Файл: 1. Стафилококки. Лабораторная диагностика стафилококковой инфекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Посев материала для получения культуры производят на твёрдые или полужидкие питательные среды, содержащие сыворотку, кровь или асцитическую жидкость. Культуры инкубируют в течение 18-24 ч. при 37°С в сосуде со свечой или специальном термостате с повышенным содержанием (8-10%) СО2.

Оксидаза-положительные колонии предположительно рассматривают как принадлежащие к видам Neisseria. 

Наличие в культуре Neisseria meningifidis подтверждают образованием уксусной кислоты при ферментации глюкозы и мальтозы (но не лактозы, сахарозы и фруктозы).

Принадлежность к серогруппам определяют серологически (РА).

Профилактика и лечение. Для специфической профилактики используют менингококковую химическую вакцину (из ПС АГ серогрупп А и С), эффективна при иммунизации людей в коллективах, где широко распространено носительство менингококков этих серогрупп.

Препарат выбора - бензилпенициллин, также эффективны полусинтетические пенициллины (ампициллин, оксациллин). Более оптимально назначение антибиотиков в сочетании с диуретиками. При непереносимости пенициллинов назначают левомицетин или рифампицин. Антимикробную терапию следует сочетать с симптоматическими средствами, корригирующими водно-солевой и кислотно-щелочной баланс, а также с седативными средствами и глюкокортикоидами.



36. Лептоспиры. Лабораторная диагностика лептоспирозов.

Семейство Spirochaetaceae – патогенны 3 рода:

Treponema (возбудитель сифилиса – Т. pallidum, фрамбезии – Т. pallidum subsp. tenue, пинты – Т.carateum);

Borrelia (возбудитель эпидемического возвратного тифа – В. recurrentis, клещевого возвратного тифа – В. persica, В. hispanisa и др.)

Leptospira семейства Leptospiraceae (возбудитель лептоспироза – L. interrogans).

Спирохеты имеют штопорообразную извитую форму. Они отличаются друг от друга характером и числом завитков, длиной клеток, а также другими морфологическими и физиологическими признаками.

Все спирохеты Гр–. Большая их часть – свободно живущие микроорганизмы, в организме человека обитают как сапрофиты, патогенны немногие.

Лептоспиры имеют сигмообразную или С–образную форму, нередко с крючками на концах, около двух десятков мелких завитков. Длина их 6–20 мкм, а поперечник часто меньше разрешающей силы оптического микроскопа (0,2 мкм), поэтому лептоспиры предпочтительнее изучать в темнопольном микроскопе. По Романовскому – Гимзе окрашиваются в розовый цвет.


АГ. Лептоспиры делятся на серогруппы и серовары. Каждая серогруппа имеет свое название (!). Серогрупп 18, сероваров более 160. Аг-структуру лептосип изучают в реакции агглютинации с адсорбированными сывворотками, реакция агглютинации сопровождается лизисом.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ. В нестерильной воде и в гниющем орг. материале остаются жизнеспособными в течение нескольких дней. При высыхании, кипячении и воздействии обычных концентраций дез. средств очень быстро гибнут.

ПАТОГЕНЕЗ. В организм проникают через слизистые оболочки и поврежденную кожу, первичного аффекта при этом не образуется. Через лимф. пути возбудитель проникает в кровь, а затем в паренхиматозные органы. Пораджение печени – характерно для лептоспироза (от легких, выявляемых только биологическими пробами, до тяжелых, с развитием гепатита). Могут поражаться почки, в моче длительное время обнаруживаются лептоспиры. Болезнь протекает волнообразно.

ИММУНИТЕТ. После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет, связанный с образованием антител.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА. Используют микроскопический, бактериологический, серологический и биологический методы.

Микроскопию клин. материала проводят в темном поле. Обнаружить лептоспиры с помощью микроскопии не всегда возможно. Бактериологический метод: засев крови больного в несколько пробирок с питательной средой.  Рост отмечается на 5-7 день и позже. С 7-8 дня возможно выделение культуры из мочи больного. Одновременно с посевом на питательные среды заражают чувствительное животное.

