Файл: Реферат по дисциплине " История России" на тему " История России неотъемлемая часть всемирной истории общее и особенное в историческом развитии".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»




Реферат

по дисциплине

История России”

на тему:

История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии”

Выполнила: студентка 2 группы

Специальность «управление персоналом»

Атаева Т. А.

Омск, 2023. Содержание

  1. Введение……………….........…………………………………………………….3

  2. Мировой исторический процесс: единство и многообразие………………..................................................................................5

  3. Место России в мировом сообществе цивилизаций……………………….…..................................................................8

  4. Основные факторы Российского исторического процесса...................................................................................………….………10

  5. Заключение…………….......…………........……………………………………13

  6. Список литературы…………………........……………………………………..17

1. Введение

В мировой истории Россия занимает особое место. Хотя и принять говорить, что расположенная в Европе и Азии, она во многом впитала в себя все характерное для стран этих континентов, тем не менее, надо иметь в виду, что ее история носит самостоятельных характер. Нельзя отрицать, что Россия подверглась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе ее влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою особую историю, которая отличает ее от других.

Одной из особенностей российской истории является крайняя противоречивость,предрасположенность российского общества к крайностям. Эта особенность лежит в основе российской нестабильности, что, в свою очередь, связано с противоречивостью облика российского общества.

Россия, как известно, развивалась во взаимодействии и в борьбе то с Европой, то с Азией. И восточные, и западные элементы присутствуют в русской жизни, в русской истории.

Общественно-политическая мысль России постоянно обращалась к этому противоречивому явлению исторической действительности. В концепциях западников и славянофилов отразилось преувеличение одной из сторон, составляющих сложный цивилизованный облик России. Западники считали, что русский путь — это западноевропейский путь. Самобытные элементы российской жизни они относили к проявлениям отсталости. Славянофилы же, наоборот, развивали идею о принципиальном отличии российского развития от западноевропейского, всячески выдвигали на первый план исключительную самобытность общинной, патриархальной, православной Руси.


Прирастая все новыми и новыми территориями, империя становилась полиэтническим обществом, конгломератом множества народов. Она пополнялась самыми разными этносами — от татар и казахов до чеченцев и армян, от поляков и латышей до чукчей и якутов. Это был сплав индоевропейской, урало-алтайской, монгольской, тюркской и других этнических линий. Причем старые земли не были монополиями, а новые нельзя было назвать колониями. Особенностью России было то, что старые и новые земли представляли собой как бы общее жизненное пространство с единой экономической и политической жизнью, единым административным делением, делопроизводством, судом, законодательством. Но внутри этого единого социума постоянно переплетались и влияли друг на друга совершенно различные типы обществ, различные социокультурные образования. Наряду с буржуазными отношениями, развитыми в западных и юго-западных регионах, сохранялись патриархальные и родовые.

Исходя из этого, мы можем установить следующую цель работы: Изучение история России – как неотъемлемая часть всемирной истории.

Для достижения цели необходимо решить задачи, в соответствие с которыми построена данная работа:

- Рассмотреть мировой исторический процесс

- Рассмотреть место России в мировом сообществе

- Изучить основные факторы Российского исторического процесса.

2. Мировой исторический процесс: единство и многообразие.

В современном мире обществу известны истории множества народов, государств, цивилизаций, эпох и войн. С древних времен люди стали делить мир на "мы" и "они", на "мое племя" и "чужое племя", на "эллины" и "варвары", на "рабов" и "свободных". В эпоху Нового времени с развитием мореплавания, колонизации новых земель, с развитием торговли и новыми географическими открытиями расширялся кругозор европейцев. Они увидели, что у разных народов, с одной стороны, имеются общие черты, а с другой - глубокие различия в культуре, нравах, религии и даже во внешнем облике. Так в философии стали возникать концепции локальных культур.

В своей работе «Закат Европы» Освальд Шпенглер не признал единой истории. Он полагал, что всех людей можно разделить на самостоятельные категории, поскольку каждая культура существуя, подчиняется присущим ей принципам, с учетом ее ценностей.

Сторонником взгляда Шпенглера был Арнольд Джозеф Тойнби. Однако Тойнби полагал, что возможно человечество в будущем сможет достичь единства на основе религии.



В своей работе «Постижение истории» Тойнби рассматривал всемирную историю с точки зрения системы условно выделяемых цивилизаций, которые проходят в своем развитии одинаковые фазы от рождения до гибели и составляют ветви так называемого «единого дерева истории».

Исходя из содержания приведенных концепций можно сделать вывод о том, что авторы абсолютизировали специфические черты развития народов разных стран, а также отрицали общие начала и принципы в их развитии.

