Файл: Древневосточная деспотия как форма рабовладельческих государств стран Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Древневосточная деспотия как форма рабовладельческих государств стран Древнего Востока

В ходе становления империй в районах древневосточных цивилизаций сложилась своеобразная форма государственного правления — ​восточная деспотия, при которой во главе страны стоял правитель с неограниченной властью. Правитель считался собственником всей земли в стране.

Основой Восточного деспотизма являлась бесконтрольности администрации, которая управляла всем обществом, включая и экономику.
Можно выделить общие черты, характеризующие восточную деспотию как особую форму правления и политический режим:
1. Неограниченные полномочия наследственного монарха, концентрация в его руках всей полноты светской и религиозной власти, имеющая результатом обожествление правителя;

2. Наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата;

3. Четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств:

  • общественных работ, от которого зависело само существование древневосточных обществ;

  • военное, которое обеспечивало не только внешнюю защиту, но и поставку рабочей силы в виде пленников рабов;

  • финансовое, которое обеспечивало содержание государственного аппарата и давало средства для организации общественных работ;

4. Тотальный контроль государства над подданными, подавление личности, которые делали даже формально свободного человека рабом, освещенного верой традиционного порядка.

2. Древний Вавилон: общество, государство, право
История Вавилона прошла несколько периодов:

1) Старовавилонское царство (1894 – 1518 гг. до н.э.);

2) Касситский период (1518 – 1204 гг. до н.э.);

3) Период политического ослабления Вавилонии (1204 – 626 гг. до н.э.);

4) Нововавилонское царство (626 – 538 гг. до н.э.).
Население Вавилона было разделено на четкие социальные группы: свободных и рабов.

К свободным общинникам относились полноправные авилум (мужи) и неполноправные мушкенум (покорные).

Вардум (рабы) были собственностью хозяина, хотя могли иметь семью и имущество. При этом после смерти раба имущество делилось поровну между его детьми и бывшим хозяином.

Государственный строй Вавилонии представлял собой типичную деспотическую монархию. Важную роль в бюрократическом аппарате выполняли
управитель дворца (нубанда), чиновник. Значительными полномочиями обладали жрецы и военноначальники.

Купля-продажа земельного участка воина была строго запрещена. Взрослый сын воина сохранял за собой участок отца, только если сам становился воином. На местном уровне управление осуществлялось царскими наместниками, правителями областей и главами родоплеменных общин (рабианум). Основными их функциями была организация работ населения в пользу царя, полицейские и судебные функции.

Основным источником Вавилонского права являлись Законы царя Хаммурапи.

Положения права собственности занимают значительный объем. При заключении сделки были обязательны свидетели. Особое внимание уделялось договору займа.

Нормы семейного права говорят о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых считались свободными. Брачный возраст формально определен не был. Приданое жены принадлежало детям.

В области уголовного права Законы закрепляли очень строгие наказания, повсеместно встречаются слова «смерть» и «убить». Вина никакой роли не играла, важен был объективный вред.

Что касается судебного процесса, то дело возбуждалось только по инициативе частного лица. Писец докладывал суду заявление и ответы сторон (истца, ответчика). Судья оценивал доказательства, выслушивал стороны. В случае необходимости применялись ордалии (испытание божьим судом). Судебное решение выдавалось на табличке с печатью. Пересмотреть дело мог только царь.

3. Древняя Индия: общество, государство, право

Общественный строй
Существовали следующие варны (сословия):

  1. Брахманы (жреческая аристократия) их основным занятием являлось изучение священных книг, исполнение судебных, управленческих и законотворческих функций; в повседневной жизни брахманы носили белые одежды и могли пользоваться всем, что видят и что пожелают;

  2. Кшатрии (светская аристократия, цари, военачальники) считались вышедшими из рук Брахмы, носили одежды красного цвета;

  3. Вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) были сотворены из бедер божества, одевались в желтый и синий цвета;

  4. Шудры (отступники, изгои – обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на свободу рабы)

  5. Даса (рабы) не входили в состав сельской общины. Они не являлись основной производительной силой, поэтому обладали определенными правами. Раб мог иметь семью, наследовать имущество после отца, требовать освобождение за плату.



Государственный строй
Вся государственная власть принадлежала радже (царю), а государственный аппарат состоял из высших сановников и их доверенных лиц и надзирателей. Централизованный государственный аппарат возглавлялся царем, при котором имелся высший совет (мантрипаришад). В него входил главный советник, главнокомандующий, главный судебный чиновник, верховный придворный жрец, советник по религиозным вопросам.

Государство делилось на провинции, области, поселения, во главе которых стояли государственные чиновники с полицейско-судебными полномочиями.

Империя была разделена на Западную и Восточную части.