На 2 неделе заболевания  кровь больного  исследуют на наличие в ней антител, для чего применяют реакцию агглютинации-лизиса. Диагностический титр антител 1:100-1:200. В сомнительных случаях повторное определение титра АТ с целью выявления его нарастания. У больных титры агглютининов достигают больших величин и могут сохраняться несколько лет.

ЛЕЧЕНИЕ. Антибиотики. Специфический поливалентный иммуноглобулин, содержащий АТ к наиболее распространенным сероварам лептоспир.



32. Возбудитель сибирской язвы. Лабораторная диагностика сибирской язвы.



В 1786-88 гг. в России, на Урале были большие эпидемии заболевания, которое назвали «Сибирская язва». Другое название – антракс (углевик, карбункул) и наименование возбудителя В. anthracis происходит от характерного вида гнойно-воспалительного очага на коже, в центре которого образуется черный струп, похожий на уголь.

По классификации: род Bacillus семейства Bacillaceae.

Морфология, физиология. В. anthracis – Гр+, крупная, толстая, неподвижная палочка. Также легко окрашивается анилиновыми красителями. Вне организма, в присутствии кислорода и при температуре 12-24°С образует овальные споры, не превышающие диаметр микробной клетки и расположенные центрально. В живом организме и в невскрытых трупах споры не образует, что обусловлено отсутствием свободного кислорода. Споры отличает высокая устойчивость к внешним воздействиям: в воде сохраняются до 10 лет, в почве - до 30 лет.

В организме животных и человека, на питательных средах, содержащих кровь или сыворотку, сибиреязвенные бациллы образуют капсулу. В окрашенных препаратах бациллы, расположенные цепочками, выглядят обрубленными на концах, так что их цепи похожи на бамбуковую трость.

Возбудитель сибирской язвы – аэроб или факультативный анаэроб. Хорошо размножаются на простых питательных средах, можно даже выращивать на сыром или варёном картофеле, настое соломы, экстрактах злаков и бобовых. Температурный оптимум на агаре 35-36°С, на бульоне 32-33°С.

На поверхности агара через сутки образуются крупные шероховатые колонии с неровными краями, серебристо-серого цвета, зернистые, с отходящими от краев пучками напоминающие львиную гриву. Рост в бульоне характеризуется появлением белых хлопьев, оседающих на дно пробирки, а сам бульон при этом остается прозрачным. При посеве уколом в столбик желатина растёт в виде опрокинутой «елочки».

БХ. Разжижают желатин, гидролизуют крахмал, разлагают ряд углеводов (глюкозу, мальтозу и др.), восстанавливают нитраты. На питательном агаре с пенициллином наблюдается превращение бактерий в протопласты в виде отдельных шаров, расположенных цепью – феномен «жемчужного ожерелья».

АГ. Имеют видовой АГ белковой природы, расположенный в капсуле, и групповой или соматический, полисахаридной природы, локализованный в клеточной стенке микроорганизма. Соматический АГ термостабилен, не разрушается при кипячении. Это свойство используется при постановке реакции термопреципитации по Асколи, которой выявляют сибиреязвенные АГы в различных материалах (трупах, коже, шерсти животных) – искомый АГ извлекают экстракцией при кипячении.


Экология и распространение. В естественных условиях сибирской язвой болеют животные: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, олени, верблюды. Они заражаются алиментарным путем, поглощая вместе с кормами споры возбудителя. Патологический процесс развивается в кишечнике.

Сибирская язва – антропозоонозное заболевание. Человек заражается от больных животных при непосредственном контакте, а также через инфицированные предметы, изделия из зараженного сырья (меховые, кожаные, изделия из шерсти, щетины), мясо больных животных. Возможен перенос возбудителя кровососущими насекомыми (слепнями, мухами-жигалками).

