Файл: Реферат на тему " Типы и виды занятий со школьниками средней и старшей возрастной групп ".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ”
Реферат на тему “ Типы и виды занятий со школьниками средней и старшей возрастной групп
По дисциплине Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями 
Выполнил студент: 2 курса, ВэМПб-Э06-21-1,Фурманский Егор Олегович
Руководители: Шабалина О.Л., Аристова С.А
27.06.2023

Санкт-Петербург

2023



Содержание



Введение 2

1. Понятия "волонтерство" и "волонтерская деятельность" в психолого-педагогической литературе 5

2. Специфика волонтерской деятельности учащихся старших классов 6

Заключение 16

Список литературы 1


Введение



В современном развитии российского общества играет огромный педагогический потенциал волонтерского движения в воспитании современных подростков.

Приобщение учащихся старших классов к волонтерской деятельности является значимым фактором развития общества. Волонтерство располагает огромным воспитательным потенциалом. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства, отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, становятся все более популярными в мире.

В реальной жизни молодые люди нередко сталкиваются с социальной несправедливостью и встают перед выбором: пройти, сделать вид, что ничего не заметили, или попытаться помочь разрешить ситуацию.

Многие подростки, занятые в волонтерском движении, уже сделали свой выбор, поняв, что они в силах изменить мир в лучшую сторону.

С моральной и этической точки зрения у человека нет другого выбора, кроме как приложить определенные усилия и преодолеть возникшие проблемы.

И главная задача направлена на развитие у подростков основ нравственного воспитания, чувства ответственности за будущее своей страны, за привитие им моральных качеств, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей, лежит в основе приобщения молодежи к волонтерской деятельности.

Во многих странах мира добровольческий труд сегодня - повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, обучать здоровому образу жизни, решать общие проблемы своей страны.

Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощи со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой - либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая.

Международные исследования и накопленный в России опыт показывают, что, являясь одной из возможных форм привлечения детей и молодежи в жизнь общества, именно волонтерская деятельность играет особо ценную роль в формировании у старших школьников первичных знаний, опыта, практических навыков, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными и ответственными гражданами.

Тем не менее, мы не можем сказать, что значительная часть российской молодежи задействована в волонтерской деятельности. К сожалению, волонтерство не перетекает за рамки узкого круга людей. На наш взгляд это происходит потому, что сегодня у молодежи сложилось ложное представление о благотворительности, подростки не испытывают доверия к благотворительным организациям. [3]

У большинства молодых людей отсутствуют знания о плюсах и минусах участия в волонтерской деятельности.

И это объясняется, скорее всего, слабой информированностью. Большинство молодых людей считают, что нужно иметь хоть какие-то материальные средства для того, чтобы помочь нуждающимся, а ведь это совсем не так. Не все понимают, и в этом не их вина, что помощь совсем не обязательно должна сводиться к деньгам. Конечно, есть и материальная помощь, она необходима, но суть волонтерства заключена не только в ней.

Большое количество исследований посвящено рассмотрению форм социальной практики волонтерства.

Среди отечественных учёных изучением данного вопроса занимались Н.Ю. Слабжанин, Е.Л. Шекова, Г.В. Бодренкова. Историю волонтерского движения в России исследовали такие авторы как Н.Ю. Слабжанин, Е.Л. Шекова, А.В. Шарыпин, Г.В. Бодренкова. Вопросы мотивации людей к занятию волонтёрством изучали А. Маслоу, Д. Маккэланд, среди отечественных учёных психологи и социологи А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Ю. Слабжанин.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать условия приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности.

Объект исследования - процесс приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности.

Предмет исследования - условия приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности.

Задачи работы:

  • Изучить понятия "волонтерство" и "волонтерская деятельность";

  • Изучить содержание волонтерской деятельности учащихся старших классов;

  • Изучить условия приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности.

