Файл: Урок 56 Рибонуклеиновые кислоты многообразие, структура и свойства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 56 Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства
Задачи урока:

  • систематизировать и расширить понятие о рибонуклеи­ новых кислотах;

  • раскрыть структуру и свойства рибонуклеиновых кис­ лот;

  • показать многообразие рибонуклеиновых кислот.


Средства обучения

Таблицы по общей биологии «Строение ДНК», «Строение РНК»; CD «Биология 11 класс»,
Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • знание о рибонуклеиновой кислоте, многообразии её типов, их формировании и о значении в жизнедеятельности клетки;

  • умение объяснять структуры различных нуклеиновых кислот, характеризовать их типы и значение в живой клетке;

метапредметные:

  • умение систематизировать информацию, выделять главное из потока информации, находить информацию в дополнительных источниках, развивать навык самостоятельной учебной деятельности;

личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, выявлять сущность изучаемого предмета или явления.


ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний о строении молекул аминокислот, белков, о биологической роли ферментов. (Тест)
II. Изучение нового материала
Постановка проблемы: «Как в клетке осуществляется передача наследственной информации?» (Выдвижение гипотез, их обсуждение.)
1. Нуклеиновые кислоты — фосфорсодержащие биополимеры. Нуклеотиды — мономеры нуклеиновых кислот. Состав нуклеотида. Два вида нуклеиновых кислот — дезоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая. Особенности строения нуклеиновых кислот. (беседа учителя с демонстрацией таблиц, портретов учёных.)
2. Нуклеотиды. Азотистые основания
, входящие в состав нуклеотидов. Две группы азотистых оснований — пуриновые и пиримидиновые. Функции нуклеотидов в клетке. (Самостоятельная работа с текстом § 29 и рисунками 60 и 61 учебника. Беседа учителя с опорой на знания учащихся.)
3. Рибонуклеиновая кислота — полинуклеотидная цепочка с линейной последовательностью нуклеотидов. Сравнение молекул ДНК и РНК. Синтез молекул РНК. Основная функция РНК. (Беседа учителя с опорой на знания учащихся, демонстрация таблиц.)
4. Типы рибонуклеиновых кислот в клетке: информационные, рибосомные, транспортные, малые ядерные, митохондриальные. Многобразие информационных РНК и их функция в клетке. Созревание (процессинг) иРНК. Роль рибосомных РНК в клетке. Транспортные и митохондриальные РНК. Малые ядерные РНК и их функции. (Беседа с элементами объяснения, демонстрацией таблиц по общей биологии.)
5. Роль рибосомных, транспортных и других типов РНК в клетке. Функции рибосомных РНК — рРНК, их локализация и значение в живой клетке. Транспортные и митохондриальные РНК. Малые ядерные РНК и их функции. (Пояснительный рассказ учителя с элементами работы учащихся с текстом учебника, использованием таблицы и рисунка учебника, демонстрацией таблиц по общей биологи, обобщение, выводы.)
III. Закрепление знаний о типах рибонуклеиновых кислот, особенностях их строения и функций.

Вопросыдля контроля:

1. Каково строение РНК?

2. В чём состоит различие между РНК и ДНК?

3. Какие функции выполняет РНК в клетке?

4. Какие типы рибонуклеиновых кислот присутствуют в клетке?

5. Как происходит процессинг у эукариот?
Домашнее задание: изучить текст § 29 учебника и выполнить задания в конце параграфа.