Файл: Принципы обеспечения национальной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 808

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- коренное улучшение экологической ситуации в стране.


Глава 2 практические аспекты изучения принципов национальной безопасности
2.1 Характеристика государственных органов власти в системе обеспечения национальной безопасности и их функции
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство для обеспечения безопасности проводит необходимую политику, должно разрабатывать соответствующую систему правовых норм, должно образовывать в системе исполнительной власти государственные органы обеспечения безопасности [1].

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который:

– определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

– утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

– формирует и возглавляет Совет Безопасности;

– устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

– в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

– принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Совет безопасности РФ является конституционным совещательным органом (статья 83 Конституции РФ), осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности [4].



Необходимо отметить, что полномочия значительным образом расширены по сравнению с теми, которые принадлежали Совету безопасности в соответствии с ранее действовавшим Законом «О безопасности». Так, задачами Совета Безопасности являются:

- обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

- формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

- прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

- подготовка Президенту Российской Федерации предложений:

-- о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

-- о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

-- о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

-- о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

-- об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны. Приведенный перечень носит не полный характер.

Пунктом 4 Указа Президента РФ № 590 специально выделены функции Совета Безопасности. В состав Совета Безопасности входят:

- Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;

- Секретарь Совета Безопасности Российской; в) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Персональный состав Совета безопасности РФ утвержден Указом Президента РФ от 25 мая 2012 года № 715. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Он отвечает за подготовку и организацию заседаний Совета Безопасности и обеспечение подготовки проектов его решений, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и ему непосредственно подчиняется. Федеральными специальными службами обеспечения безопасности являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Государственная фельдъегерская служба (ГФС России).


ФСБ России создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. При ФСБ России действует Академия криптографии РФ.

Статья 8 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

– контрразведывательная деятельность;

– борьба с терроризмом;

– борьба с преступностью;

– разведывательная деятельность;

– пограничная деятельность;

– обеспечение информационной безопасности [2].

Статья 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» предусматривает: «Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки Российской Федерации – является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств». Законом определены цели разведывательной деятельности (статья 5):

– обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;

– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Специальным органом, осуществляющим указанные функции, является Государственная фельдъегерская служба России (ГФС), руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ. Основными задачами ГФС России являются:

– обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений:

- президента РФ, федеральных органов государственной власти;

- органов прокуратуры РФ;

- органов государственной власти субъектов РФ;

- органов местного самоуправления по решению Правительства РФ;

- членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;


- Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

- администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской Федерации.

– доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

– доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств

– участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

– доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории РФ;

– управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями, созданными для решения возложенных на ГФС России задач. ГФС России возглавляет директор Государственной фельдъегерской службы РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ [3].

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57- ФЗ «О государственной охране» государственная охрана – функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объекты государственной охраны – лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, к которым относится, в первую очередь, Президент России, а также некоторые другие лица в соответствии с названным законом.

Президенту РФ со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране». Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.

В настоящее время действует Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности РФ.