волонтерство волонтерская деятельность учащийся старший класс


1. Понятия "волонтерство" и "волонтерская деятельность" в психолого-педагогической литературе



Рассмотрим непосредственно определение понятия "Волонтер":

  • Доброволец; волонтер; человек, добровольно согласившийся стать испытуемым;

  • Человек, безвозмездно выполняющий работу;

  • Тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле;

  • Это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Российский психолог Н.А. Потапова в своей работе, посвященной волонтерству, пишет: "Волонтеры это люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной деятельности время, направленным на пользу другим людям, организациям и обществу в целом".

Следовательно, волонтерами являются: [7]

  • Дети среднего школьного возраста, старшие школьники, студенты высших учебных заведений;

  • Граждане среднего и пенсионного возраста;

  • Клиенты социальных служб, которые являются участниками программ самопомощи и взаимопомощи;

  • Родственники клиентов социальных служб;

  • Профессионалы, которые уделяют свободное от работы время добровольной помощи.

Волонтерство или волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

"Волонтерство" рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и представляет собой эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. [5]

В Федеральном законе "О добровольчестве (волонтерстве)" добровольчество (волонтерство) рассматривается как совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера).

В словаре Ожегова С.И. "волонтерство" трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. [5]

2. Специфика волонтерской деятельности учащихся старших классов



Главной стратегической целью развития волонтерской деятельности в учреждениях образования является объединение усилий учащейся молодежи и общественности в решении проблем гуманизации молодежной среды и оказании всесторонней социально-психологической помощи и поддержки нуждающихся категорий граждан.

"Специфика" - отличительные особенности чего-либо. Специфика определяется как совокупность специфических особенностей. [1; с.50]

Следовательно, специфика волонтерской деятельности, это совокупность составляющих ее характеристик, отличающих от каких-либо других процессов и явлений.

Основными характеристиками, присущими волонтерской деятельности являются:

  • Добрая воля - деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны;

  • Приносимая польза - должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи);

  • Вознаграждение. Главная цель волонтерской деятельности не связана с получением финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

  • Степень участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

  • Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно. [4]

Волонтерская деятельность в организациях образования позволяет решать проблемы вовлечения учащихся старших классов в социально-ответственную деятельность, повысить социальную активность; создает почву для гуманизации отношений в коллективе и обществе, изменяя устаревшие, препятствующие развитию стереотипы в отношениях между подростками и взрослыми.

Участие старшеклассников в волонтерской деятельности способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам.

Волонтёрская деятельность старшеклассников может включать в себя такие виды общественно полезной деятельности, как:

  • Посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

  • Помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;

  • Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

  • Просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, СПИДа, подростковой преступности;

  • Благотворительные концерты и театральные выступления;

  • Экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

  • Пропаганда здорового образа жизни.

Через получение и накопление опыта участия в волонтерской деятельности у учащихся старших классов формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни. [2]

Педагогическая сущность волонтерской деятельности состоит в том, что волонтерство можно рассматривать, с одной стороны, с позиции воспитания: формирования и развития ценностей учащихся старших классов, изменения психологических качеств, мотивации на участие в деятельности, отношения к себе и окружающим людям. И с другой стороны, с позиции образования, прежде всего социального: усвоение социальных норм, знаний, формирование социального опыта, а также овладение технологией, приемами и формами организации волонтерской деятельности. [8]

Среди старших школьников волонтерская деятельность является одной из эффективных форм организации, активизации и самореализации. Поэтому все мероприятия по развитию волонтерской деятельности в организациях образования, и вовлечению к этой деятельности учащихся старших классов должны быть непосредственно интегрированы в рамках социальной и педагогической работы школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования. [9]

Волонтерство связано с самообразованием старшеклассников, возможностью получения ранней профессиональной ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта.

