Файл: Отчет по Практикуму по патопсихологической и нейропсихологической диагностике.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного
образования и профессионального обучения»
Факультет дополнительного профессионального образования
Форма обучения заочная
Направление « Клиническая психология с основами психотерапии (1080)»
ОТЧЕТ
по «Практикуму по патопсихологической и нейропсихологической диагностике»
Слушатель: Бородина Т.Н.
Преподаватель: к.м.н. Узлов Н.Д.
Москва 2023 г.
Содержание
Ответы на задания модуля 1. Патопсихологическое обследование больных…………………………………………………………………………3
Задача 1…………………………………………………………………….3
Задача 2…………………………………………………………………….3
Задача 3…………………………………………………………………….4
Задача 4…………………………………………………………………….4
Задача 5…………………………………………………………………….5
Задача 6…………………………………………………………………….5
Задача 7…………………………………………………………………….6
Задача 8…………………………………………………………………….6
Ответы на задания модуля 1. Нейропсихологическое обследование больных…………………………………………………………………………7
Задача 1…………………………………………………………………….7
Задача 2…………………………………………………………………….7
Задача 3…………………………………………………………………….7
Задача 4…………………………………………………………………….8
Задача 5…………………………………………………………………….8
Задача 6…………………………………………………………………….8
Задача 7…………………………………………………………………….8
Задача 8…………………………………………………………………….9
Ответы на задание модуля 3. Экспертная деятельность клинического психолога……………………………………………………………………….9
История 1…………………………………………………………………9
История 2…………………………………………………………………10
История 3…………………………………………………………………12
История 4…………………………………………………………………17
Модуль 1. Патопсихологическое обследование
психически больных
Задача 1.
1. О расстройствах каких когнитивных функций предположительно
свидетельствуют сделанные пациентом ошибки в пробах Крепелина?
О нарушениях координации внимания и умственной работоспособности
2. Рассчитайте показатели эффективности работы (ЭР), степени врабатываемости
(ВР), психической устойчивости (ПУ) больного (пробы Шульте).
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5 = 394/5=78,8
ВР= Т1 / ЭР=59/78,8=0,74
ПУ= Т4 / ЭР=88/78,8=1,12
3. Охарактеризуйте в целом в 2-3 предложениях умственную работоспособность больного.
Умственная работоспособность низкая. Больному тяжело воспринимать информацию.
Задача 2.
1. О каком психическом расстройстве может идти речь? Укажите основной психопатологический синдром, который имел место у пациентки в первые дни пребывания в стационаре?
Шизофрения. Патологический синдром в первые дни психомоторное возбуждение и спутанное сознание
2. К какому типу нарушений мышления по классификации Б.В.Зейгарник можно отнести выявленные с помощью методики классификации предметов обобщения?
Нарушения операциональной стороны мышления или способности обобщать, анализировать, синтезировать, выделять главное, сравнивать.
3. Какие другие три методики Вы бы применили, чтобы подтвердить предположение о выявленных у больного расстройствах мышления?
Пятна Роршаха, Иллюзия маски, Метод пиктограмм
Задача 3.
1. Обоснуйте, предположительно какой личностный психотип определяется у Андрея?
Эпилептоидный тип. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости.
2. С какими расстройствами личности по МКБ-10 или психическими заболеваниями Вы стали бы проводить дифференциальную диагностику?
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности
3. Какие еще психодиагностические методики Вы бы применили в первую очередь для уточнения диагноза? Укажите 3 из них и приведите обоснование их выбора.
Проективный рисуночный тест «Дом — дерево — человек». Позволит оценить самооценку, тревожность.
Рисованный апперцептивный тест. Позволяет оценить отношение клиента к окружающим
Тест Люшера. Позволит определить настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Тест Сонди (в модификации Собчик Л.Н. «Метод портретных выборов»). Выявление разных сторон и свойств личности.
Задача 4.
1. О каком заболевании может идти речь по систематике МКБ-10?
О биполярном расстройстве личности
2. К какому типу расстройств мышления по классификации Б.В.Зейгарник можно отнести выявленные с помощью методики «классификация предметов» нарушения?
Нарушение динамической стороны мышления, скорость мыслительных операций. Ускорение темпа мышления в маниакальной фазе. Тахифрения. Лабильность мышления – ускорение мышления, быстрая речь, мысль может не успевать закончиться, как уже начинается другая. Такой тип динамики можно наблюдать у больных МДП в маниакальной фазе.
3. Проинтерпретируйте профиль MMPI пациента. Какой ведущий синдром выявляется на профиле? О чем может свидетельствовать сочетания пиков по 4, 6 и 9 шкалам?
Синдром – смена настроения. Данные показатели свидетельствуют о сложностях социальной адаптации и высоком уровне агрессии, но в то же время о высоком уровне трудолюбия.
Задача 5.
1. Перечислите, какие виды мыслительных и речевых нарушений обнаруживаются у пациента?
Склонность к придумыванию новых языков , не существующих в реальности. Попытки изъясняться.
2. Дайте им определение и приведите примеры из текста.
Особый язык – «гедеон» (произошедший, по-видимому, от названия венгерской фармакологической фирмы «Гедеон Рихтер», производящей нейролептики).
