Файл: Организационное обеспечение (ОО).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационное и правовое обеспечение экономических информационных систем

4.1. Организационное обеспечение эис

Организационное обеспечение (ОО) — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с тех­ническими средствами, программным обеспечением и между со­бой в процессе создания и функционирования ЭИС.

Организационное обеспечение ЭИС можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения процесса создания ЭИС; во-вторых, с точки зрения обеспечения функционирования ЭИС в процессе эксплуатации.

ОО процесса создания ЭИС — это совокупность методов и средств, предназначенных для проведения технико-экономичес­кого анализа существующей системы управления, выбора и поста­новки задач автоматизации управления экономическим объектом, определения управления в условиях ЭИС.

В составе ОО выделяются следующие основные компоненты:

  • методические материалы, регламентирующие процесс создания ЭИС (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного об­следования экономического объекта, методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации);

  • совокупность средств, необходимых для эффективного проек­тирования ЭИС (комплексы задач управления, типовые струк­туры управления объектом и т.п.);

  • техническая документация, получаемая в процессе обследова­ния, проектирования и внедрения системы (технико-экономи­ческое обоснование, техническое задание на разработку систе­мы, технический проект системы, рабочий проект, документы по приемке и сдаче ЭИС в эксплуатацию).

Основу организационного обеспечения процесса создания ЭИС составляет проектирование информационной системы.

Основу ОО с точки зрения поддержки существующей ЭИС составляет набор регламентов, определяющих действия персонала при эксплуатации ЭИС. При этом различают регламенты эксплу­атационного и обслуживающего персоналов ЭИС.


Эксплуатационный персонал составляют сотрудники различных подразделений управления, непосредственно использующие ЭИС для решения своих профессиональных задач. Данную категорию работников обычно называют конечными пользователями. Успеш­ное функционирование ЭИС невозможно без предварительного обучения и тестирования эксплуатационного персонала. Действия данной категории работников регламентируются установленными правилами, закрепленными в нормативных документах.

Обслуживающий персонал — это сотрудники, обеспечивающие функционирование ЭИС: поддержку нормальной работоспособ­ности технических средств, программного обеспечения, сохранно­сти и целостности информационной базы. Задачами обслужива­ющего персонала являются:

  • обеспечение безопасности, конфиденциальности и целостности данных информационной системы (борьба с вирусами, сбоями, несанкционированным доступом, разработка шифров, паролей, кодов);

  • администрирование баз данных;

  • разработка графиков ввода данных и слежение за их выполне­нием;

  • составление планов-графиков текущего ремонта оборудования и обслуживания компьютеров.

Данную категорию работников называют технологическими пользователями ЭИС. К ним относятся: администратор системы, администратор сети, администратор базы данных, инженер по обслуживанию технических средств, системный программист, сис­темный аналитик, инженер-программист, оператор ввода-вывода данных и др. Вышеуказанные лица штатного персонала обычно входят в состав специализированного подразделения — отдела информационных технологий, сотрудники которого называются специалистами по информационным технологиям, или IT-специалистами (аббревиатура IT— сокращение термина information technology, в переводе с англ. означает «информационная техноло­гия»).

Деятельность специалистов отдела информационных техноло­гий осуществляется в двух направлениях:

  • модернизация и развитие информационной системы;

  • сопровождение технического и программного обеспечения.


Среди работ, выполняемых специалистами первого направле­ния, можно выделить такие, как процесс доработки системы (рас­ширение ее по составу подсистем и задач), процесс переноса сис­темы на другую программную или техническую платформу с целью адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования.

В ходе развития информационной системы специалисты по информационным технологиям разрабатывают регламенты функ­ционирования ЭИС.

Второе направление деятельности обеспечивает группа сопро­вождения. В нее входят администратор системы и группа эксплу­атации. Администратор системы отвечает за распределение ресур­сов сети, определяет права пользователей на доступ к данным и функциям их обработки и контролирует их соблюдение. Группа эксплуатации обеспечивает безопасность, конфиденциальность и целостность данных (борьба с вирусами, сбоями, несанкциониро­ванным доступом), администрирование баз данных, разработку графиков ввода данных и контроль за их выполнением, составле­ние планов-графиков текущего ремонта и профилактики оборудо­вания и т.д.

Одной их новых тенденций для решения проблем в области IT стал аутсорсинг (outsourcing), обеспечивающий передачу некоторых функций, решаемых в организации, внешним исполнителям. В на­стоящее время существуют два основных способа приобретения аутсорсинг-услуг:

  1. дискретный, когда компания привлекает внешнюю фирму для проведения разовых работ, связанных с IТ-услугами;

  2. собственно аутсорсинг, когда компания передает непрофиль­ные бизнес-процессы в управление сторонней информационной фирме (например, функции программирования, администрирова­ния сетей, поддержки информационных систем и др.), а сама фо­кусируется на основной сфере деятельности.

В связи с этим функции, связанные с разработкой, эксплуата­цией и развитием информационной системы, делегируются сто­роннему специалисту или фирмам, специализирующимся на внед­рении и адаптации тиражных программных продуктов или на раз­работке заказного программного обеспечения.