Этот вид деятельности не только обладает обширным воспитательным потенциалом, развивая в учащихся такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, но и служит социализации личности. [5]

Волонтерство помогает развивать социальные компетенции личности, активизирует личностный рост, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Кроме того, нельзя забывать, что именно волонтерство способствует интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь самого общества. [2]

Волонтерская деятельность создает условия для реализации потребности и готовности старшеклассников добровольно участвовать в решении социальных проблем общества, быть активными субъектами процессов социального развития; способствует повышению социальной активности и инициативы молодежи, расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, формированию новых перспективных форм занятости; укреплению демократических и духовно-нравственных ценностей в обществе.

Участие старших школьников в волонтерской деятельности способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам.

Среди учащейся молодежи главным мотивом, побуждающим личность к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными, другими по значимости мотивами выступают содействие в изменениях в обществе, а также реализация собственной инициативы и поиски единомышленников. Из этого следует, что в основе волонтерской деятельности в организациях образования лежат потребности в самореализации.

Учащиеся старшего школьного возраста могут принять участие в проектной работе по выявлению различных объектов, где необходима помощь, разработка стратегии и плана действий. Эта форма работы дает возможность устанавливать тесную связь отрядов с различными организациями и оказывать адресную помощь ветеранам, лицам пожилого возраста, детям-сиротам, инвалидам. [2]

Работа волонтером позволяет старшеклассникам на какое-то время получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым.

Так, волонтеры самостоятельно планируют свою деятельность, реализуют ее, проводят самооценку и несут ответственность за результаты своей работы. Такой стиль работы формирует у учащихся ответственность за происходящее вокруг, помогает им выработать гражданскую позицию в отношении общественно значимых проблем.

Таким образом, участие старшеклассников в волонтерской деятельности, наполняет их жизнь новым смыслом, формируя социально-полезные жизненные установки, идеалы и принципы, помогает самореализоваться и внести свой вклад в изменения общества к лучшему. [6]

3. Условия приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности

В ходе организации волонтерской деятельности учащихся старших классов преследуется достижение следующих педагогических задач:

  • Воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

  • Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

  • Поддержка инициатив учащихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Основными направлениями волонтерской деятельности старшеклассников являются:

  • Разработка и реализация проектов, программ, акций и др., призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;

  • Разработка и утверждение планов координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность под эгидой организации образования;

  • Создание системы взаимодействия участников волонтерского движения в организациях образования города, области, республики и т.д.;

  • Разработка и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ;

  • Взаимодействие с государственными органами и общественными детскими и молодежными объединениями и организациями, заинтересованными в волонтерской деятельности;

  • Подведение итогов по результатам проделанной работы за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;

  • Информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов и т.д.

В содержание волонтерской деятельности входит несколько различных видов волонтерства:

  • Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

  • Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.

  • Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.

  • Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Процесс приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности предполагает наличие определенных условий, способствующих его эффективности.

Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями.

Самый эффективный путь приобщения школьников к красоте труда - предоставление возможности трудиться самим. [8]

Участвуя в коллективном труде, старшеклассники на практике применяют приобретенные навыки, проявляют свои творческие силы. Одним из видов такого труда может быть уход за растениями в школе или на пришкольном участке. Со школьниками проводится предварительная беседа. Им дается задание, например, ухаживать за комнатными растениями в течение года. [3]

Труд как звено воспитательной системы имеет непосредственное отношение к такой важной стороне развития личности, как ее социализация. Деятельность учащихся выступает средством, свидетельствующем о признании общественной значимости труда, в которой отводится важное место воспитанию нравственных черт к труду.

В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда учащихся, его совместный, групповой, коллективный характер; связь между трудом воспитанников и вкладом всего общества; организация труда и управление им.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Отличительным признаком добровольчества выступает также социальная значимость работы, которую выполняют волонтеры. Добровольческая деятельность характеризуется значительным многообразием, однако, во все времена и во всех странах цель ее была одна - помочь наиболее нуждающимся группам населения, условия жизни, которых делают их в силу различных причин экономически и социально зависимыми от общества. [2; с.154]

Также одним из условий приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности является, по мнению Ю.В. Паршиной, создание ситуаций стимулирования и мотивация деятельности старшеклассников.

