ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 572
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит:
| |
4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с:
| |
5. Картелеподобная структура рынка предполагает:
| |
6. В типовое картельное соглашение не входит:
| |
7. К числу разновидностей олигополии не относится:
| |
8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке:
| |
9. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать:
| |
Задача № 1. В условиях дуополистического картеля рыночный спрос задается соотношением D = 300–P. Обе фирмы одинаковы по размерам и имеют постоянные предельные издержки, равные 10. Определить объем производства каждой фирмы.
Задача № 2. Спрос на продукцию олигополиста и его предельный доход характеризуется следующим графиком. Предположим, что он снижает цены от уровня Р1 и, начиная с некоторого уровня PN, конкуренты отвечают на это снижением собственных цен.
Как изменится кривая спроса и предельного дохода фирмы? Изобразите графически и кратко прокомментируйте.
P
Р1
PN
3. Эссе
А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
-
Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают? -
Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов? -
Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации? -
Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно? -
Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.
Б. Свободное эссе по проблемам олигополии. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ
-
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
-
Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм? -
Рыночное равновесие в условиях монополии. -
Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России? -
Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления? -
Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий? -
Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России. -
Как измеряется степень концентрации производства? -
Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий? -
В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи? -
Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы. -
Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?
Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации: Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, Вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено. Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?
2. Тесты и задачи
Тест | Обоснование | |
1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить:
| | |
| |
3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия:
| |
4. Нечестной конкуренцией нельзя называть:
| |
5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если:
| |
6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме:
| |
7. Х-неэффективностью называют:
| |