Файл: Древневосточная деспотия как форма рабовладельческих государств стран Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В трудовой сфере подтверждалось право трудящихся на создание профсоюзов, обязанность предпринимателей заключать с трудящимися коллективные договоры. Законодательно закреплялись минимальный уровень заработной платы, максимальная продолжительность рабочей недели, запрет на применение детского труда.

Реформы способствовали стабилизации экономики. Уровень жизни большинства американцев вырос, повысилась их покупательная способность, а значит, производители получили возможность сбывать больше продукции. Вместе с тем новая модель экономики приживалась с трудом. США сотрясали социальные волнения, а позже разразился новый кризис, известный как «рузвельтовская рецессия». Реформы наталкивались на ожесточённое сопротивление. Некоторые законы Рузвельту не удалось провести, поскольку Верховный суд признал их неконституционными.

Вместе с тем Рузвельт, несмотря на ряд неудач, смог сохранить высокий авторитет и переизбирался на должность президента. Он стал единственным президентом США, четырежды занявшим эту должность.

Веймарская республика в Германии. Конституция 1919 г.

В Германии в период с 1919 по 1933 гг. была установлена Веймарская республика, которая была попыткой перейти от имперского прошлого к демократической форме правления. 
Причины утверждения Веймарской республики:


  1. Сложное внутриполитическое положение в стране, которое возникли после ликвидации Германской империи;

  2. Разрушения в экономическом секторе;

  3. Потеря колоний и 10% европейских территорий;

  4. Сокращение армии до минимальных размеров;

  5. Неустойчивое положение населения;

  6. Усталость от войны. 


В таких условиях в Веймаре было открыто заседание Национального собрания. В то время по всей стране происходили забастовки, активизировались выступления левых независимых сил и коммунистической партии.
Основные положения Конституции:


  1. Новое государственное деление Германии на пятнадцать земель и три независимых города;

  2. Установлен восьмичасовой рабочий день;

  3. Немцы получили право выбора, в том числе и представителей в государственные органы власти;

  4. Упрощен намного рабочий режим;

  5. Новая Конституция узаконила основные результаты итоги Ноябрьского восстания, была ориентирована на то, чтобы Германия стала демократическим государством.



Ключевые моменты политической жизни государства в указанный период: 


  1. Отсутствие согласия между партиями, правительством и президентом, что постоянно провоцировало углубление кризиса;

  2. Правительство отказалось выплачивать репарации, поскольку они были непосильными для страны. Из-за этого Бельгия и Франция оккупировали большую часть Рурского угольного бассейна;

  3. Возникновение центробежных тенденций, которые угрожали целостность Германии;

  4. Активизировалась Коммунистическая партия Германии, которая готовила восстания в республике. Но революция не удалась, после чего коммунисты стали постепенно терять свое влияние в Германии;

  5. Серьезные проблемы правительству причиняли радикалы, которые сформировали Национал-демократическую немецкую рабочую партию.

Государственный механизм нацистской диктатуры в Германии

30 января 1933 г. фашисты законным путем становятся у власти. Начинается изменение политической системы общества. Этот процесс прошел в два этапа: фашизация государственного аппарата и милитариза­ция страны.

Поджог рейхстага 22 февраля 1933 г. явился поводом к тому, что в начале лета 1933 г. были ликвидированы все оппозиционные на­ционал-социалистам партии и союзы, а создание новых партий бы­ло запрещено.

Произошло слияние партийного и государственного руково­дства с провозглашением НСДАП неотделимой от государства «но­сительницей германской государственной мысли».

Местное самоуправление было ликвидировано.

Были расширены полномочия полиции, созданы совершенно новые органы и подразделения.

Была восстановлена всеобщая воинская повинность, создаются мощнейшие армия, флот и авиация. Разрабатывается четырехлет­ний план перевооружения германской армии.

Так был создан «Третий рейх».

Крах фашистской диктатуры в Германии. Образование ФРГ и ГДР

После победы над фашистской Германией в ходе второй мировой войны было принято решение образовать Союзный контрольный совет.

Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим и принять меры:

  1. Распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать Генеральный штаб германской армии;

  2. Арестовать военных преступников;

  3. Очистить немецкий государственный аппарат от военных преступников;

  4. Ликвидировать военно-экономический потенциал Германии;

  5. Восстановить действие демократических институтов в Германии.



Территория Германии была разделена на четыре оккупационные зоны (американскую, советскую, британскую и французскую).

Произошло разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики.

В советской оккупационной зоне была провозглашена независимость Германской Демократической Республики (ГДР).

Государственный механизм 4 республики во Франции
Получив на выборах в Учредительное собрание наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности. 

Конституция расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглашение "социального государства", в котором права собственника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами. 

По форме правления Франция являлась парламентарной республикой. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, объявления войны. Собрание должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности.

Конституция сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата — Совет республики — была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Он был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.).


Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства.

Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Нарастало недовольство государственным режимом Четвертой республики.

Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене Пятой республикой.

Государственный механизм 5 республики во Франции

  • Генерал де Голль в этой конструкции политической системы стал своего рода «парламентским монархом»;

  • Де Голль, его команда и большая часть общества хотели возвращения к республиканским идеалам;

  • Двойственный характер модернизации – одновременно дирижистский и либеральный.


В годы войны де Голль придерживается дирижистской концепции управления экономикой, необходимой, по его мнению, для вывода страны из послевоенной разрухи. 3 января 1946 года принимается первый Экономический план, фиксирующий главные экономические цели и способы их достижения.

Вплоть до 1956 года Франция пользовалась внешнеэкономической поддержкой со стороны США.

Возвращение де Голля в политику в 1958 году, принятие в том же году конституции Пятой республики и референдум, одобривший процедуру выборов президента всеобщим голосованием, обеспечили радикальное изменение политической системы Франции. Разделение властей, отстаиваемое де Голлем, предполагало резкое увеличение роли президента в политическом раскладе сил, в том числе и устранение традиционной «диархии» президента и премьер-министра. После 1962 года президент республики становится непосредственным олицетворением государства, власть которого исходит от волеизъявления граждан. Парламент был ограничен в возможностях контролировать исполнительную власть.

«Демократический союз труда» сумел стать реальной партией власти, аккумулировавшей позитивный модернизационный образ, транслировавшийся на всю Францию. В результате к 1968 году партия со своими союзниками собирает до 46% голосов, приближаясь к абсолютному большинству мест в парламенте. Все это на несколько лет обеспечило слаженную работу всех ветвей власти.