Мотивами добровольческой деятельности являются:

  • Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

  • Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

  • Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

  • Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

  • Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом - одна из насущных потребностей современного человека. [10]

Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:

  • развитие коммуникативных способностей;

  • опыт ответственного взаимодействия;

  • лидерские навыки;

  • исполнительская дисциплина;

  • защита и отстаивание прав и интересов;

  • делегирование полномочий;

  • инициативность.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей - стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения.

Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.

Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий.

Волонтерская деятельность учащихся старших классов может реализовываться в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Для осуществления волонтерского движения в учреждении образования могут формироваться волонтерские отряды (группы) и создаваться органы самоуправления (школьные советы волонтеров). Вся волонтерская деятельность в организации образования должна быть согласована с руководством школы. [10]

Таким образом, условиями приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности являются:

  • формирование у учащихся старших классов потребности к общественно - полезному труду;

  • создание ситуаций стимулирования и мотивация деятельности старшеклассников;

  • разработка и реализация программы волонтерского движения старшеклассников;

  • сотрудничество субъектов образовательной деятельности;

  • использование разнообразных форм организации волонтерской деятельности.


Заключение



Приобщение учащихся старших классов к волонтерской деятельности - проблема важная и актуальная.

Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Сегодняшний день можно назвать первой ступеней в развитии волонтерской деятельности в нашей стране. Наличие большого количества благотворительных организаций еще не свидетельствует о том, что в России в достаточной степени развито волонтерское движение. Но среди существующих благотворительных организаций, значительное место занимают молодежные.

Специфика волонтерской деятельности учащихся старших классов связана с желанием учащихся старших классов быть социально-полезными, содействовать в изменениях в обществе, а также реализация собственной инициативы и поиски единомышленников. Из этого следует, что в основе волонтерской деятельности в организациях образования лежат потребности в самореализации старшеклассников.

В содержание волонтерской деятельности учащихся старших классов входит формирование у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.; вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения; поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Исходя из концепции отечественных педагогов о целенаправленном приобщении учащихся старших классов к волонтерской деятельности, а также ее специфики и содержании, можно говорить об условиях, необходимых для приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности.

Исходя из изученного, выполнены следующие задачи:

  • Изучены понятия "волонтерство" и "волонтерская деятельность";

  • Изучены содержание волонтерской деятельности учащихся старших классов;

  • Выявлены условия приобщения учащихся старших классов к волонтерской деятельности.

Таким образом, поставленные цель и задачи решены.


Список литературы





  1. Арсеньева, Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества [Текст] / Т.Н. Арсеньева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им.А.И. Герцена. М., 2010. № 136. C.46-55.;

  2. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодёжью [Текст] / Н.Ф. Басов. - М.: Дашков и К, 2009. - 328 с.;

  3. Зубок, Ю.А. Социология молодежи: энциклопедический словарь [Текст] / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М., 2008.;

  4. Ильина, И. Волонтерство в России [Электронный ресурс] / И. Ильина // Интернет советы. - режим доступа - http://www.isovet.ru.;

  5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова - 2009. - №2. - С.94.;

  6. Паршина Ю.В. Результаты опытно-экспериментальной работы по нравственному становлению старшего подростка в волонтерской деятельности [Электронный ресурс] Ю.В. Паршина. режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1614. htm.

  7. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности в современных российских условиях // Интегративный подход в психологии (новые исследования) [Текст]: Сборник научных трудов / Н.А. Потапова. - СПб., Издательство РГПУ им. Герцена, 2004. - 294с.;

  8. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен [Текст] / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России: - 2012. - №4.;

  9. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеевой, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.

  10. Черепанова, Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении [Текст]: автореф. дис. / Н.В. Черепанова. - Ставрополь, 2006.31 с.;