Файл: Занятие 4 Обучающийся Морозова Кира Павловна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Морозова Кира Павловна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


ЗАДАНИЕ 1

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

 это раздел возрастной педагогики, занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребенка до трех лет

 Дети 1-3 лет

2.

Дошкольная педагогика

 

 Это раздел педагогики, изучающий закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступление в школу.

 Объект дошкольной педагогики- ребенок с момента рождения и до поступления в школу.

3.

Специальная педагогика

 

 Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения

 Объект специальной педагогики – личность ребенка, имеющегося функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

4.

Социальная педагогика

 

  Занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума

 Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии

5.

Коррекционная педагогика

 

Занимается разработкой и реализацией в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей

 Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно — двигательной, соматической, интеллектуально — речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 

 Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушение слуха

 Слабослышащие и глухие люди

6.2  Тифлопедагогика

 

 Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения

 люди с нарушением функции зрения вплоть до полной слепоты

6.3  Олигофренопедагогика

 

 Направление, которое изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.

 Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

6.4        Логопедия

 

  Наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

 Система обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.



ЗАДАНИЕ 2

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения     

           умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных

           связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  

           проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;



14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 2

 Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

 Разъяснение учащимся целей и задач обучения

1.

 Собственная деятельность по со­зданию положительной мотива­ции учения

2.

 Ознакомление обучаемых с новы­ми знаниями (явлениями, собы­тиями, предметами, законами)

2.

 Восприятие новых знаний, уме­ний

3.

 Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений

3.

 Анализ, синтез, сравнение, сопо­ставление, систематизация

4.

 Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов

4.

 Познание закономерностей и за­конов, понимание причинно-следственных связей

5.

 Управление процессом перехода от теории к практике

5.

 Приобретение умений и навыков, их систематизация

6.

 Организация эвристической и ис­следовательской деятельности

6.

 Практическая деятельность по са­мостоятельному решению возни­кающих проблем

7.

Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся

7.

Самоконтроль, самодиагностика достижений


 

ЗАДАНИЕ 3

Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 3

Основные концепции воспитания в современной педагогике

п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,

Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1.

 

 

Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности

Е. В. Бондаревская

Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей 

1.Индивидуальный подход 

2. Воздействие на личность и сознание

1.Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей

2. Формирование психологической культуры личности


2.

 

 

Системное построение процесса воспитания 

 В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм 

1.Воздействие на личность и сознание

2.Эффективен только при системном процессе воспитания 

1.Формирование патриотизма

2.Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям

3.Развитие личности и творческой самореализации 

3.

 

 

Воспитание на основе потребностей человека 

В.П. Созонов 

Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе 

 Происходит воздействие на эмоциональную сферу личности и на сознание ребенка 

1.Организация разнообразной творческой деятельности

2.Формирование благоприятного нравственно-психического климата

3.Создание условий для укрепления и сохранения здоровья

4.Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы

5.Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации 


 

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

     и перспективной? Что является основанием для этого?    

Ответ: Концепция воспитание на основе потребностей человека, на мой взгляд важна в современном обществе и педагогике, так как современный мир и данная концепция направлены на развитие. В наше время очень важно развиваться, вести здоровый образ жизни, чтобы не отставать от нынешнего прогресса. Важно самореализоваться и самосовершенствоваться. 

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров

Ответ: Я отдаю предпочтение концепции, в основу которой входит личностное, индивидуальное развитие, оно ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, самоценность личности, а не на её служение обществу. Это гуманистическая психология.

Так как даже в образовательных стандартах в основе лежит системно-деятельностный подход, всестороннее развитие личности.

ЗАДАНИЕ 4

 Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

 

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;