Файл: Принципы обеспечения национальной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 807

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно Положению о ФСО России, утвержденному Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013, в состав федеральных органов государственной охраны входят:

- ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

- управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;

- подразделения связи специального назначения ФСО России;

- образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Таким образом, в настоящий момент сформирована целостная система обеспечения безопасности нашего государства, которая представляет собой единую вертикаль государственных органов, имеющих специальные цели и задачи. Во главе данной вертикали находится глава нашего государства – Президент Российской Федерации.
2.2 Направления развития и перспективы правового регулирования и обеспечения национальной безопасности
Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности».

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.


Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Человечество сегодня живет в условиях относительно стабильного равновесия между силами аргументации (политико-дипломатической, экономической и т. д.) и аргументами силы. Если говорить о национальных интересах России, то основным направлением их достижения являются отношения России с отдельными государствами, группами государств, региональными и глобальными организациями. Естественно, что вопрос касается всего комплекса наших отношений в каждом направлении: Россия-США, Россия-НАТО, РоссияКитай, Россия-Индия, Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион и др. Параметры российско-американских отношений определяются (или, скорее, должны определяться) формулой стратегического партнерства равных прав. Эта формула предполагает достижение принципов, уже установленных, в частности, в договорах START I и START II, Московской декларации президентов России и США, а также в других соглашениях.

В любом случае эти документы подтверждают стабильность новых тенденций к партнерству в развитии российско-американских отношений, которые основаны на признании и взаимном учете национальных интересов друг друга. Углубление этой тенденции не только возможно, но и необходимо, поскольку стратегическое партнерство, выгодное для обеих стран в экономических, политических и военных отношениях, объективно способствует укреплению как их национальной, так и глобальной безопасности.

Полномочия сил обеспечения национальной безопасности определяются соответствующими законодательными актами. Кроме ВС РФ к основным силам обеспечения национальной безопасности относятся: Внутренние войска– войска, входящие в систему МВД России и предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Основные задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооружённых конфликтов; участие в разоружении и ликвидации незаконных вооружённых формирований и организованных преступных групп;



- участие в пресечении актов терроризма; охрана важных гос. объектов и специальных грузов;

- участие в территориальной обороне РФ в военное время;

- оказание содействия пограничным войскам в охране государственной границы. В своём составе внутренние войска имеют соединения и воинские части оперативного назначения, специальные моторизованные соединения и воинские части; соединения и воинские части по охране важных гос. объектов и специальных грузов; авиационные воинские части; разведывательные воинские части (подразделения), воинские части (подразделения) специального назначения. Соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчинённых главнокомандующему внутренними войсками МВД России.

Пограничные войска – воинские формирования, предназначенные для защиты и охраны государственной границы, а также выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в сфере защиты и охраны гос. границы. Входят в систему ФСБ России. В составе пограничных войск – пограничные отряды, морские и авиационные соединения и части. Войска гражданской обороны – соединения, воинские части и подразделения, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и применения противником современных средств поражения, проведения спасательных, неотложных аварийно-восстановительных и др. работ.

Находятся в подчинении МЧС России. Как составная часть сил гражданской обороны РФ свои задачи выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями, в некоторых случаях – совместно с частями ВС РФ. В военное время могут привлекаться для создания оборонительных рубежей, восстановительных работ, выполнения задач территориальной обороны. Железнодорожные войска РФ – специальные войска, предназначенные для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности ВС РФ и других войск, воинских формирований и органов, для строительства, как в военное, так и мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.


В соответствии с федеральным законодательством внутренние войска, пограничные войска, войска гражданской обороны и железнодорожные войска, кроме осуществления своих непосредственных функций, совместно с ВС РФ участвуют в отражении агрессии против РФ, а также выполняют иные задачи в области обороны государства. Для выполнения отдельных задач в области обороны страны привлекаются, кроме того, инженернотехнические, дорожно-строительные и др. воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.

В целях централизованного руководства обеспечением военной безопасности РФ осуществляются единое стратегическое и оперативное планирование применения ВС РФ и других войск в интересах обороны, разработка мобилизационных планов для удовлетворения их потребностей в военное время, программно-целевое планирование военного строительства на основе долгосрочных (10–15лет), среднесрочных (4–5лет) и краткосрочных (1–2года) документов. К средствам обеспечения национальной безопасности относится совокупность политических, дипломатических, экономических, правовых, военных и др. мер, а также имущество, ресурсы и техника, используемые для обеспечения национальной безопасности

Для предотвращения различного рода войн и мирного разрешения назревающих военных конфликтов (особенно на своей территории), нейтрализации и парирования внешних и внутренних угроз национальной безопасности большое значение имеет применение не силовых мер, к которым относятся следующие:

- политические меры – встречи глав государств, правительств, политических делегаций; переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений; проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработки рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку;

- дипломатические меры – переговоры по вопросам, вызвавшим напряжённость во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, гос. делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений;


- экономические меры – нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны путём принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств в торгово-экономической, научнотехнической, финансовой и др. сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования; повышение устойчивости банковского сектора, исключающего возможность возникновения системных кризисов; повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, нелегальным вывозом капитала, а также борьбы с финансированием террористических организаций

Набирает динамику деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других интеграционных структур в рамках СНГ. В целом конструктивная не конфронтационная линия в мировых делах, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН и на других многосторонних форумах, способствовала укреплению авторитета России как одной из ключевых держав, участвующих в формировании новой системы глобальной безопасности и основных контуров мироустройства XXI в. Россия осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами на основе двусторонних и многосторонних договоров, межправительственных соглашений. В своей внешней политике она стремится к тому, чтобы использовать военное сотрудничество не только как средство против развязывания войн и вооружённых конфликтов, но и как способ обеспечения коллективной безопасности. Военное сотрудничество помогает успешнее реализовать военно-политические цели, которые трудно или невозможно достичь самостоятельно.

Приоритетным направлением деятельности РФ, оказывающим значительное влияние на обеспечение национальной безопасности и развитие экономики страны, является военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. ВТС для России – источник дополнительных финансовых средств для развития экономики: доходы от экспорта продукции военного назначения стали одним из важнейших факторов, определяющих финансирование и развитие обороннопромышленного комплекса. ВТС способствует решению целого ряда других стратегических задач гос. строительства РФ – переориентации рос. экспорта в сферу поставок не природных ресурсов, а высокотехнологичной продукции и является важным инструментом внешней политики страны, существенно влияющим на международный престиж России.