ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Понятие «цивилизация»
-
Эволюция понятия “цивилизация”. -
Проблема классификации цивилизаций. -
Основные признаки цивилизации. -
Подходы к соотнесенности различных культур.
-
Понятие “цивилизация” происходит от латинского слова civilis, что обозна- чает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом маркизомдеМирабо(1715–1789) в работе
«Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран.
Французский философ ПольАнриГольбах(1723–1789) связывает цивилизацию с теорией прогресса и рассматривает ее как стадию всемирно- исторического процесса, противопоставленную «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости. К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму(1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.
В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка ФрансуаГизо(1787–1874). Гизо в своей работе «ИсторияцивилизацииФранции» стремится разрешить противоречие между прогрессом всего человечества и разнообразием ис- торико-этнографического материала. Им закладываются основы «этно-исторической концепции цивилизации». Ученый считал, что существуют одновременные и
«локальные»цивилизациии цивилизациякакпрогрессчеловеческогообщества.
В конец XIX – начале XX в. термины цивилизации и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.
На протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации: цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры; уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; ступень общественного развития следующая за варварством; цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.
Современные исследователи считают, что понятия цивилизация и культура близкие. Под культуройследует понимать комплекс материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включая образ жизни и правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций, верований. Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация.
Цивилизация– общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратифиация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др. В целом, современными исследователями цивилизация рассматривается как внешний по отношению к человеку мир. А культура – как символ внутреннего достояния, духовный код. Это понимание лежит в основании цивилизационного и культурологического подходов.
-
Существуют различные подходы в решении данной проблемы. Если обратиться к авторитетным в данной области исследователям – А. Тойнби,М. Веберу,С. Хантингтону, то ими выделяются в качестве первоосновыцивилизаций религия. Считается, что существует три семейства религий, сформи- ровавших соответствующие “культурные матрицы”: семитическая (иудаизм, христианство, ислам); индийская (индуизм, буддизм); синическая (конфуцианство, даосизм). На базе этих религиозно-философских систем и происходит формиро- вание четырех коолиций культур: западныйхристианскиймир, исламскиймир, индуистско-буддистскиймирЮжнойАзии, конфуцианско-буддистскиймирДальнегоВостока.
Широко распространено деление цивилизаций по регионально-хронологическомупризнаку. В данном случае выделяются: западноевропейскаяхристианскаяцивилизацияэпохисредневековья,православно-христианскаяцивилизацияЮго-Восточной Европыв новоевремяи т.п.
Использование системногоподходапозволяет подразделить цивилизации на:
формирующиеся,зрелые,стареющие,реликтовые,исчезнувшие.
Принятие за первооснову природногофактора, дает возможность подразделения цивилизаций на: речные (древнеегипетская, шумерская), нагорные(хеттская, андская, мексиканская), архипелагического типа (минойская, эллинская, дальневосточная), континентальные(китайская, индская, православно- христианская в России), лесную(майя).
-
В процессе определения времени перехода от архаики к цивилизации встает вопрос обозначения основных признаков, в соответствии с которыми древнейшие формирования получают статус цивилизации. Значительный вклад в развитие данного вопроса внес английский археолог ГордонЧайлд, который выделил 10 основных признаков цивилизации: появление государства; появление классов;
наследственная собственность на землю; налоговая система; развитие торговли; появление ремесленников, специалистов; письменность; появление городов; мо- нументальные сооружения; зачатки искусства и науки.
В конце 50-х гг. ХХ в. в процессе научной дискуссии, посвященной вопросам цивилизации, был поднят вопрос о сокращении перечисленных признаков в более общие. Из списка Чайлда были выделены
три основные характеристики цивилизации: появление городов; появление письменности; появление монумен-тальных сооружений.
-
Европоцентризм– культурологическая и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущей ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми противопоставили себя Востоку древние греки. В ХХ в. наступил кризис европоцентризма. Вместе с тем идея европоцентризма развивается и в настоящее время (концепция «модернизации мира»).
Американоцентризм– разновидность европоцентризма, рассматривает Америку как модель новой культуры.
Афроцентризм – мировоззренческая установка, направленная на возвышение африканской культуры. Представители этой установки акцентируют внимание на том, что представители белой расы распространили свой контроль над значительными частями земли сравнительно недавно – 300–400 лет назад. Афроцентристами используются труды американского идеолога Э. Блайденаи Л. Фробениуса. Основная роль принадлежит Л.С. Сенгору, философу, поэту из Сенегала, изложившему свои положения в работах: «Духцивилизацииизаконыафриканскойкультуры»,«Негроафриканскаяэстетика».
В понимании соотнесенности различных культур присутствует и понимание равенства культур – эгалитаризм. Идею равенства всех культур обосновывали Н.Я. Данилевский,О. Шпенглер,В. Шубарт,К. Леви-Стросс. С точки зрения эгалитаризма, все культуры равны. Чем
более развиты формы общения между культурами, тем больше оснований для прогресса.