Файл: Микроэкономика рабочая тетрадь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Кривая спроса в условиях олигополии является:

  1. абсолютно неэластичной;

  2. абсолютно эластичной;

  3. ломаной;

  4. имеет разрыв;

  5. неэластичной.







3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит:

  1. рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм;

  2. постоянство предельных издержек;

  3. наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом;

  4. координация действий конкурентов;

  1. все перечисленное входит в число допущений.







4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с:

  1. сговором олигополистов;

  2. ломаным характером кривой спроса;

  3. неэластичностью спроса;

  4. абсолютной неэластичностью спроса;

  1. иными причинами (указать).







5. Картелеподобная структура рынка предполагает:

  1. соблюдение всеми конкурентами негласных правил;

  2. согласование всех действий олигополистов;

  3. полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов;

  4. территориальный раздел рынков;

  5. введение фиксированных квот производства для каждой фирмы.







6. В типовое картельное соглашение не входит:

  1. территориальный раздел рынков;

  2. введение фиксированных квот производства для каждой фирмы;

  3. установление единых цен;

  4. проведение единой политики по закупке ресурсов (единые ставки зарплаты и т.п.);

  5. установление долей общей прибыли картеля, причитающихся каждому участнику.








7. К числу разновидностей олигополии не относится:

  1. дифференцированная олигополия;

  2. картель;

  3. нескоординированная олигополия;

  4. картелеподобная структура рынка;

  5. относится все.







8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке:

  1. совершенной конкуренции;

  2. монополистической конкуренции;

  3. нескоординированной олигополии;

  4. монополии;

  5. все перечисленное неверно.







9. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать:

  1. монополия;

  2. монополистическая конкуренция;

  3. совершенная конкуренция;

  4. олигополия;





Задача № 1. В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300–P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.

Задача № 2. Спрос на продукцию олигополиста и его предельный доход характеризуется следующим графиком. Предположим, что он снижает цены от уровня Р1 и, начиная с некоторого уровня PN, конкуренты отвечают на это снижением собственных цен.

Как изменится кривая спроса и предельного дохода фирмы? Изобразите графически и кратко прокомментируйте.




P

Р1
PN


3. Эссе

А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

  • Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?

  • Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов?

  • Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?

  • Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?

  • Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.

Б. Свободное эссе по проблемам олигополии. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.


ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ

  1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

  2. Рыночное равновесие в условиях монополии.

  3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

  4. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?

  5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?

  6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.

  7. Как измеряется степень концентрации производства?

  8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?

  9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?

  10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.

  11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?

Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации: Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, Вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено. Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?


2. Тесты и задачи

Тест


Обоснование

1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить:

  1. патентное законодательство;

  2. количество фирм на отраслевом рынке;

  3. явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли;

  4. государственные стандарты по охране окружающей среды;

  5. квоты на импорт.




  1. К числу черт монополии не относится:

  1. единственный производитель;

  2. уникальность продукта;

  3. непреодолимость барьеров;

  4. совершенная информация;

  5. все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии.








3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия:

  1. работает в условиях абсолютно неэластичного спроса;

  2. может установить произвольно высокую цену;

  3. может полностью контролировать объем предложения на рынке;

  4. может при любых условиях получать экономическую прибыль.







4. Нечестной конкуренцией нельзя называть:

  1. демпинг;

  2. лишение сырья;

  3. введение в заблуждение потребителя;

  4. использование чужих торговых марок;

  5. все перечисленное является формами нечестной конкуренции.







5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если:

  1. является единственным производителем (монополией);

  2. осуществляет ценовую дискриминацию первой степени;

  3. осуществляет ценовую дискриминацию второй степени;

  4. осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени;

  5. является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт.







6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме:

  1. ограничение цен;

  2. увеличение объема производства;

  3. установление размера приемлемых избыточных прибылей;

  4. установление цен на уровне средних издержек (АС);

  5. установление цен, обеспечивающих нормальную прибыль.







7. Х-неэффективностью называют:

  1. навязывание потребителю монопольно завышенных цен;

  2. бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек;

  3. искусственное сдерживание монополией технического прогресса;

  4. сознательное занижение монополией объема производства;

  5. получение монополией экономических прибылей.