Файл: Тема 1 Общие представления о лидерстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть 1. Лидерство

В первой части курса рассматриваются следующие темы :

  • Тема 1.1 Общие представления о лидерстве.

  • Тема 1.2. Личностные качества, поведение и взаимоотношения

  • Тема 1.3. Ситуационное лидерство

Тема 1.1 Общие представления о лидерстве

С целью изучения определим Лидерство как некоторый феномен, которое позволяет значительно повысить эффективность достижения цели, т.е. способствует повышению эффективности действий людей.

Для более четкого понимания рассмотрим различия между лидерством и менеджментом. Лидерство не может заменить менеджмент — они должны дополнять друг друга. В различных организациях на всех иерархических уровнях есть менеджеры, которые являются также эффективными лидерами, и большинство людей способны развить в себе необходимые для этого качества. В таблице приведено сравнение различных подходов с точки зрения менеджмента и лидерства в пяти основных областях деятельности.

 

Менеджмент

Лидерство

Направление



  • Планирование и составление бюджета



  • Концентрация внимания на итоговых финансовых результатах деятельности



  • Создание образа будущего и разработка стратегии



  • Концентрация внимания на будущих результатахдеятельности

Ориентация



  • Организация работы и подбор персонала



  • Руководство и контроль



  • Создание границ



  • Формирование корпоративной культуры



  • Стимулирование профес- сионального роста персонала



  • Устранение границ




 

Менеджмент

Лидерство

Взаимоотношения



  • Концентрация внимания на дос- тижении корпоративных целей, связанных с производством/продажей товаров и услуг



  • Использование должностной власти



  • Исполнение роли босса



  • Концентрация внимания на людях: воодушевление и мотивация членов группы



  • Использование личной власти



  • Исполнение роли наставника, помощника, прислуги




Личностные качества



  • Эмоциональная дистанция



  • Ментальность эксперта



  • Умение выражать свои мысли



  • Конформизм



  • Адекватная оценка организации



  • Эмоциональные связи



  • Открытость (широкий кругозор)



  • Умение слушать собеседника (общение)



  • Нонконформизм (смелость)



  • Адекватная оценка собственных качеств

Результаты



  • Сохранение стабильности, форми- рование культуры, в которой более всего ценится эффективность работы



  • Инициация изменений,формирование культуры, в которой более всего ценится честность

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА

Чтобы понять, что понимается под «лидерством» на современном этапе, важно знать, как эволюционировали его концепции во времени. Лидерство отражает общество в целом, в том числе изменения норм, установок и ментальности людей. Различные теории лидерства можно разбить на шесть групп.. Многие из идей, сформулированных в прошлом, используются до сих пор.



Теория

Описание

1.

Теории                  великого человека

Это старейшие из теорий лидерства. В первых исследованиях предполагалось, что лидер (непременно мужчина) имеет некоторые врожденные характеристики «героя», которые позволяют ему приобретать власть и влияние над людьми. В организациях, социальных и религиозных движениях, правительствах, армиях лидером считался «великий человек», способный объединить людей и оказывать на них

влияние за счет своих врожденных способностей.

2.

Теории личностных качеств

Дальнейшие исследования стали уделять внимание личностным качествам, создающим лидера. Начиная с 1920-х годов, ученые пытались выяснить, обладает ли лидер некими качествами (например, интеллектом или энергичностью), отличающими его от остальных людей. Предполагалось, что выделение «особых» качеств позволит прогнозировать становление лидера или даже «воспитывать» лидеров. Интерес к подобного рода исследованиям не утихает и по сей

день.

3.

Поведенческие теории

Неудачи в определении универсальных черт заставили ученых в начале 1950-х годов более пристально взглянуть на действия лидеров. Одно из направлений исследований было сфокусировано на деятельности лидеров в организации: какие роли они играют какую ответственность на себя берут, какие функции менеджмента осуществляют. В этих исследованиях делалась попытка определить различия в поведении эффективного и неэффективного лидера. Здесь рассматривалось, как лидеры обращаются с группой, используют ли они автократический или демократический

стиль.

4.

Ситуационные теории

На следующем этапе стали изучаться контекстуальные и ситуационные переменные, влияющие на эффективность лидерства. Основная идея заключалась в том, что лидеры могут оценивать ситуацию и адаптировать к ней свое поведение.   Главными   ситуационными           переменными являются характеристики последователей, заданий, рабочей и внешней среды. В рамках теорий этой группы считается, что лидерство невозможно понять в отрыве от характеристик группы и ситуации. Ситуационные теории будут

рассмотрены в теме 3.

5.