3. Какие патопсихологические методики позволяют их обнаружить (укажите 3 из них, наиболее доступных)?
Вербальный ассоциативный тест, Понимание переносного смысла пословиц и метафор, Пиктограмма.
Задача 6.
1. Оцените результаты психодиагностического исследования и дайте общее предварительное заключение.
Представленные показатели свидетельствуют о высоком уровне тревоги у пациента, связанной со стремлением сделать все лучше всех.
2. В чем, по Вашему мнению, заключаются психологические причины сердечных приступов у подростка? Обоснуйте их, исходя из концепции интрапсихического конфликта В.Н.Мясищева. Причиной может выступать как наследственность, так и избыточные переживания, связанные с риском недостижения поставленных целей.
3. Какие конкретные рекомендации Вы бы дали подростку и родителям?
Родителям оказывать поддержку сыну, транслируя ему свое принятие вне зависимости от его достижений или ошибок. Возможно, мальчик подсознательно расценивает требования, предъявляемые к нему окружающими, как завышенные и нереалистичные. Объяснить, что идеала в реальном мире не существует, но образцы даны для того, чтобы мы к ним стремились.
Уделение внимания отдыху; наличие любимого занятия; проведение совместного отдыха.
Задача 7.
-
Приведите, как минимум, 3 признака в пиктограмме, специфически свойственные органическому поражению ЦНС.
Низкая дифференцированность изображений. Выраженная дестабилизация графических характеристик. Особо низкая продуктивность запоминания.
2. К какому заболеванию, симптоматика которого присутствует в клинической картине болезни у исследуемого пациента, наиболее близка указанная кривая заучивания 10 слов?
Эпилепсия. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, выраженную утомленность. Лабильность мнестических процессов.
3. Какой вариант экзогенного органического синдрома, по Вашему мнению, развивается у больного – лабильный, ригидный или мнестический? Обоснуйте свой ответ. Мнестический - снижается как объем, так и концентрация внимания.
Задача 8.
Вопросы: 1. Оцените уровень процессов обобщения испытуемой (конкретный, функциональный, категориальный).
Конкретные признаки (Голова у них у всех есть, конечности!)
Функциональные «Самолет, велосипед, секундомер – это все техника. Их объединяет время: чтобы долететь или доехать куда-то, время потребуется)
Конкретные (ветер – соль». Это солончаки, такие почвы соленые, полупустынные, ну как в пустыне, там ветер гуляет, выдувает эту соль. На них ничего не растет). Пациентка использует разные методы обобщения.
2. Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью методики «классификация предметов»? Обоснуйте свои доводы.
Конкретность мышления может подтверждать наличие органически обусловленных психических расстройств, склонность к излишней детализации - эпилептический характер ассоциативных нарушений, опора мышления на латентные признаки - нарушения мышления шизофренического спектра.
3. Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью методики «сравнение понятий»? Аргументируйте свой ответ.
Для исследования процессов анализа и синтеза мышления.
Модуль 2. Нейропсихологическое обследование больных
Задача 1.
1. Какой вид речевых нарушений имеется у пациента?
Афазия и дизартрия. Нарушение произносительной речи.
2. Что лежит в основе данного вида речевого нарушения?
В основе лежат повреждения определенных областей мозга.
3. Укажите топографическую локализацию очага поражения в коре головного мозга в результате инсульта у данного пациента.
Бассейн левой средней мозговой артерии
Задача 2.
1.Как называется обнаруженные у больного феномены?
Представлен синдром игнорирования, больной игнорирует предметы в правой части.
2. К какому виду расстройств гнозиса и праксиса относятся выявленные нарушения?
Зрительная агнозия
3. Укажите вероятностный очаг поражения в коре головного мозга.
Корковые структуры задних отделов больших полушарий
Задача 3.
1. Какие симптомы «лобной психики» имеются в клинической картине болезни у данной пациентки?
Неадекватное поведение, безразличие к происходящим событиям.
2. Как называется речевое расстройство, обнаруживаемое у больной? Перечислите, как минимум, 3 его признака, основываясь на истории болезни и данных нейропсихологического исследования. О поражении каких корковых зон мозга они свидетельствуют?
Брадилалия.
Изменение темпа речи, повторение слогов; заикание. Поражение зоны лобной доли.
3. Какой вид нарушений представляют данные рисунки? При какой форме апраксий эти нарушения встречаются? Кинетическая апраксия
Задача 4.
1. Проведите интерпретацию полученных результатов (после инсульта и спустя 9 мес.).
Показатели говорят о наличии когнитивных нарушений, которые постепенно стабилизируются.
2. О чем свидетельствует динамика показателей?
Динамика показателей говорит о положительных изменениях ,состояние больного стабилизируется.
3. Имеются ли у больного признаки деменции? Если да, то какому уровню она соответствует?
Да, имеются.
Задача 5.
1. Назовите нарушение речи у ребенка в дошкольном возрасте.
Дисграфия
2. Как квалифицируются специфические нарушения письма?
Зеркальное написание
3. Консультация каких специалистов требуется?
Невролог, логопед
Задача 6.