В окружающей среде, главным образом в почве, куда попадает возбудитель с испражнениями, мочой больных или трупами животных, сибиреязвенные палочки образуют эндоспоры. Они отличаются особенной стойкостью: в почве могут сохранять жизнедеятельность десятилетиями, дезинфицирующие вещества убивают споры только через несколько часов действия. Споры термоустойчивы и выдерживают даже кипячение в течение 15–20 мин. Вегетативные формы обладают обычной для бактерий устойчивостью – гибнут при 60°С – за 15 мин, при кипячении – мгновенно.

Патогенность и патогенез. Сибиреязвенные бациллы образуют токсин, секретируемый в среду, где размножаются микроорганизмы. Он состоит из трех компонентов:

I – «отечный фактор», вызывающий дермонекротическую реакцию у морских свинок,

II –летальный токсин («мышиный» токсин) вызывает отек легких и тяжелую гипоксию,

III – протективный АГ.

Патогенность сибиреязвенной палочки обусловливает также и капсула, являющаяся фактором вирулентности. Она обладает антифагоцитарной активностью. Бактерии, покрытые капсулой, фиксируются на клетках микроорганизма, бескапсульные культуры невирулентны.

В зависимости от места проникновения возбудителя и вызванного им первичного поражения сибирская язва у человека проявляется в трех клинических формах: кожной, кишечной и легочной. Чаще встречается кожная форма, при которой в месте локализации возбудителя образуется карбункул. Кишечная форма проявляется тяжелой интоксикацией, тошнотой, рвотой, поносом с кровью. Лёгочная – тяжелой бронхопневмонией. Часто эти формы заканчиваются летально. При любой клинической форме у ослабленных людей может развиваться сибиреязвенная септипиемия со смертельным исходом.

Иммунитет. У переболевших он прочный, основную роль играют фагоцигарная реакция и образующиеся антитела. В течение
болезни развивается специфическая сенсибилизация, которую выявляют с помощью внутрикожной пробы с аллергеном-антраксином.

Лабораторная диагностика. Проводится бактериоскопия, бактериологическим, биологическим методами (в режимных лабораториях, так как сибирская язва – особо опасная инфекция).

Мазок, приготовленный из исследуемого материала (содержимое пустулы, гнойное отделяемое из карбункула, кровь, моча, мокрота, испражнения и рвотные массы; при патологическом исследовании берут кусочки органов или целые органы), окрашивают по Грамму и другими методами, выявляющими капсулу. Эффективным является применение капсульной люминесцирующей сыворотки.

Выделяют чистую культуру возбудителя посевами в жидкие и на плотные питательные среды. Идентификацию проводят по морфологическим, тинкториальным, культуральным признакам, а также по лизабельности специфическим бактериофагом («ВА-9» и «Саратов») и тесту «жемчужное ожерелье».

Биологическую пробу проводят путем одномоментного заражения подопытных животных и посевом на питательные среды. Материал можно вводить белым мышам (по 0,1-0,2 мл в спину), кроликам и морским свинкам (по 0,2-0,5 мл в область живота). Обычно мыши погибают через 1-2 сут., морские свинки и кролики - через 2-4 сут.

Помимо лабораторных методов диагностики, возможна постановка аллергической пробы путем внутрикожного введения 0,1 мл бактериального аллергена антраксина. Положительной реакция становится в первые дни болезни и сохраняется в течение многих лет после выздоровления. Применяют для ретроспективной диагностики при эпидемиологических исследованиях.

Профилактика и лечение. Для специфической профилактики можно применять вакцину СТИ - взвесь живых спор авирулентных бескапсульных бактерий сибирской язвы. Вакцину вводят однократно накожно или подкожно, иммунитет создается на 1 год, при необходимости проводят ревакцинацию. Вакцинируют как животных, так и людей, связанных с с/х животными или продуктами животноводства. При установленном контакте с источником возбудителя проводится экстренная профилактика, для чего вводят противосибиреязвенный иммуноглобулин и пенициллин.

Для лечения сибирской язвы используют как противосибиреязвенный иммуноглобулин, так и антибиотики (пенициллин, хлортетрацпклин, стрептомицин).