Теории влияния

Эти теории изучают то, как влияют друг на друга лидер и его группа. В центре исследовании стоит харизматический лидер чья власть основывается не столько на должностном положении, сколько на личностных качествах. Именно в рамках этих теорий наибольшие развитие получила тема формирования видения (образа будущего ) как основы для

инициации изменений.




6.

Теории

С конца 1970-х годов идеи лидерства стати связывать с

 

взаимоотношений

взаимоотношениями, с взаимодействием лидера и его группы

 

 

и их влиянием друг на друга. Здесь рассматривалась не

 

 

столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания

 

 

взаимоотношений, включающих в свой круг всех участников

 

 

и позволяющих каждому вносить свой вклад в достижение

 

 

общих целей. Межличностные отношения расцениваются как

 

 

главный фактор эффективности лидера. Одна из теорий этой

 

 

группы        описывает        трансформационное        лидерство

 

 

Трансформационный лидер воспитывает лидеров из членов

 

 

своей    группы,    повышает    их    мотивацию    и    усиливает

 

 

морально-волевые      качества.      Теория      обслуживающего

 

 

лидерства предполагает, что лидер — это прежде всего

 

 

человек,    не    столько    руководящий    и    контролирующий,

 

 

сколько служащий другим людям. Такой лидер всегда ставит

 

 

интересы окружающих выше собственных.

 

 

Другой    важной    темой    являются    личностные    качества,

 

 

необходимые    лидеру    для    установления   конструктивных

 

 

взаимоотношений.    К    этим    качествам    относятся     эмо-

 

 

циональная область   интеллекта,   ум,   честность,   высокая

 

 

мораль,     смелость.     Кроме     того,     лидеры     налаживают

 

 

взаимоотношения с людьми, мотивируя их, передавая им

 

 

властные полномочия, стимулируя работу в командах и

 

 

поддерживая разнообразие.


Тема 1.2. Личностные качества, поведение и взаимоотношения

Личностные качества лидеров

В      результате      обобщения      значительного      кол-ва материала      Басс и Стогдилсформировали следующий перечень личностных характеристик:



Самой популярной поведенческой теорией до сих пор остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная в тридцатые годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947 гг.). В ней выделены три ведущих стиля руководства:

  • авторитарный;

  • демократический;

  • нейтральный (анархический).

Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решения, степень делегирования полномочий, способ контроля, выбор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления.

Авторитарный стиль

(директивный)

Демократический стиль

(коллегиальный)



  • Преимущественное использование командных методов управления.



  • Ориентация на задачу.



  • Централизация полномочий.



  • Единоличность в решениях.



  • Подавление инициативы.



  • Жесткий контроль.



  • Минимальное                               информирование, малая гласность.



  • Предпочтение наказаниям.



  • Нетерпимость          к          критике, устранение неугодных.



  • Жесткость,    напористость,   порою грубость в общении.

 



  • Упор на социально-психоло- гические и экономические методы управления.



  • Ориентация на человека.



  • Делегирование полномочий.



  • Коллегиальность в решениях.



  • Поощрение инициативы.



  • Умеренный контроль.



  • Полное информирование, широкая гласность.



  • Предпочтение поощрениям.



  • Поощрение обратной связи



  • Доброжелательность,                                         вежливость, тактичность в общении.


Эмоциональное лидерство

Одной из самых современных концепций объединяющих подходы на основе личностны   качеств   и   влияния   является   теория   Эмоционального    лидерства. Пять составляющих эмоционального интеллекта в сфере трудовой жизни

 

Определение

Признаки Я

Самосознание

Способность распознавать и понимать свое настроение, эмоции и побуждения, а также признавать их воздействие на

других людей.

Уверенность в себе. Реалистичная самооценка Умение посмеяться над собой.

Самоконтроль

Способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.

Склонность к разумному рассуждению по принципу: сначала подумай, прежде чем

что-либо делать.

Надежность и честность. Спокойное отношение к неопределенности.

Открытость всему новому.

Мотивация

Увлеченность работой, желание трудиться, не обусловленное исключительно соображениями высокого заработка или статуса.

Стремление упорно и

энергично добиваться поставленных целей.

Стремление к достижениям. Оптимизм,    даже     перед    лицом неудач.

Приверженность                                           ценностям организации.

Эмпатия

Способность понимать эмоцио- нальное состояние других людей.

Умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоцио- нальными реакциями.

Умение воспитывать таланты и удерживать                                          одаренных сотрудников в организации.

Уважительное, чуткое отношение к особенностям чужой культуры.

Предупредительность  в

отношениях с клиентами и потребителями.

Социальные

Управление человеческими отношениями и налаживать контакты.

Способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания. Способность к эффективному осуществ- лению нововведений.

Способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания. Способность к эффективному осуществлению нововведений.

Умение убеждать.

Владение искусством руководства коллективом,навык  его формирования.