Файл: Отчет по Практикуму по патопсихологической и нейропсихологической диагностике.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. О каком заболевании может идти речь?
Исходя из описания можно говорить о деменции
2. Какие расстройства гнозиса, праксиса и речи имеют место у больной?
Сложности с восприятием, в том числе речи, сложности с произношением слов.
3. Оцените степень выраженности деменции.
Деменция имеет достаточно выраженных характер
Задача 7.
1. Какое гностическое расстройство обнаруживается у больного. Приведите его обоснование из примеров истории болезни и экспериментально-психологического исследования. 2. Какие виды речевых нарушений имеются у больного?
Агнозия. Не способен показать на своей руке палец, который просит экспериментатор, путает левую и правую сторону.
3. Оцените степень выраженности когнитивных нарушений. Нарушения достаточно выражены.
Задача 8.
1. Какой вид речевых нарушений отмечается у больного?
Афферентная моторная афазия. Нарушение произносительной речи.
2. Имеются ли у пациента поражение корковых зон речеслухового анализатора? Обоснуйте ответ.
Ошибки в произношении проявляются в замене звуков. Слово «картина» произносит как «хафтина», «батон» как «ватогн», особенно ярко это проявляется при волнении в повествовательной речи с использованием сонорных звуков (М,Н,Л,Р): «Я..я… тет.. кетя ..зовут Вас..Вафета…Валета («меня зовут Валера»), «Я живу с товитевями» («Я живу с родителями»).
3. К какому специалисту следует обратиться для коррекции вышеуказанных нарушений? Невролог, нейропсихолог
Модуль 3. Экспертная деятельность клинического психолога
История 1. Вопросы судебно-психологической экспертизы
1. Подтверждается влияние отношений с отцом на формирование у испытуемого подсознательного жизненного сценария, где он является жертвой обстоятельств, которую принуждают, заставляют терпеть. “Однажды, когда он все же пытался это сделать, отец его не ударил, но плюнул ему в лицо. Был потрясен, испытал гнев и ненависть в отношении отца, хотелось его убить, но испугался дальнейшей расправы и лишь только заплакал, убежав и запершись в своей комнате. В течение своей жизни так и не научился разрешать возникающие противоречия в свою пользу”. Здесь видны основные компоненты сценария: стимул (факт унижения, принуждения) - реакция (внутри много гнева, агрессии для защиты себя, но подавляет из-за страха быть “побежденным” более сильной особью). Так сформировалась личность, склонная к накоплению агрессии, что влечет состояние аффекта.
2.
-
“он вынужден сидеть в тесной комнате, играть ненавистную музыку! (выражение протеста, гнева, сжимает и разжимает кулаки). Мальчик недоволен, он ощущает насилие родителей, старших, чувствует это. Он думает, как от этого избавиться”. “Скорее всего, он заявит родителям, что он не хочет больше играть на скрипке, не будет выполнять эти задания. Родители будут его оскорблять, наказывать”. Прослеживается связь с детством испытуемого, его воспоминаниями о пьянстве отца. -
“Чувства и мысли у этого мужчины? После этого аффекта чувства ужасные! (потрясен). Я не мог подумать, что убил этого бомжа. Я и сейчас не понимаю, что это было. Но он-то понимает точно, что убил жену или сожительницу. У него чувство ужаса! Не от того, что он понесет наказание, а от того, что любил ее. Ее больше не будет. У него слезы. Он сейчас зарыдает. Чувство огорченности, глубокое огорчение... Какое будущее у него будет? Это да! Это тяжело (тревога в голосе, страх). Был бы хладнокровный человек, сидел бы и курил сигару. А тут! Ужас!” -
“Потом будет следствие, суд, молодую девушку ждет наказание. Но суд, учитывая ситуацию, смягчит наказание. На следствии подтвердится, что было покушение на ее жизнь, что погибший к ней приставал, принуждал вступить с ним в половую связь. Девушка получит условный срок. У нее хорошие характеристики и ее осудят условно. Что она могла еще сделать?” Испытуемый видит описывая поступок девушки, проецирует свои причины совершенного преступления.
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
ПРИКАЗ от 12 января 2017 года N 3н «Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы»
История 2. Вопросы медико-социальной экспертизы
1. Прочитайте внимательно заключение и найдите в нем, как минимум,
3 наиболее значимые и грубые ошибки.
В заключении нет:
характера изменения основных психических процессов (не изменены, изменены по астеническому, органическому,невротическому типу); динамика психической деятельности; личностные изменения (включая внутреннюю картину болезни и мотивационную сферу); трудонаправленность; социально-бытовой статус; психологический реабилитационный потенциал; психологический прогноз.
