Файл: Микроэкономика рабочая тетрадь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




2. В условиях несовершенной конкуренции предприятие устанавливает:

  1. максимальную цену;

  2. цену, обеспечивающую среднюю (т.е. нулевую экономическую) прибыль;

  3. цену, соответствующую правилу MR = MC;

  4. максимальную цену, разрешенную государственными антимонопольными органами.







3. К числу черт монополистической конкуренции НЕ относится:

    1. дифференциация продукта;

    2. малочисленность производителей;

    3. низкие барьеры вступления в рынок;

    4. несовершенная информация.







4. В число факторов дифференциации продукта НЕ входят:

  1. различия в качестве;

  2. различия в сервисе;

  3. различия в цене;

  4. различия в рекламе.







5. Неценовая конкуренция ведется:

  1. на базе качественных характеристик товара;

  2. с помощью замаскированных скидок с официальной цены;

  3. внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т.п.);

  4. с помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов.







6. При монополистической конкуренции (статический аспект) в долгосрочном периоде НЕ наблюдается:

  1. занижения производства;

  2. завышения цен;

  3. получения экономической прибыли;

  4. дифференциации продукта.







7. Теорема «избыточной мощности» состоит в том, что:

  1. в условиях несовершенной конкуренции недоиспользуется часть производственных мощностей;

  2. дифференциация продукта ведет к недоиспользованию части производственных мощностей;

  3. мощности предприятий должны иметь избыток (запас) на случай улучшения экономической конъюнктуры;

  4. долгосрочный оптимум производства в условиях монополистической конкуренции достигается при меньшем выпуске товаров, чем тот, который соответствует минимуму средних общих издержек.








8. К числу основных принципов рекламы НЕ относится:

  1. адресность;

  2. целенаправленность;

  3. постоянство;

высокая художественность.







9. К числу негативных сторон рекламы НЕ относится:

  1. лживость ее содержания;

  2. повышение цены товара за счет издержек на рекламу;

  3. создание искусственных потребностей;

  4. самонейтрализация рекламы конкурирующих продуктов.




Задача № 1.

а) Обозначьте кривые и поясните свое решение. Почему данные кривые имеют такой вид?

б) Изобразите прибыль (убыток) предприятия.

в) Является ли данная ситуация равновесной в долгосрочном плане? Почему?



Задача № 2. Зависимость общих издержек предприятия (TC) и цены (Р) от объема производства (Q) представлена таблицей:


Q

0

10

20

30

40

50

TC

100

175

195

240

300

380

Р



20

16

12

8

4


Определите максимизирующий прибыль объем производства. Проверьте, выполняется ли правило MC = MR.
Задача № 3. Фирма выпускает продукцию в условиях монополистической конкуренции. Функция спроса на ее товар описывается формулой P = 140–5q. Функция полных издержек TC = 80+20q. При каком объеме выпуска прибыль будет максимальной?
3. Эсс

А. Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

  • Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?

  • Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?

  • Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?

  • Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).

  • Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?

  • Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?

Б. Дифференциация продукта

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

  • Найдите реальный пример дифференциации продукта из российской или международной практики. Какими методами была достигнута дифференциация? В чем, с точки зрения потребителей, состоят принципиальные отличия данного дифференцированного продукта от недифференцированных и преимущества использования именно его, а не других товаров?

  • Опишите плюсы и минусы для предприятия, вызванные дифференциацией ее продуктов.

  • Возможно ли копирование данного дифференцированного продукта конкурентами? Насколько близки к данному продукту аналоги, выпускаемые другими фирмами? Существует ли, на ваш взгляд, сильная перекрестная эластичность спроса между данным и конкурирующими продуктами?

  • Распространите ваш анализ на всю отрасль. Насколько дифференцированным является совокупное предложение отрасли? Как отражается дифференциация продукции на остроте конкурентной борьбы в отрасли? Какие формы она приобретает?


В. Телевизионная реклама

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

  • Проведите анализ телевизионной рекламы за 1—2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?

  • Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).

  • На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?

  • Спрогнозируйте коммерческую эффективность нескольких клипов. Можно ли ставить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эффективностью клипов?

  • Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?

Г. Свободное эссе по проблемам монополистической конкуренции. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ

  1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

  2. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

  3. Перечислите основные разновидности олигополии.

  4. Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?

  5. Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?

  6. Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

  7. Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.

  8. Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

  9. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?


Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.


2. Тесты и задача

Тест


Обоснование

1. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы:

  1. производство и продажа одежды;

  2. производство сельскохозяйственной продукции;

  3. автомобилестроение;

жилищное строительство.