Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 936
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы на контрольные вопросы
экзамена по дисциплине
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Раздел 1. Общие основы теории и методики физической культуры
-
Теория и методика физической культуры как наука.
Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономерностей биологии и развивается на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались "попутно", в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной "педагогики" постепенно, по мере исторического развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.
На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых теоретических знаний.
Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и сложной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук - философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опирается на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физической культуры.
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.
В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).
Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества. Она изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества. Ее задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию. Однако это только одна сторона дела. Вторая заключается в том, что теория физической культуры вооружает специалистов знаниями методики использования средств для практической деятельности. Первая сторона относится преимущественно к теории физической культуры как науки, вторая - к учебному предмету "Теория и методика физической культуры".
Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нравственным, умственным, трудовым, эстетическим).
-
Приоритетные направления научных исследований в области физической культуры и спорта.
Направление представляет собой область исследовательской деятельности, круг научно-практических интересов специалистов физического воспитания и физической подготовки.
В своей совокупности направления охватывают широкий круг проблем, вытекающих из требований научно-технического прогресса вообще и практики физического воспитания и физической подготовки в армии и на флоте.
Направления научно-исследовательской работы тесно связаны со всеми структурными единицами системы физической культуры: физическое воспитание, спорт, физическая подготовка, физическая рекреация, физическая (двигательная) реабилитация, оздоровительная и адаптивная физическая культура.
В каждом из перечисленных видов физкультурно-спортивной деятельности направлением научных исследований может стать совершенствование системы управления в спорте, физической подготовке военнослужащих, в структуре подготовки физкультурных кадров; в вопросах изыскания путей максимально эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; в повышении эффективности планирования; дальнейшей научной разработке системы контроля, в том числе проверки и оценки в совершенствовании организационной структуры управления государственными и общественными физкультурно-спортивными организациями и объединениями; в оптимизации профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта.
Важным направлением может быть поиск путей повышения спортивной и профессиональной работоспособности различных категорий населения, укрепления их здоровья, приобщения к здоровому образу жизни; формирования у лиц с ограниченными возможностями качеств и способностей, позволяющих в той или иной мере компенсировать поврежденные функции за счет применения специально направленных занятий физическими упражнениями.
Значительный круг исследований может быть связан с разработкой средств и методов развития физических качеств, двигательных способностей, воспитания нравственных и морально-волевых качеств, психических свойств личности.
Десятки разнообразных направлений могут быть разработаны для совершенствования средств, методов, организационных форм в системе спортивной тренировки и подготовки спортсменов различных возрастов в различных видах спорта.
-
Виды физической культуры (характеристика, специфика, назначение).
С категорией «физическая культура» тесно связаны такие понятия как «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «физическая (двигательная) реабилитация», «физическая подготовка», «адаптивная физическая культура».
Термин «физическое воспитание» у разных авторов имеет различное толкование.
В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических качеств (двигательных способностей и непосредственно с ним связанных природных свойств человека). Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления собственными движениями, т.е. приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Суть же второй стороны физического воспитания состоит, прежде всего, в целесообразном воздействии на организм человека физических упражнений с целью развития физических качеств (двигательных способностей), обеспечивающих его двигательные действия в процессе жизнедеятельности.
Таким образом, физическое воспитание – специально организованный и управляемый педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям и развитие физических качеств человека. Физическое воспитание совместно с трудовым (воинским), нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности. В настоящее время ряд ученых и педагогов отождествляют физическое воспитание с физическим образованием.
Понятие «спорт», как правило, представляет собой особую форму реализации человеческих возможностей, позволяющую максимально наглядно оценить те или иные двигательные способности людей в специально созданных для этой цели условиях или виде деятельности.
Такого рода деятельность исторически формировалась преимущественно в виде состязаний, направленных на демонстрацию достижений в определенном упражнении, двигательном действии. Обязательными атрибутами и условиями этой деятельности являются: подготовка к состязаниям; унификация состава действий, посредством которых допустимо вести соревнования; стандартизация правил состязаний и регламентация условий, в которых они проводятся, а также порядка проведения соревнующихся и другие черты, определяемые необходимостью так упорядочить соревнование, чтобы можно было объективно выявить, сравнить и оценить реальные возможности соревнующихся и, в первую очередь, их физические кондиции и волевые качества.
Таким образом, спорт – это специально организованный и управляемый процесс, направленный на подготовку человека к соревнованиям с целью более полного развития и проявления им физических сил, нравственных и волевых качеств.
Физическая рекреация – специально организованный и управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, профилактику утомления, развлечение.
Физическая рекреация проводится, как правило, в свободное время или во время перерыва в работе, учебе и других видах деятельности. Она тесно связана с физическим воспитанием, спортом и другими формами занятий физическими упражнениями.
Физическая (двигательная) реабилитация – специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникших после пребывания в экстремальных условиях. Это так называемая лечебная физическая культура (ЛФК). Она проводится в больницах, госпиталях, санаториях, профилакториях, домах отдыха и т.д. с учетом возраста занимающихся, характера их заболеваний и индивидуальных особенностей организма.
Адаптивная физическая культура - специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на формирование у лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) качеств и способностей, в той или иной мере компенсирующих повреждённые функции.