Файл: Занятие 4 Обучающийся Морозова Кира Павловна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Морозова Кира Павловна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
ЗАДАНИЕ 1
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | это раздел возрастной педагогики, занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребенка до трех лет | Дети 1-3 лет |
2. | Дошкольная педагогика | Это раздел педагогики, изучающий закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступление в школу. | Объект дошкольной педагогики- ребенок с момента рождения и до поступления в школу. |
3. | Специальная педагогика | Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения | Объект специальной педагогики – личность ребенка, имеющегося функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. |
4. | Социальная педагогика | Занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума | Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии |
5. | Коррекционная педагогика | Занимается разработкой и реализацией в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей | Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно — двигательной, соматической, интеллектуально — речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушение слуха | Слабослышащие и глухие люди |
6.2 Тифлопедагогика | Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения | люди с нарушением функции зрения вплоть до полной слепоты | |
6.3 Олигофренопедагогика | Направление, которое изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации. | Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. | |
6.4 Логопедия | Наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Система обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. |
ЗАДАНИЕ 2
Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.
Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения
умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных
связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих
проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 2
Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1. | Разъяснение учащимся целей и задач обучения | 1. | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
2. | Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | 2. | Восприятие новых знаний, умений |
3. | Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | 3. | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
4. | Управление процессом познания научных закономерностей и законов | 4. | Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
5. | Управление процессом перехода от теории к практике | 5. | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
6. | Организация эвристической и исследовательской деятельности | 6. | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
7. | Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | 7. | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
ЗАДАНИЕ 3
Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 3
Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1. | Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности | Е. В. Бондаревская | Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей | 1.Индивидуальный подход 2. Воздействие на личность и сознание | 1.Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей 2. Формирование психологической культуры личности |
2. | Системное построение процесса воспитания | В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова | Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм | 1.Воздействие на личность и сознание 2.Эффективен только при системном процессе воспитания | 1.Формирование патриотизма 2.Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям 3.Развитие личности и творческой самореализации |
3. | Воспитание на основе потребностей человека | В.П. Созонов | Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе | Происходит воздействие на эмоциональную сферу личности и на сознание ребенка | 1.Организация разнообразной творческой деятельности 2.Формирование благоприятного нравственно-психического климата 3.Создание условий для укрепления и сохранения здоровья 4.Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы 5.Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации |
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной
и перспективной? Что является основанием для этого?
Ответ: Концепция воспитание на основе потребностей человека, на мой взгляд важна в современном обществе и педагогике, так как современный мир и данная концепция направлены на развитие. В наше время очень важно развиваться, вести здоровый образ жизни, чтобы не отставать от нынешнего прогресса. Важно самореализоваться и самосовершенствоваться.
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров
Ответ: Я отдаю предпочтение концепции, в основу которой входит личностное, индивидуальное развитие, оно ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, самоценность личности, а не на её служение обществу. Это гуманистическая психология.
Так как даже в образовательных стандартах в основе лежит системно-деятельностный подход, всестороннее развитие личности.
ЗАДАНИЕ 4
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;