Файл: Понятие цивилизация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Понятие «цивилизация»

  1. Эволюция понятия “цивилизация”.

  2. Проблема классификации цивилизаций.

  3. Основные признаки цивилизации.

  4. Подходы к соотнесенности различных культур.




  1. Понятие “цивилизация” происходит от латинского слова civilis, что обозна- чает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом маркизомдеМирабо(1715–1789) в работе

«Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран.

Французский философ ПольАнриГольбах(1723–1789) связывает цивилизацию с теорией прогресса и рассматривает ее как стадию всемирно- исторического процесса, противопоставленную «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости. К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму(1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.

В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка ФрансуаГизо(1787–1874). Гизо в своей работе «ИсторияцивилизацииФранции» стремится разрешить противоречие между прогрессом всего человечества и разнообразием ис- торико-этнографического материала. Им закладываются основы «этно-исторической концепции цивилизации». Ученый считал, что существуют одновременные и

«локальные»цивилизациии цивилизациякакпрогрессчеловеческогообщества.

В конец XIX начале XX в. термины цивилизации и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.

На протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации: цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры; уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; ступень общественного развития следующая за варварством; цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.


Современные исследователи считают, что понятия цивилизация и культура близкие. Под культуройследует понимать комплекс материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включая образ жизни и правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций, верований. Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация.

Цивилизация общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратифиация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др. В целом, современными исследователями цивилизация рассматривается как внешний по отношению к человеку мир. А культура – как символ внутреннего достояния, духовный код. Это понимание лежит в основании цивилизационного и культурологического подходов.

  1. Существуют различные подходы в решении данной проблемы. Если обратиться к авторитетным в данной области исследователям – А. Тойнби,М. Веберу,С. Хантингтону, то ими выделяются в качестве первоосновыцивилизаций религия. Считается, что существует три семейства религий, сформи- ровавших соответствующие “культурные матрицы”: семитическая (иудаизм, христианство, ислам); индийская (индуизм, буддизм); синическая (конфуцианство, даосизм). На базе этих религиозно-философских систем и происходит формиро- вание четырех коолиций культур: западныйхристианскиймир, исламскиймир, индуистско-буддистскиймирЮжнойАзии, конфуцианско-буддистскиймирДальнегоВостока.


Широко распространено деление цивилизаций по регионально-хронологическомупризнаку. В данном случае выделяются: западноевропейскаяхристианскаяцивилизацияэпохисредневековья,православно-христианскаяцивилизацияЮго-Восточной Европыв новоевремяи т.п.

Использование системногоподходапозволяет подразделить цивилизации на:

формирующиеся,зрелые,стареющие,реликтовые,исчезнувшие.

Принятие за первооснову природногофактора, дает возможность подразделения цивилизаций на: речные (древнеегипетская, шумерская), нагорные(хеттская, андская, мексиканская), архипелагического типа (минойская, эллинская, дальневосточная), континентальные(китайская, индская, православно- христианская в России), лесную(майя).

  1. В процессе определения времени перехода от архаики к цивилизации встает вопрос обозначения основных признаков, в соответствии с которыми древнейшие формирования получают статус цивилизации. Значительный вклад в развитие данного вопроса внес английский археолог ГордонЧайлд, который выделил 10 основных признаков цивилизации: появление государства; появление классов;

наследственная собственность на землю; налоговая система; развитие торговли; появление ремесленников, специалистов; письменность; появление городов; мо- нументальные сооружения; зачатки искусства и науки.

В конце 50-х гг. ХХ в. в процессе научной дискуссии, посвященной вопросам цивилизации, был поднят вопрос о сокращении перечисленных признаков в более общие. Из списка Чайлда были выделены
три основные характеристики цивилизации: появление городов; появление письменности; появление монумен-тальных сооружений.

  1. Европоцентризм культурологическая и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущей ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми противопоставили себя Востоку древние греки. В ХХ в. наступил кризис европоцентризма. Вместе с тем идея европоцентризма развивается и в настоящее время (концепция «модернизации мира»).

Американоцентризм разновидность европоцентризма, рассматривает Америку как модель новой культуры.

Афроцентризм – мировоззренческая установка, направленная на возвышение африканской культуры. Представители этой установки акцентируют внимание на том, что представители белой расы распространили свой контроль над значительными частями земли сравнительно недавно 300–400 лет назад. Афроцентристами используются труды американского идеолога Э. Блайденаи Л. Фробениуса. Основная роль принадлежит Л.С. Сенгору, философу, поэту из Сенегала, изложившему свои положения в работах: «Духцивилизацииизаконыафриканскойкультуры»,«Негроафриканскаяэстетика».

В понимании соотнесенности различных культур присутствует и понимание равенства культур эгалитаризм. Идею равенства всех культур обосновывали Н.Я. Данилевский,О. Шпенглер,В. Шубарт,К. Леви-Стросс. С точки зрения эгалитаризма, все культуры равны. Чем
более развиты формы общения между культурами, тем больше оснований для прогресса.