ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационное и правовое обеспечение экономических информационных систем
4.1. Организационное обеспечение эис
Организационное обеспечение (ОО) — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным обеспечением и между собой в процессе создания и функционирования ЭИС.
Организационное обеспечение ЭИС можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения процесса создания ЭИС; во-вторых, с точки зрения обеспечения функционирования ЭИС в процессе эксплуатации.
ОО процесса создания ЭИС — это совокупность методов и средств, предназначенных для проведения технико-экономического анализа существующей системы управления, выбора и постановки задач автоматизации управления экономическим объектом, определения управления в условиях ЭИС.
В составе ОО выделяются следующие основные компоненты:
-
методические материалы, регламентирующие процесс создания ЭИС (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования экономического объекта, методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации); -
совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования ЭИС (комплексы задач управления, типовые структуры управления объектом и т.п.); -
техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование, техническое задание на разработку системы, технический проект системы, рабочий проект, документы по приемке и сдаче ЭИС в эксплуатацию).
Основу организационного обеспечения процесса создания ЭИС составляет проектирование информационной системы.
Основу ОО с точки зрения поддержки существующей ЭИС составляет набор регламентов, определяющих действия персонала при эксплуатации ЭИС. При этом различают регламенты эксплуатационного и обслуживающего персоналов ЭИС.
Эксплуатационный персонал составляют сотрудники различных подразделений управления, непосредственно использующие ЭИС для решения своих профессиональных задач. Данную категорию работников обычно называют конечными пользователями. Успешное функционирование ЭИС невозможно без предварительного обучения и тестирования эксплуатационного персонала. Действия данной категории работников регламентируются установленными правилами, закрепленными в нормативных документах.
Обслуживающий персонал — это сотрудники, обеспечивающие функционирование ЭИС: поддержку нормальной работоспособности технических средств, программного обеспечения, сохранности и целостности информационной базы. Задачами обслуживающего персонала являются:
-
обеспечение безопасности, конфиденциальности и целостности данных информационной системы (борьба с вирусами, сбоями, несанкционированным доступом, разработка шифров, паролей, кодов); -
администрирование баз данных; -
разработка графиков ввода данных и слежение за их выполнением; -
составление планов-графиков текущего ремонта оборудования и обслуживания компьютеров.
Данную категорию работников называют технологическими пользователями ЭИС. К ним относятся: администратор системы, администратор сети, администратор базы данных, инженер по обслуживанию технических средств, системный программист, системный аналитик, инженер-программист, оператор ввода-вывода данных и др. Вышеуказанные лица штатного персонала обычно входят в состав специализированного подразделения — отдела информационных технологий, сотрудники которого называются специалистами по информационным технологиям, или IT-специалистами (аббревиатура IT— сокращение термина information technology, в переводе с англ. означает «информационная технология»).
Деятельность специалистов отдела информационных технологий осуществляется в двух направлениях:
-
модернизация и развитие информационной системы; -
сопровождение технического и программного обеспечения.
Среди работ, выполняемых специалистами первого направления, можно выделить такие, как процесс доработки системы (расширение ее по составу подсистем и задач), процесс переноса системы на другую программную или техническую платформу с целью адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования.
В ходе развития информационной системы специалисты по информационным технологиям разрабатывают регламенты функционирования ЭИС.
Второе направление деятельности обеспечивает группа сопровождения. В нее входят администратор системы и группа эксплуатации. Администратор системы отвечает за распределение ресурсов сети, определяет права пользователей на доступ к данным и функциям их обработки и контролирует их соблюдение. Группа эксплуатации обеспечивает безопасность, конфиденциальность и целостность данных (борьба с вирусами, сбоями, несанкционированным доступом), администрирование баз данных, разработку графиков ввода данных и контроль за их выполнением, составление планов-графиков текущего ремонта и профилактики оборудования и т.д.
Одной их новых тенденций для решения проблем в области IT стал аутсорсинг (outsourcing), обеспечивающий передачу некоторых функций, решаемых в организации, внешним исполнителям. В настоящее время существуют два основных способа приобретения аутсорсинг-услуг:
-
дискретный, когда компания привлекает внешнюю фирму для проведения разовых работ, связанных с IТ-услугами; -
собственно аутсорсинг, когда компания передает непрофильные бизнес-процессы в управление сторонней информационной фирме (например, функции программирования, администрирования сетей, поддержки информационных систем и др.), а сама фокусируется на основной сфере деятельности.
В связи с этим функции, связанные с разработкой, эксплуатацией и развитием информационной системы, делегируются стороннему специалисту или фирмам, специализирующимся на внедрении и адаптации тиражных программных продуктов или на разработке заказного программного обеспечения.