Что касается имущественного права, то в положениях о собственности (общинной, частной, царской и храмовой) законы категорично перечисляют имеющиеся единственно легитимные способы приобретения имущества:

– для всех каст – наследование, дарение или находка;

– для кшатриев – покупка и завоевание;

– для вайшьев – ростовщичество и исполнение работы;

– для брахманов – приношение.
Приобретение вещи признавалась законным только в случае приобретения ее у собеседника. Украденная вещь в любом случае возвращалась прежнему владельцу.

Обязательственное право рассматривало ряд распространенных договоров (купли-продажи, займа, найма, аренды, дарения, перевозки и др.).

Положения брачно-семейного права закрепляли традиционный патриархальный уклад. Имущество находилось в полном распоряжении главы семьи, который мог наказывать своих домашних. Межкастовые браки запрещались. Женщина находилась в безусловном подчинение, причем закон предписывает никогда не оставлять ее без опеки со стороны мужчин.

Наследственное право допускало только передачу имущества по закону, завещания не принималось. По закону имущество отца делилось между его сыновьями, дочери получали только приданое.

В сфере уголовного права законы закрепляли неравноправность и суровость наказания.

Судебный процесс носил состязательный характер.

Возникновение государства в Афинах (реформы Солона и Клисфена)

Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики. Население в Афинах делилось на
свободных и рабов. К первой категории относились эвпатриды (родовая земельная аристократия) и демос (геоморы — крестьяне и демиурги — ремесленники). Отдельно стояли довольно многочисленные, но неполноправные иностранцы (метеки).

Основными властными институтами в архаическую эпоху были:

– коллегия архонтов;

– ареопаг (собрание аристократии);

– экклесия (народное собрание).
Реформы Солона:

1. Были ликвидированы долговые обязательства и долговое рабство (сейсахтейя) с аннулированием поземельных долгов, частичным пределом земельного фонда, отменой долговой кабалы, выкупом проданных в рабство граждан, установлением свободы завещания.

2. Была проведена цензовая реформа, т.е. разделение всех граждан вне зависимости от их происхождения на четыре разряда (по размеру годового дохода):

– в первый разряд были включены граждане, чей годовой доход составлял 500 медимнов. Они имели право избрания на высшие государственные и командные должности стратега, архонта, казначея;

второй разряд (всадники), образовали граждане, имеющие годовой доход 300 медимнов. Они имели право избрания во все выборные должности в войске;

– в третий разряд (зевгиты) вошло большинство населения, чей годовой доход был от 200 до 300 медимнов. Они имели право на замещение низших городских должностей;

четвертый разряд (феты) составили те, кто имел доход не более 200 медимнов. Они могли участвовать в экклесии и гелиэе, поступать в легко вооруженную пехоту и в экипажи боевых кораблей.
3. Наряду с ареопагом был создан Совет четырехсот (булэ) из

представителей четырех родовых фил.

4. Произошло возрождение значения народного собрания — экклесии.

5. Был создан суд присяжных (гелиэя).

6. Создание коллегий судей - гелиэи

Реформы Солона не смогли сгладить противоречия между отдельными социальными слоями, поэтому в последующем отдельными государственными деятелями были проведены некоторые серьезные реформы.
Реформы Клисфена:

1. Вводилось территориальное разделение населения.


2. Совет пятисот (булэ) стал избираться на территориальной основе.

3. Метеки получили гражданские права.

Государственное устройство Афинской рабовладельческой демократии в V-IV вв. до н. э.

Высшими органами государства были народное собрание, Совет пятисот и гелиэя. В Афинах впервые наблюдались элементы характерного для демократии разделения властей, формировалась важная для функционирования демократии система сдержек и противовесов.

Афинское народное собрание (эклессия) являлось законодательным органом, избирало должностных лиц, участвовало в осуществлении судебной власти.

В работе эклессии, собиравшейся 40 раз в год, мог участвовать любой гражданин с 20 лет.

В Совете пятисот (булэ) заседали лица с 30 лет.

Одним из самых демократических учреждений Афин был суд присяжных (гелиэя).

Коллегия десяти стратегов осуществляла командование вооруженными силами.

Кроме того, все еще действовали потерявшие свое ведущее значение ареопаг и коллегия архонтов. К концу классического периода появились признаки вырождения демократии и превращения ее в «власть толпы».

Общественный и государственный строй Древнего Рима в Царский период

Царский период длился от основания Рима и до изгнания последнего царя Тарквиния Гордого и характеризовался постепенным разложением родового строя. Традиционно этот период называют военной демократией.

Царская власть была довольно обширной. Римский сенат, формировавшийся из старейшин 300 римских родов, являлся высшим органом государственной власти царского и республиканского периодов. Народные собрания (куриальные комиции) состояли из всех дееспособных римских граждан и являлись самыми главными законодательными органами.

Государственный строй Рима в царский период – это полисная монархия с сохранением институтов родовой организации. Усилению единовластия царя, который стремился концентрировать в своих руках высшую законодательную, препятствовала родовая знать.

Общественный и государственный строй Римской республики

Период республики - период интенсивного развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения.

Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.