В эпоху формирования капитализма к поиску единства истории стимулировало развитие экономических связей в целях формирования единого мирового рынка. Данный процесс втягивал государства в установление экономических отношений, в связи с чем, появились представления о единстве всего человечества.

Общественный процесс, формирование мировых экономических связей сделало невозможным отрицание единства мировой истории. Истоки единства следует искать в антропогенезе.

Таким образом, в настоящее время к единым историческим истокам относят:

- образование и развитие государств и мировых экономических отношений;

- создание материальных благ;

- культурные связи народов и государств.

Вместе с ними выделяют критерии, позволяющие говорить о многообразии истории. К ним принято относить:

- географическое местоположение. Люди, жившие в более благоприятных климатических условиях, имея плодородные земли, перешли от охоты к земледелию, что позволило обосноваться в одном месте, формировать запасы пищи, увеличивать численность населения. Как следствие, на таких землях стали формироваться города.

- разделение труда и развитие производительных сил. Разделение труда и наиболее развитые производительные силы обуславливали развитие более быстрыми темпами.

- многообразие исторической среды. Отсталые в своем развитие страны под воздействием более развитых стран не преодолевают определенные пути своего развития, а перескакивают целые формации, что в основном происходило насильственным путем.

- внутренняя историческая среда.

  • временное многообразие. Наличие неравномерности в различных сферах своего развития.

Таким образом, современная история знает и общее и различное в своем развитии, поэтому нет однозначного утверждения по поводу единообразия и многообразия истории. Источники изучения истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко - политического развития.


Примерная классификация источников:

1) археологические источники;

2) летописи и летописные своды;

3) этнографические источники;

4) архивные документы;

5) документы политических партий и движений России

6) произведения государственных и общественных деятелей России;

7) периодическая печать;

8) мемуарная литература;

9) музейные документы;

3. Место России в мировом сообществе цивилизаций.

В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? До сих пор историки спорят, как соотносятся в истории России наследие восточной и западной цивилизаций? В какой мере самобытна цивилизация России? Историки, публицисты и общественные деятели дают ответ на эти вопросы с высоты своего времени, с учетом всего предшествующего исторического развития России, а также в соответствии со своими идейно-политическими установками.
Так, в XIX-XX вв. была популярна позиции западников («европеисты») и славянофилов. Западники, яркими представителями которых были Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., полагавшие, что Россия развивалась в западном направлении, однако с определенным отставанием, предлагали рассматривать страну как составную часть Европы и, как следствие, неотъемлемый составной элемент западной цивилизации.
Надо отметить, что в пользу данной точки зрения свидетельствует ряд фактов из истории России, среди которых можно выделить религию, поскольку практически все население страны исповедовало христианство, как и население стран Запада, соответственно Россия придерживалась тех же ценностей, а также социальным и нравственным принципам. Кроме того, реформы многих Российских правителей, таких как Петра I, Екатерина II, Александр II были устремлены на Запад.
Сторонники теории о восточном пути России полагали, что попытки правителей России приобщить ее к Западу являются закономерной и предсказуемой неудачей, не оставив при этом специфического следа в самосознании народа. Сторонники данной теории утверждали, что Россия изначально была некой разновидностью восточной деспотии, приводя в пользу такой теории аргумент о цикличности истории развития России: за реформами следовали контрреформ. Кроме того, доказывая данную теорию, ее сторонники ссылались на коллективистский характер российского народа, отсутствие в истории России традиций демократии, свободы личности, а также наличие жесткой иерархии общественно-политических отношений.


Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической» идеологии. Славянофилы, представителями которых были А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Киреевский, идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало «то исконно русское качество, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме».

Евразийская концепция, сторонниками которой были последователи славянофилов, акцентировала внимание на географическом факторе или «месторазвитие» народа. Данный фактор, по мнению сторонников данной теории, определил особенности стран, самосознание народов. Россия оформилась в пространстве между Азией и Европой, среди великих равнин: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской, которые лишены естественных резких географических рубежей, что наложило специфический отпечаток на историю России и обусловило создание специфической цивилизации.
В обоснование своей позиции, евразийцы приводили особенности этногенеза Российского народа, который сформировался под большим влиянием тюркских и угрофинских племен, особенно подчеркивалось влияние на российский этнос татаро-монгольского ига.

В заключении важно отметить, что каждая из приведенных концепций, которые пытаются определить место России в мировой цивилизации, основываются на конкретных исторических фактах и, кроме того, отражают идеологическую направленность их авторов.

4.Основные факторы российского исторического процесса


Основными факторами российского исторического процесса, повлиявшие на развитие России, являются: географический, социальный и религиозный, сыгравшие важнейшую роль в историческом процессе.