Не отражена необходимость в консультации другими специалистами.
2. Нормативные документы:
Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (последняя редакция) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (Документ утратил силу с 1 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 N 588) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Приказ Минтруда России от 27.08.2019 N 585н (последняя редакция) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2019 N 56528).
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2020 г. N 979н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
ГОСТ Р 55635-2013 Медико-социальная экспертиза. Требования к персоналу учреждений медико-социальной экспертизы.
ГОСТ Р 53931-2010 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы.
ГОСТ Р 58262-2018 Медико-социальная экспертиза. Контроль качества услуг Медико-социальной экспертизы.
Цели и задачи работы психолога в первичном бюро МСЭ:
Реализовать:
- оценку состояния интеллектуально-мнестических функций, в первую очередь высших психических функций( функций памяти,активного внимания, мышления);
- оценку состояния эмоционально-волевой и мотивационной сферы, прежде всего ведущих мотивов, особенностей эмоциональных реакций и состояний,способности к волевым усилиям;
- оценку особенностей личности (оценка системы отношений и направленности личности, ценностных ориентаций,отношения к собственному«я», характерологических черт);
- оценку профессиональных интересов, склонностей и способностей, для разработки рекомендаций по ИПР (индивидуальной программе реабилитации);
- оценку отношения к заболеванию (внутренняя картина болезни);
- оценку психологического аспекта реабилитационного потенциала(реабилитационный потенциал личности).
Из представленных задач следует, что психологическая диагностика, а следовательно и психологическое заключение, должно разносторонне отражать психическое состояние, психологический статус обследуемого, позволять выявить расстройства, нарушения психической деятельности, оценить индивидуальные особенности «сохранных» психических функций, с обязательной оценкой психических свойств патопсихологического и психологического регистра. При этом следует разделять, что оценка свойств патопсихологического регистра важна для реабилитационной и экспертной оценки, оценка психологического регистра важна для планирования индивидуальных реабилитационных мероприятий.
3.
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
История 3. Деятельность психолога в психолого-медико-педагогической комиссии
1. Рекомендация возможна обоснована, так как у ребенка диагностировано расстройство речи, общее недоразвитие речи III уровня на фоне псевдобульбарной дизартрии, отягощенное зубочелюстной патологией. А школа V вида предназначена для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения и данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. Но в заключении нет общего показателя интеллекта, только вербальный и невербальный. Вербальный 66 б. - очень низкий показатель, невербальный - 87б. - низкая норма. Поэтому необходимо уточнить общий показатель интеллекта для определения типа образовательного учреждения. Тем более, в анамнезе раннее органическое поражение головного мозга.
2.
Сфера | ЗПР | УО |
Память | Объем запоминаемой информации снижен. Ребенок обладает меньшей продуктивностью, обращает внимание только на что-то яркое, лучше воспринимает наглядный материал. | Ученик становится забывчивым, часто не помнит некоторые моменты из жизни. У него в голове откладывается случайно увиденная информация, внешние примеры. Ребенку сложно дается построение логических связей. Практически неразвита смысловая память. |
Внимание | Сниженная концентрация и неустойчивое внимание. Ребенок легко отвлекается на посторонние вещи и не может быстро переключиться с одного дела на другое. | Испытывает трудности с распределением своего внимания, медленно переходит с одной задачи на другую. Слабая концентрация внимания. |
Мышление | Скачкообразное развитие мыслительной деятельности – неравномерно формируется словесно-логическое и наглядно-действенное мышление. Ребенок имеет хорошие возможности для развития навыков анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, но возникают сложности с причинно-следственными связями. | Мышление на протяжении всей жизни – наглядно-образное. Сниженная активность мыслительных процессов, слабая регуляция мыслей. Не сформированы навыки анализа, обобщения, сравнения и синтеза. Ребенок не может сам оценить выполненную задачу. При проведении методик, направленных на выявление показателей умственной деятельности, показывает результаты хуже, чем дети с ЗПР. |
Способ выполнения задач | Ребенок действует методом проб и ошибок, не знают верного решения ситуации. Поступает не всегда адекватно. | Нерациональные попытки манипуляции. Ребенок не может переносить дела на потом. |
