственность лица, действующего под принуждением

Теперь же следует отметить какая юридическая ответственность может быть предусмотрена для лиц, действующих под принуждением, будь то психическое либо физическое. Существует некое условие, которое в совокупности можно даже назвать правилом – если какое-либо лицо совершило преступное деяние, совершило какое бы то ни было противоправное действие либо бездействие, подвергаясь при этом принуждению и воздействию извне, то конкретно то, что он совершил, нельзя определить, как фактическое преступление, однако, такой расклад действует, как правило, в тех случаях, если воздействие извне имело в себе непреодолимый характер. Кроме того, стоит отметить, что факт воздействия не всегда исключает полную ответственность лица, находящегося под воздействием, а действует на смягчение выносимого решения при вынесении приговора, однако статья сороковая Уголовного Кодекса Российской Федерации гласит о том, что “не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Исходя из фактов, изложенных выше, во время разбирательства в делах, в которых фигурируют физическое либо психическое принуждение, суду необходимо выяснить, какое по своей сущности было принуждение: преодолимое либо непреодолимое. Например, непреодолимое принуждение может фигурировать в следующей ситуации: охранник какого бы то ни было магазина был обезврежен и связан преступниками, посему никак не мог проявить свою волю к препятствованию преступления. Если рассматривать данный пример формально, то это лицо подлежит ответственности, но факт того, что на него было оказано непреодолимое физическое принуждение, эту ответственность аннулирует. В судебной практике также нередко фигурируют случаи непреодолимого физического воздействия через пытки, имеющие в себе отдельное разбирательство, но, тем не менее, ссылающееся на аналогичные примеру выше статьи Уголовного Кодекса.


Помимо воздействия непреодолимого, о котором было написано ранее, существует воздействие преодолимое. Случаи, в которых потенциальный потерпевший действует в качестве орудия преступления под преодолимым воздействием, не являются редкими, однако при разбирательстве суд изначально оценивает действия (бездействия), совершённые жертвой как крайнюю необходимость, о которой в статье 39-ой Уголовного Кодекса Российской Федерации сказано следующее:

“1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно несоответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.”

Примером подобных обстоятельств может быть следующая ситуация:

Водитель скорой помощи, направляясь на точку, где срочно было необходимо забрать пациента во время въезда на территорию с закрытым шлагбаумом, разбил его. Однако стоит понимать, что крайняя необходимость должна соблюдать некую условность, а именно – предотвращённый вред не должен превышать нанесённый.

Таким образом, стоит закрепить, что суд, вынося свой вердикт, будет рассматривать факт того, каким являлось принуждение – преодолимым или непреодолимым. Другими словами, обстоятельства, образующие в себе возбуждённое дело, будут анализироваться рядом основных черт, исключающих или смягчающих преступность деяния, такими как: фактор интенсивности воздействия или насколько воля человека была подавлена этим воздействием, а также, что человек мог предпринять, дабы проявить свою волю и воспрепятствовать правонарушению. Если человек всё же совершил преступлением под физическим либо психическим воздействием (принуждением), то ему, конечно же, необходим адвокат, специализированный в делах подобного расклада.


Так или иначе, разбирательство в случае физического принуждения проходит в более гладкой форме и рамки, выступающие контуром данного вида принуждения более очевидны, нежели рамки психического принуждения. Вопрос при психическом принуждении стоит в более сложной манере, потому как критерии, определяющие воздействие на потенциального потерпевшего крайне прозрачны. В связи со сложностью определения этих границ приводят к тому, что исключение ответственности при противоправных действиях, совершённых потенциальным потерпевшим под воздействием психического принуждения, редко применяются в судебной практике, хоть и не смотря на такие условности, остаётся на поверхности то, что человек, на которого было оказано воздействие извне и оказано, что немало важно, успешно, был не ответственен за совершённые им действия, потому как его воля была сломлена. Психическое принуждение имеет в себе некий уникальный статус, который весьма схож с указанной ранее “крайней необходимостью” и выражается в том, что правомерностью причинённого вреда признаётся то, которое очевидно не имеет соответствия с уровнем серьёзности причиняемого вреда при воздействии, а для предотвращения этого вреда был причинён вред равный по своей характеристике, либо даже больший. Это, конечно, не уже не будет нести за собой характер полного освобождения от ответственности жертвы событий, как это обычно происходит при физическом принуждении. Такой расклад аргументируется тем, что психическое воздействие на потенциальную жертву не лишает её возможности оставаться в руководстве над своими действиями.

Так или иначе, следует иметь в виду границу между понятием крайней необходимости и непосредственным психическим принуждением, а чтобы видеть эту границу, стоит понимать, что главным разделительным характером этим двух понятий является отсутствие свободы действий потенциального потерпевшего. Другими словами, при наличии крайней необходимости жертва проявляет свою волю в сопротивлении, а во время принуждения идёт по следу развития действа.

Границы психического же принуждения можно с лёгкостью отслеживать, если учитывать, что под психическим принуждением, как правило, принято понимать различные давящие морально на человека угрозы, властно-подчинительный характер, то есть, другими словами, когда принуждающее лицо ставит себя на несколько ступеней выше, чем лицо, на которое принуждение оказывается воздействовано.