Обучаемость и отношение к помощи | Низкий уровень обучаемости. Без проблем принимает помощь от взрослых во время выполнения заданий. Более быстрый темп усвоения информации, возможность ее применения. | Низкий уровень обучаемости и усвоения информации. Педагогическая запущенность. Испытывает трудности с использованием знаний в жизни. Не принимает помощь взрослых, все задания делает сам. |
Познавательная деятельность | Избегает интеллектуальных заданий, обходит напряжение стороной, но при обучении проявляет интерес. Необходимо исключать из воспитания наказания и ругань. Большая возможность дальнейшего развития. | Не проявляет интерес к познанию окружающего мира, имеет о нем искаженное представление. Действует шаблонно, отсутствует тяга к новым занятиям. |
Эмоциональность | Ребенок имеет яркую эмоциональность, что позволяет привлекать его к обучению через заинтересованность задачей, например, с помощью игрового процесса. Однако развитие осложнено гиперактивностью или инфантилизмом. Испытывает проблемы с адаптацией и планированием своих дел. | Эмоциональная сфера не развита, подчиняется инстинктам. Игровой способ обучения отвлекает от выполнения задания. Обладает внушаемостью и слабой уверенностью в собственном мнении. Не может контролировать свои эмоции, имеет нестабильное настроение. |
Изобразительная деятельность | Обладает данными навыками в разной степени. | Без специальной подготовки уровень навыка выражается в чирканьях. В некоторых случаях при правильном подходе ребенка можно научить изображать формы, рисовать домики или условных людей. |
Игры и развлечения | В игре действует активно, проявляет инициативу. В отличие от УО, игровая деятельность детей с ЗПР носит более эмоциональный характер. Они могут правильно подобрать способ достижения цели, однако отсутствует умственная сфера и замысел. Без должного обучения останавливаются на уровне сюжетной игры. | Не проявляет активность, при игре действует так же, как и остальные дети, подражая им. Отсутствует сюжетный замысел, ограничивается предметно-игровой деятельностью. |
Речь | Ребенок воспринимает речь взрослых, включая рассказы и сказки. Отсутствуют грубые ошибки в произношении и грамматике. Даже если дети с ЗПР допускают нарушения при письме или чтении, то самостоятельно пытаются понять проблему и исправить ее. Обладают большим запасом слов, чем дети с УО. Способны пересказать услышанный текст. | Речь имеет грубые дефекты. Ребенок не понимает значения многих слов, неправильно произносит фразы, обладает небольшим словарным запасом, испытывает трудности с формулировкой предложений. Также у этих детей неразвиты фонематический слух и звуковой анализ. Они не стремятся понять прочитанный текст и использовать речь в достаточном объеме. |
Моторика | Движения чаще осознанные и скоординированные. Отличаются ловкостью и целенаправленностью действий. | Ребенок испытывает трудности с координацией, медленно и неловко двигается. Не может быстро переключиться с одного действия на другое. |
Обратимость симптоматики | Приведение состояния ребенка в норму возможно при должной коррекционной и воспитательной работе. Можно проследить скачок в развитии. От детей с УО отличаются большей вероятностью обучения. При правильной коррекции дети с ЗПР способны поступить и обучаться в ВУЗе, обходиться без посторонней помощи в жизни. | Нарушения необратимы в связи с поражением коры головного мозга. Перечисленные симптомы будут проявляться в течение всей жизни. |
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082).
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 23.05.2016г. № 1074/07 Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссии».
История 4. Деятельность психолога в военно-врачебной комиссии
1. Статья 18 означает о том, что у юноши есть психические нарушения. При этом буква «Б» свидетельствует о периодичности проявления отклонений. Для того чтобы снять статью 18б призывнику потребуется самостоятельно пройти освидетельствование в уполномоченном психоневрологическом диспансере. Снять статью 18б возможно при наличии следующих обстоятельств:
-
Была допущена ошибка в освидетельствовании и постановке диагноза; -
Выявленные нарушения носят временный или случайный характер; -
Молодой человек симулировал симптомы расстройства для получения отсрочки, но потом признался в содеянном.
2. Всего существует 5 основных категорий годности:
«А» - годен к военной службе
«Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями
«В» - ограниченно годен к военной службе
«Г» - временно не годен к военной службе
«Д» - не годен к военной службе
Освидетельствование граждан, страдающих психическими расстройствами, проводится после обследования в амбулаторных или стационарных условиях в специализированной медицинской организации (специализированном отделении медицинской организации).
-«Шизофрения» - категория Д,
-«кратковременные преходящие экзогенные психические расстройства»
(для контрактников) - в) при умеренно или незначительно выраженном, затянувшемся астеническом состоянии КАТЕГОРИЯ Г; г) при легком и кратковременном астеническом состоянии, закончившемся выздоровлением - КАТЕГОРИЯ А